Второй китайский авианосец «Шаньдун» и “Варяг” (построенный на ЧСЗ) внешне похожи как две капли воды

16:17

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

25 сентября 2012 года первый китайский авианосец, переоборудованный из авианосца «Варяг», построенного на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, был торжественно передан китайским ВМС под наименованием «Ляонин» (CV-16). Назван в честь провинции на северо-востоке Китая, где корабль строился на судостроительной верфи в городе Далянь. Авианосец базируется в военно-морской базе Циндао на Желтом море, и в случае необходимости может в кратчайшие сроки быть переброшен к берегам Кореи или Японии.

В 2013 году на той же верфи в г. Далянь (бывший российский и советский порт Дальний) была начата подготовка к строительству первого авианосца собственной постройки, проект 001А. Авианосцу дали имя «Шаньдун» (Shandong) – (CV-17), по имени одной из самых больших провинций в Китае с населением около 100 миллионов человек – в два с половиной раза больше, чем в Украине.
Портом приписки нового авианосца станет военно-морская база Юлин, расположенная в Южно-Китайском море на острове Хайнань. В ней располагается штаб-квартира атомного подводного флота Военно-Морских сил Китая. Авианосец будет использован для прикрытия атомного подводного флота и защиты интересов Китая в Южно-Китайском море.
Строительство корабля в сухом доке началось в марте 2015 года, а на воду он был торжественно спущен 26 апреля 2017 года к 68-й годовщине китайских ВМС. Два года сборки корпуса – это очень быстро. У нас и у американцев на стапельную сборку кораблей этого класса уходило три года.
В настоящее время корабль проводит испытания, уже совершено пять выходов в море разной продолжительности. Корабль строится со значительным опережением графика и может быть принят в состав флота в июле 2019 года. Полное водоизмещение – ок. 70.000 тонн; длина – 315 м; ширина по полетной палубе – 75 м; скорость хода – 31 узлов; авиационная группа – 40 самолетов J-15, которые являются аналогами российских самолетов Су-33.
Оба китайских авианосца имеют носовой трамплин. В отличие от «Адмирала Кузнецова», на авианосцах «Ляонин» и «Шаньдун» нет ударного ракетного оружия, а установлены только зенитные ракетные комплексы ближнего рубежа, и потому китайские аналоги наших кораблей – это уже классические авианосцы. Во время боевой службы они будут находиться в составе авианосных ударных групп под защитой кораблей сопровождения, которые обеспечат их противовоздушное и противолодочное прикрытие.
Конструкция авианосца «Шаньдун» повторяет конструкцию авианосца «Варяг» («Ляонин») с несколько уменьшенной надстройкой. Я бы сказал, что внешне они похожи «как две капли воды», но, безусловно, на втором корабле будет много отличий по результатам семилетней эксплуатации первого авианосца «Ляонин». В частности, увеличены объемы погребов авиационного боезапаса и цистерн авиационного топлива, что увеличивает время нахождения корабля в военной кампании.
Впечатляющи планы Китая по строительству собственного авианосного флота! По американским данным, за десять лет Китай намерен построить шесть собственных авианосцев, два из них – атомные.
Валерий Бабич,
судостроитель, журналист,
автор книг об авианосцах.