Вспомним о наших черноморцах: история сборочно-сварочного цеха ЧСЗ

18:55

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Судостроение богато историей. В девятнадцатом столетии произошел бурный качественный скачок от постройки деревянных парусных кораблей к созданию металлических паровых судов. Постройка стального судна начиналась с одного листа. В шуме и грохоте сверл, молотов, чеканок, зубил от листа к листу вырастал на стапеле корпус. Впечатляющие рассказы корабелов старшего поколения о строительстве клепаных судов – это разметка и сверление на деталях сотен тысяч отверстий, взаимно совпадающих по смежным плоскостям при сборке. Последующая горячая клепка пневматическими молотами при массивной поддержке со стороны головки заклепки требовала огромного изнурительного ручного труда.

Тридцатые годы двадцатого столетия ознаменованы внедрением нового технологического процесса – электросварки.
Это была первая революция в современном судостроении, обеспечивающая прочность и надежность сварных корпусов судов. Вторая техническая революция – переход к секционной сборке в корпусостроении. Внедрение этих процессов на ЧСЗ в самых широких масштабах стало основанием для постройки самостоятельного сборочно-сварочного цеха.
Постройка и ввод в действие в 1951 году четырехпролётного сборочно-сварочного цеха – это крупный и значительный момент в производственной деятельности ЧСЗ по созданию дополнительной производственной мощности для успешного выполнения программы строительства гражданских судов и военных кораблей. Предусматривалось изготовление крупногабаритных секций массой до ста тонн, соответствующей перспективным грузоподъемным средствам заводских стапелей.
Потребовалось немало времени, усилий и поисков для обеспечения не только четкой и эффективной системы сборочно-сварочного производства, но и создания надлежащих условий труда и быта для коллектива цеха.
Первым начальником нового цеха был назначен Алексей Михайлович Шорин. Коллектив цеха начал нелегкую историю своего становления и развития. В цех пришли опытные специалисты-корпусники, составившие ядро коллектива, он рос за счет желающих из других цехов, молодежи, окончившей ремесленные училища. В последующие годы пришли грамотные молодые специалисты -выпускники ВУЗов.
На должности мастеров здесь начинали свой трудовой путь, впоследствии занимавшие руководящие должности, Юрий Иванович Макаров, Владимир Иванович Кожухарь, Ефим Васильевич Слепушкин, Евгений Афанасьевич Ставничий, Николай Иванович Швец, Михаил Иванович Коваленко, Валентин Дмитриевич Неделев, Анатолий Исидорович Малинин, Игорь Павлович Тихоненко, Александр Анатольевич Печерский.
Тысячи жителей города связаны с корабельным прошлым нашего края. Многие – потомственные продолжатели целых поколений мастеровых, которые вкладывали в профессию душу, были горды участием в строительстве судов и кораблей.
Анатолий Григорьевич Кушнырев – выпускник судостроительного техникума. Ефим Маркович Горбенко – главный инженер завода, член экзаменационной комиссии, хорошо знал его отца Григория Порфирьевича – высококвалифицированного разметчика, спортсмена-энтузиаста, борца-любителя, твердо сказал: «Будешь работать там, где работал твой отец».
Так в 1956 году Анатолий Григорьевич оказался в сборочно-сварочном цехе, которому посвятил свою трудовую жизнь.
Согласно сохранившимся документам, и по материнской, и по отцовской линии все предки Кушныревых служили на Адмиралтейских верфях и во флотских экипажах. Родословную корабелов продолжил Анатолий Григорьевич и его семья. С увлечением работал он судовым сборщиком, мастером, ведущим инженером-технологом, начальником бюро технологической подготовки производства.
Быстро пролетели годы. Трудовая судьба 46 лет связывала его со ставшим родным дружным коллективом сборочно-сварочного цеха. И внутренний голос души настоятельно обязывал оставить память о людях, самоотверженно создававших в этом, далеко не самом легком, цехе корпуса кораблей, известных всему миру.
Назвать всех невозможно. Только мысль, что работал с такими людьми, делала счастливым. Своим честным многолетним тяжелым трудом они заслужили, чтобы каждому отдать должное уважение и помнить о них. Они – гордость и слава послевоенного поколения судостроителей! Так родилась идея организовать музей трудовой славы корпусосборочного цеха. Идея захватила Анатолия Григорьевича, он сумел заразить ею коллектив и руководство цеха.
