ВАЛЕРИЙ ВЕТРОВ: Американские “лекарства” для украинских реформ

20:29

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Валерий Ветров

Каждого человека, попадающего в чужую страну, ждет много новых впечатлений и открытий. От внешнего облика городов, местных законов и стандартов, условий жизни, до взаимоотношений между людьми, сформированными национальными традициями и правилами принятыми в той или иной стране. Иногда впечатления от фешенебельных магазинов, высоких социальных стандартов, современного медицинского обслуживания бывают настолько сильны, что человек, не задумываясь, решает кардинально  изменить свою жизнь и эмигрировать в эту страну, где, по его убеждению, он сможет обеспечить себе более высокое качество жизни. Однако очень часто, он в скором времени понимает что перепутал туризм с эмиграций, и что по-настоящему комфортно ему может быть только в той стране и среди тех людей, с которыми были связаны долгие годы его жизни. Понимая это, он задает себе вопрос: что нужно сделать в его стране, что бы обеспечить такой же достойный уровень жизни, который стал сегодня нормой во многих развитых странах…   

Посетить Америку меня пригласил профессор Мичиганского Университета Раймонд Розенфельд. Его профессиональной деятельностью является изучение вопросов регулирования общественных отношений в разных странах. Для своих исследований он выбрал два города в Украине – Николаев и Ивано-Франковск, что и привело к нашему знакомству. Впоследствии научная деятельность позволила нам обмениваться практическим опытом.

Предыдущие мои посещения США, Англии, Чехии, Грузии и других стран позволяли мне по другому осмыслить процессы регулирования взаимоотношений органов власти и бизнеса, в результате сформировать конкретные предложения, некоторые из которых получили поддержку и впоследствии были использованы при формировании законодательства Украины. И поэтому я с готовностью поддержал предложение по посещению Соединенных Штатов Америки, страны, которая, по информации Всемирного Банка, занимает 4 место по условиям ведения бизнеса (Украина находится на 136 месте). В начале марта 2013 г. я отправился в поездку, планируя посетить два абсолютно разных по расположению и экономическим возможностям штата – Флориду и Мичиган.  

Проверяющий в заведении не выпьет даже стакан воды

Приземлившись в Форт Лодердейл, перед до мной открылась панорама Флориды, о которой так много написано книг и снято сериалов. Всегда теплый океан, невообразимо большое количество вилл с пришвартовавшимися яхтами и катерами, небоскребы с монограммами имен известных миллиардеров прямо на пляжах – все это явно свидетельствовало о высокой степени инвестиционной привлекательности Флориды для ведения бизнеса.  

Для того, чтобы решить все вопросы с представителями государственных органов, касающиеся организации и ведения предпринимательской деятельности, в каждом штате существуют единые центры по предоставлению административных услуг. Сити Холл, в котором находятся представители всех административных органов, включая офицера полиции, избавляет от необходимости представителей бизнеса в Америке ездить по разным концам города в поисках  кабинетов государственных чиновников. Однако, сравнивая оснащение центров, комплекс предоставления административных услуг во Флориде с Домами юстиции, предоставляющими аналогичные услуги в Грузии, можно с уверенностью утверждать о бесспорном преимуществе последних. Хорошим делом в реалиях Америки оказалась и наша украинская притча во языцех – децентрализация. Широкие права, предоставленные каждому штату по принятию местных правил и норм, приводит к тому, что в разных штатах на один и тот же вид предпринимательской деятельности у вас могут попросить  абсолютно разный пакет документов. 

Процедуры переоформления прав собственности в Америке достаточно просты и не занимают много времени. Например, для переоформления прав собственности на автомобиль вам необходимо предоставить документ с подписью собственника (тайтл) в частную компанию, занимающуюся регистрацией. В течении 15 минут вам оформляют номера на машину, а через неделю по почте вы получаете такой же документ о праве собственности на ваше имя.

