Вспомним артиста Александра Сыромятникова

10:21

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Полотна гениальных художников восхищают взоры человечества столетиями. Шедевры Бетховена, Вивальди, Шостаковича музыканты воспроизводят на концертах во всех уголках земного шара, несмотря на то, что их сочинители давно покинули этот мир. Драматургия талантливых авторов разных эпох украшает репертуары современных театров. Шекспир, Мольер, Лопе де Вега, Леся Украинка, Франко, даже Аристофан и Софокл вновь и вновь оживают сегодня на сцене в своих нетленных произведениях. И только творчество театрального артиста сиюминутно. Оно рождается и умирает на глазах у зрителей, оставляя невидимый след в их душах. Если бы не свидетельства былых времен – отзывы критиков в газетах и журналах, наше поколение так и не узнало бы имена талантливых мастеров сцены прошлого. О столичных артистах уже давно созданы легенды. Что же мешает нам чтить память успешных предшественников в благодарность за богатейшее культурное достояние, которое они нам оставили в наследство?

“Дамы и гусары” А. Фредро. Эдмунд — А. Сыромятников. 1967 г.

11 марта 2021 года исполнилось бы 80 лет артисту, принадлежавшему к сегодняшнему поколению ветеранов сцены, но так рано ушедшему из жизни. В коллективе Николаевского русского театра он незримо присутствует в театральных байках, ностальгических рассказах. И помнят его коллеги очень светлым и добрым человеком, тонко чувствовавшим мир. На сцене он был необыкновенно обаятелен и органичен в своей простоте – такие влюбляют в себя зрителей с первого взгляда, очаровывают, удерживая внимание зала на протяжении всего спектакля. На самом деле, это редкий для актера талант – за два с лишним часа не стать скучным, предсказуемым в оценках, а значит – неинтересным. Но обратимся к документам.
1 августа 1965 года выпускник Харьковского института искусств Саша Сыромятников, герой этого повествования, пополнил труппу Николаевского областного русского драматического театра им. В.П. Чкалова. В свой первый театральный сезон сыграл 6 ролей, что для новичка немало: Петер («Дневник Анны Франк» Ф. Гудрича, А. Хаккетта), Севка («Чти отца своего» В. Лаврентьева), Игорь («Временный жилец» В. Полякова), Сильвио («Слуга двух господ» К. Гольдони), Бурчалкин («Когда нет свидетелей» Г. Мазина, И. Шапиро), Олег («Человек за бортом» А. Школьника). В творческой характеристике от 15 июня 1966 года, подписанной директором театра М. Перловым и главным режиссером Е. Зубовским, отмечено: «Артист Сыромятников обладает ярким сценическим обаянием, простотой, большой трудоспособностью. Несмотря на молодость, артист способен решать большие и сложные сценические задачи».

“Слуга двух господ” К. Гольдони. Сильвио — А. Сыромятников. 1966 г.

В этом же году на гастролях в Ярославле рецензент И. Казанцев в газете «Северный рабочий» констатировал следующее: «Самые искренние симпатии вызвали в спектакле «Временный жилец» артисты С.А. Михайлова и А.М. Сыромятников. Они совсем недавно со студенческой скамьи, и роли Алисы и Игоря – их, в сущности, первая серьезная работа на профессиональной сцене».
Роли сыпались как из рога изобилия, обнажая многогранный актерский талант. Только представьте себе: в 1973 году Сыромятников уже получил почетное звание заслуженного артиста Украинской ССР! Режиссер Г. Пименов утверждал, что творческую манеру актера «отличает подкупающая искренность, мягкая органика, психологическая достоверность в разработке образов». Особенно удавались персонажи народного плана. Таковы его Григорий Плетнев в «Солдатской вдове» Н. Анкилова, Семен Котко в пьесе В. Катаева «Шел солдат с фронта».

“Любовь Яровая” К. Тренева. Швандя — А. Сыромятников. 1967 г.

Большим успехом стала работа над образами в драматических повестях В. Распутина – Михаил в «Последнем сроке», Михеич в «Живи и помни». В наиболее ярких местах этих ролей актер достигал подлинно трагедийных высот. Не обделен был Сыромятников и комическим талантом: блестяще сыграл Леонидо Папагатто («Моя профессия – синьор из высшего общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи), Кузьму Тудышкина («Святой и грешный» М. Ворфоломеева), Евгения Лукашина («Однажды в новогоднюю ночь» Э. Брагинского, Э. Рязанова). Яркими, сочными красками изображал героев произведений В. Шукшина – блюдущего свой авторитет завхоза Ефима Пьяных («Характеры»), циничного философа-жулика Аристарха Кузькина («Энергичные люди»).
Театровед Ирина Давыдова определила Александра Сыромятникова как актера-воспитанника Анатолия Литко, руководившего творческими процессами в русском театре Николаева в начале 70-х: поэзия возникает из будничности, большое слагается из малых подробностей, из скромной житейской прозы. Подчеркивала, что с разных позиций актер всегда говорил о долге, добре, человечности. В прессе находим множество рецензий, описывающих сценические работы Сыромятникова как сложные по содержанию, многоплановые. «Богатство и разнообразие оттенков в игре А. Сыромятникова, – пишет в 1972-м С. Перлова, – делают его актерскую работу очень интересной, показывают, что артист и в дальнейшем своем творчестве сможет сказать свое слово».

“Долги наши” Э. Володарского. Сцена из спектакля. Толик — А. Сыромятников (первый слева). 1974 г.

Ее характеристика Сыромятникова в роли Плетнева в «Солдатской вдове» развернута, наполнена искренним восхищением успехом одаренного исполнителя. Не менее позитивную оценку мастерству актера находим в рецензиях на другие спектакли. Изучая их, невольно и сам влюбляешься в артиста. А фотографии-портреты, где он запечатлен в образах, красноречиво передают обаятельность натуры и удивительную способность к перевоплощению.
Александра Сыромятникова не стало в 1986-м. Но, если бы этот талантливый мастер продолжал сегодня свой жизненный путь, его достижения были бы неисчислимы и юбилейный вечер в этом году стал бы значительным событием в театральной повседневности города.
Марина Васильева.