Конечно же, без вдохновения, без огромного желания сделать что-то полезное для тружеников цеха, которых знал, любил всей душой, уважал, чувствовал от них взаимность и поддержку, осуществить это было бы невозможно.
Идея создания в цехе музея и учебно-технического кабинета возникла еще в конце шестидесятых годов, когда в старом корпусе были оформлены стенды, отражавшие механизацию выполнения различных технологических элементов в процессе изготовления корпусных конструкций. Но хотелось более широко показать богатую историю цеха, техническое творчество коллектива, его производственные достижения, культурное, социальное и духовное развитие.
Многие годы Анатолий Григорьевич «жил» этой идеей. Были сделаны эскизные наброски оборудования будущего музейного комплекса, прорабатывались перечни разделов музея. В конце семидесятых были выделены помещения в новом корпусе цеха, началось их оборудование и напряженная кропотливая работа по сбору материалов, разработке и оформлению намеченных разделов музея.
По принципу «постоянного накапливания» Анатолий Григорьевич проработал много книг по истории города корабелов, технической и справочной литературы, бывал в семьях ветеранов, поддерживал тесный контакт со специалистами завода. Шло время, накопился богатый материал, систематизировался, оформлены стенды и витрины.
1 марта 1989 года начальник цеха Александр Анатольевич Печерский торжественно открыл музей и учебно-технический кабинет сборочно-сварочного цеха №1.
Это событие корабелы посвятили 200-летнему юбилею города. На стендах и витринах девяти тематических разделов – память о ветеранах труда, высококвалифицированных специалистах, о совершенствовании производственно-технической базы цеха, культурном, социальном и духовном развитии коллектива.
Новые времена и новое общество неумолимо диктуют свои законы. В этих условиях, предполагал Анатолий Григорьевич, и завод, и музей могли стать ненужными и растоптанными вандалами.
На основе материалов, которые собирались для экспозиции музея, чтобы оставить память о родном цехе и его людях, описать всё, что было и волновало все годы совместной трудовой жизни, решил Анатолий Григорьевич издать книгу «Наш сборочно-сварочный». Она была напечатана в 2001 году к полувековому юбилею цеха в типографии ЧСЗ небольшим тиражом – 500 экземпляров.
Это краткая история рода Кушнырёвых, судостроительного производства Николаева, ЧСЗ и подробное описание становления, развития и совершенствования корпусосборочного производства. Это панорама жизни людей – созидателей, рабочих, мастеров, технологов, оставивших о себе добрую память в коллективе своей личной трудоспособностью, деловитостью, инициативностью.
Начальники цеха Игнат Романович Чумаков, Михаил Иванович Коваленко, Анатолий Исидорович Малинин, Юрий Игнатович Воскобойников, Владимир Михайлович Кравченко, Александр Анатольевич Печерский делали все возможное для технического перевооружения, улучшения организации труда, создания лучших бытовых условий работы коллектива цеха.
Много хорошего можно сказать о руководителях и работниках служб БТП, ПРБ, БТК – Н.С. Винокурове, И.Х. Гольберге, Д.Н. Гетмане, Г.С. Браславском.
Вспоминая пройденный коллективом цеха путь, в памяти встают люди – сборщики, газорезчики, разметчики, слесари, механики, женщины-маляры, крановщицы, проверщицы. Сколько их было – гордых профессией корабела и в то же время скромных, трудолюбивых, знающих.
Имена бригадиров П.О. Раскопанского, И.Е. Волобцева, А.Ф. Думанского, В.А. Ополинского, Б.А. Воюцкого, Д.И. Половинко знали не только на заводе, но и на предприятиях отрасли. Они шли в ногу со временем, были в авангарде технического прогресса. Каждый из них испытывал чувство значимости собственного труда, когда вслед уходящему с прощальным гудком кораблю невольно поднималась машущая рука, к горлу подступал комок и на глаза наворачивались слезы.
В книге много фотоиллюстраций, отражающих как технологические моменты сборочно-сварочных работ, так и жизнь коллектива – праздничные демонстрации, трудовые десанты в помощь городу и селу, участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. И лица, лица людей-тружеников цеха.
Когда предается забвению память об ушедших поколениях корабелов, становится на душе холодно. Надо их помнить!

Алла Царенко, ветеран ЧСЗ,
в прошлом библиограф научно-технической библиотеки завода.