Одним из основных видов бизнеса в городах Флориды является курортный бизнес. Отели, рестораны, кафе, пляжные магазинчики тянутся по всему побережью океана.  

Пообщавшись с владельцами маленького русского кафе, расположенного в городе Холливуд, я многое узнал об условиях ведения бизнеса в штате. Русские эмигранты, выехавшие в США до распада Советского Союза, мне рассказали о том, что приезжие отдыхающие круглый год обеспечивают стабильный доход. На вопрос о взаимоотношениях с проверяющими органами и возможности «улаживания» результатов проверки, как это принято у нас, мне ответили, что, проверяющий во время проверки даже стакан воды в заведении не выпьет. Причина, по их мнению, в том, что государственный чиновник в Америке, кроме достаточной зарплаты, обеспечен системой социальных льгот и преимуществ. Риск потерять все эти блага сводит к минимуму такое явление, как коррупция.

Максимальные услуги клиенту, репутация компании – эти принципы работы американской сферы обслуживания мне были очевидны на каждом шагу. Когда представитель компании по реализации авиабилетов, общаясь со мной по телефону, не зная меня, без всяких знакомств за полчаса нашла мне билет за 150 долларов при его стоимости от Майами до Детройта от 400 до 500 долларов в воскресные дни, я понял, что я не дома…

С “юга” – на “север”

Осуществив перелет из  Майами  в Детройт, на что понадобилось 3 часа, я сразу ощутил  климатические и экономические отличия между штатами Флорида и Мичиган. Многоэтажные небоскребы в центре Детройта и соседствующие опустевшие кварталы с брошенными домами свидетельствовали о затянувшемся кризисе когда-то развивающегося города – легендарного центра американской автомобильной индустрии.  

Процветание в прошлом автомобильных монстров Ford, General Motors, Chrysler, расположенных в Детройте, обеспечивало экономическую стабильность в городе предоставляя его жителям рабочие места. Однако в 1973 начавшийся нефтяной кризис и экспансия дешевых, экономичных японских машин привели к началу падения автомобильной империи «большой тройки». Определенная роль в усугублении кризиса также принадлежала расовым конфликтам, периодически возобновляющимся в Детройте. Злую шутку сыграло с Детройтом могущество профсоюзов: в погоне за бесконечным увеличением зарплат рабочих они снизили конкурентоспособность производимых автомобилей.

Сегодня задолженность города Детройта составляет 14 миллиардов долларов, а дефицит бюджета составляет 327 миллионов долларов. Население Детройта сократилось в 2,5 раза. Город занимает лидирующее место среди других городов Америки по росту преступности. Друзья из Флориды даже отговаривали меня от посещения штата Мичиган – мол, небезопасно. Несмотря на уговоры, я все же определил для себя три дня встреч в Детройте для изучения тех мероприятий, которые проводят местные власти для спасения города от банкротства. Исчерпывающую информацию мне предоставили радушные бывшие соотечественники – украинская диаспора. 

Эмиграция в США населения из разных стран мира, в том числе из Украины – достаточно распространенное явление. Наверное, Америка – это самая интернациональная страна, где эмигрант не чувствует себя некоренным жителем, так как все население состоит из переселенцев из всех стран мира. Общаясь с представителями разных расовых групп и национальностей, я то и дело слышал о том, что здесь все имеют одинаковые права и возможности. Все, что требуется от тебя, если ты решил здесь жить – это уважать и соблюдать законы этой страны.

Убедительным подтверждением того, что в США обеспечивается равенство всех перед законом, для меня стало проведение открытого судебного процесса над бывшим мером Детройта Квеймом  Килпатриком. Я наблюдал за ним как раз во время моего посещения Америки.

В штате Мичиган насчитывается около 50 тысяч эмигрантов, выехавших из Украины в разное время. Сказать о том, что представители украинской диаспоры меня тепло встретили, это ничего не сказать. Все три дня моего пребывания я был постоянно окружен их опекой и вниманием. Они помогали мне в организации встреч, приглашали на дни рождения, после рабочего дня  специально приезжали, чтобы поделиться со мной своими впечатлениями об Америке и разузнать о ситуации в Украине. Многие из эмигрантов представляли собой лучшую часть украинской интеллигенции, которые вынуждены были выехать из Украины из-за невозможности трудоустройства или непринятия сложившихся условий для жизни в нашей стране. 

Живя в другой стране, многие из них остаются большими патриотами, стараясь не только помогать друг другу и сохранять национальные традиции в Америке, а и активно участвовать  во многих благотворительных программах в Украине, пересылая часть из тех средств которые так тяжело им приходиться зарабатывать на чужбине. В результате общения и долгих дискуссий все были единодушны во мнении: все хотели бы, чтобы их дети жили на родине, но для этого условия жизни в Украине должны быть приближены к минимальным стандартам, которые существуют в развитых странах мира. 

Последнюю свою встречу я провел с представителем американского конгресса, сенатором  от штата Мичиган Риком Джонсом. Основной вопрос который мы обсуждали, это проблема противодействия коррупции. Общаясь в двух штатах с людьми, представляющими разные сферы, я ни от одного не услышал о том, что ему лично где-то приходилось сталкиваться с коррупцией. Американские чиновники неохотно вступают в коррупционные отношения. Основные причины – достаточная заработная плата, а также  система льгот и преференций для государственных служащих. Однако сказать о том, что в Америке нет коррупции, было бы неправда, что также подтвердил Рик  Джонс. Но связи с тем, что она всегда наказуема независимо от ранга чиновника, коррупцией не поражены все сферы общественных отношений, как это распространено в других странах. В качестве примера Сенатор Рик Джонс также привел пример громкого судебного процесса над бывшим мэром Детройта Квеймом  Килпатриком. Я с удивлением узнал о том, что за злоупотребление служебным положением он может получить 20 лет заключения в тюрьме.

Как применить мировой опыт в Украине? Рекомендации

Обобщив результаты поездки в США, сравнив методы и подходы по регулированию бизнеса, изученные мной в других странах, я смог сделать несколько очевидных выводов и рекомендаций, что позволят ускорить реформы и преобразования, которые очень медленно и сложно реализуются в Украине. 

Первое – постоянно изучать мировой опыт. Необходимо изучать законодательство, правила, стандарты  регулирующие общественные  отношения в разных странах  с целью использования практического опыта в разных сферах и адаптации украинского законодательства с международными требованиями. Этим активно занимаются во всех странах мира. Стремительное проведение реформ в Грузии началось с изучения опыта в разных странах и адаптации его к местным реалиям. Тем же занимаются и в успешных странах – чтобы оставаться среди лидеров, нужно держать руку на пульсе. Один из международных экспертов Великобритании во время одной из рабочих встреч в Лондоне, сказал: «У нас не то, что на каждом материке, а и на каждом острове есть представитель, который изучает не только лучший, а и худший опыт, чтобы мы его в нашей стране не повторили…» 

Второе – не словом, а делом. Вопрос создания максимально благоприятных условий для развития бизнеса, возможностей для самореализации каждого человека, выступающего с предпринимательской инициативой. Это настолько очевидно, что не требует каких-то дополнительных аргументов. Только те страны достигали экономического успеха, где вопрос создания условий для развития бизнеса становился национальной идеей. Создание условий для развития предпринимательства – это не выступления чиновников различного ранга в духе “Предпринимательство – это рабочие места”. Это не отчеты по реализации программ по поддержке предпринимательства. Это последовательная, системная и ежедневная работа всех ветвей власти. Для начала необходимо обеспечить выполнение в регионах законодательства, принятого для развития предпринимательства в разные периоды времени в Украине, и воздержание от принятия негативных для бизнеса решений как на центральном, так и на местном уровне.     

Третье – реальные полномочия реформаторам. Необходимо разделение тех людей, которые определяют реформы, от тех, которые обеспечивают их реализацию. Одной из причин стремительного проведения реформ в Грузии было подчинение группы реформаторов исключительно президенту с предоставлением чрезвычайных прав и полномочий. В Чехии местные мэрии даже в маленьких городах заказывают планы экономического развития независимым экономическим экспертам и ученым. В США также широко распространена практика привлечения институтов, университетов, научно-исследовательских учреждений к вопросам определения стратегии развития и  управления. В Украине в большинстве случаев вопросы определения реформ возлагаются на исполнительные органы власти, и таким образом, эксперименты по изменению принципов работы чиновников самими же чиновниками редко достигают успеха.

Четвертое – коррупционеры не будут побеждать коррупцию. В США во многих структурах существует неписанное правило: эмигранта из другой страны могут принять на госслужбу в Америке при условии, что он ни одного дня не работал на государственной службе на родине. Они считают, что если претендент хотя бы один день был госслужащим в другой стране, он навсегда потерян для американской государственной системы. Определяя отличия в методах и подходах при внедрении реформ в Грузии и в Украине, мы также увидели существенную разницу. Успешность и быстрота реформ в Грузии была обусловлена тем, что 90% административного аппарата было заменено на молодых людей, которые прошли стажировку в развитых странах. Мы же пытаемся проводить реформы со старым административно-бюрократическим аппаратом, который изо всех сил сопротивляется и блокирует проведение реформ. Поэтому без реальной реформы в госуправлении, изменения принципов работы, материальной заинтересованности и мотивации  служащих мы никогда не сможем избавиться от коррупции и добиться качественного внедрения реформ во всех регионах Украины. 

Пятое – остановить “утечку мозгов”. Вопрос эмиграции является очень болезненным для Украины. Уезжают не просто жители страны. Уезжает большое количество  трудоспособного, интеллектуального и молодого населения Украины. Безусловно, если уровень жизни, возможности самореализации для людей Украины не будет соответствовать стандартам других стран мира, то это явление будет прогрессировать.

Шестое – слушать науку и общественность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие регионов зависит не только от решений центральных органов, а и от действий и подходов, которые используют местные органы власти при развитии своих территорий. В этом меня убедил опыт Детройта, когда местные органы власти для спасения города пытаются развивать альтернативный сектор местной экономики, уменьшать ставки местных налогов, отменять лишние регуляции, оказывать реальную финансовую помощь  даже небольшим кампаниям, стремящимся к экспорту своей продукции. Ситуация, в которой сегодня оказались многие города Украины, разве не требует назначения таких же кризис-менеджеров с неограниченными правами для решительных мер по выводу из кризиса отдельных городов? Учитывая ситуацию, в которой находятся многие регионы Украины, и сложившуюся тут специфику регулирования, положительного эффекта возможно достичь при создании специальных рабочих групп из представителей власти, бизнеса, научных институтов в каждом регионе. Целью рабочих групп должно являться изучения экономического потенциала каждого города и района, подсчет собственности, неиспользованных производственных площадей, анализ динамики экономических показателей и совместная разработка мероприятий, направленных на усиление конкурентных преимуществ и предотвращение кризисных явлений в каждом регионе. Эта работа обязательно должна координироваться и контролироваться на центральном уровне. Мы уже видели, как ранее предпринимаемые попытки общественности по организации подобной работы в разных регионах успешно сводились на нет местными чиновниками. Объединение же усилий представителей предпринимательской общественности, научных организаций в сочетании с использованием вертикали органов власти предполагающей ответственных должностных лиц на местах с построением координационной работы через систему селекторных совещаний с регионами подтвердили свою эффективность. Так, благодаря применению в разные периоды времени вышеуказанной схемы по организации работы удавалось в сжатые сроки отменять большое количество устаревших и неэффективных регуляторных актов одновременно во всех регионах Украины.

Валерий Ветров