В Украине заработали е-больничные

Как будет работать система выдачи электронных больничных и как она упростит жизнь работодателей и работников

10:23

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

е-больничные, Украина, новости, МОЗ, Минздрав, больничный, врач, медицина,

1 июня вступил в силу приказ Минздрава по формированию медицинских заключений о временной нетрудоспособности. Теперь врач вместо выдачи бумажных бланков больничных сможет создавать медицинское заключение о временной нетрудоспособности сразу в электронной системе здравоохранения (ЕСОЗ, eHealth), передает «Свідок.online».

Пенсионный фонд (ПФ) на основании медзаключения будет осуществлять поиск трудоустроен ли человек и, если да – формировать листок нетрудоспособности, а Фонд социального страхования (ФСС) – оперативно получать информацию, необходимую для проведения выплат.

Такой процесс уменьшит нагрузку на врача, упростит процесс для работодателей, а пациенту позволит быстрее получать свои страховые выплаты.

Медицинские учреждения могут внедрять е-больничные «по желанию» до 31 августа. А уже с 1 сентября, согласно приказу, выдача электронных медицинских заключений будет обязательным для всех учреждений здравоохранения Украины – как коммунальных, так и частных и ведомственных.

О запуске электронных больничных говорят уже давно. Пилотный проект между Министерством здравоохранения и Фондом социального страхования запускали еще в далеком 2011 году. С этого времени представление о том, как должно быть реализовано это решение, менялись кардинально несколько раз. В 2019 году, с появлением Министерства цифровой трансформации, история с е-больничными получила новую веху.

Сейчас во внедрении проекта участвует большое количество структур исполнительной власти – Министерство здравоохранения, Министерство социальной политики, Министерство цифровой трансформации, Национальная служба здоровья, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, и ГП «Электронное здоровье».

Так как это будет работать?

К врачу обращается пациент по болезни. Если после осмотра врач подтверждает, что человек нуждается в лечении и не может ходить на работу или учебу, он может выписать пациенту медицинское заключение о временной нетрудоспособности в электронной системе здравоохранения (выписать медзаключение сможет только тот врач, который имеет доступ к ЕСОЗ).

Такое медицинское заключение похоже на справку, подтверждающую болезнь у пациента, однако создается с первого дня болезни и сразу на фиксированное количество дней. Этот документ имеет дату завершения, то есть является «закрытым». При необходимости врач может продлить или, наоборот, сократить его длительность.

Информация о медицинском заключении, но уже без медицинских данных пациента, с ЕСОЗ попадает в базы Пенсионного фонда, где система сама анализирует нужен ли человеку больничный.

Если да – автоматически создается листок нетрудоспособности. Система Пенсионного фонда сама определяет, трудоустроен ли человек, и если да, то где именно. Врачу больше не нужно записывать со слов пациента название места работы. Именно это является наиболее частой ошибкой и причиной исправлений в листках нетрудоспособности.

После этого информация об открытии больничного поступает в электронный кабинет работодателя и в личный кабинет застрахованного лица на базе Пенсионного фонда.

Когда больничный окончательно закрыт, то есть после даты его свершения в систему больше не поступает информация о продлении времени нетрудоспособности, данные попадают в Фонд социального страхования для формирования страховых выплат.

Ранее, вместо данных в электронной системе, врачу, пациенту и работодателю приходилось передавать всю эту информацию между организациями в бумажном виде. Внедрение электронной больничных решает сразу несколько важных проблем. В частности речь идет о:

Сокращение сроков страховых выплат от ФСС;

Цифровизация сократит время поступления страховых выплат для пациентов благодаря упрощению документооборота.

Раньше каждый работодатель должен собирать листки нетрудоспособности, проверять правильность их заполнения и, в случае обнаружения ошибок – работнику нужно было обращаться к врачу вновь и исправлять их.

После этого работодатель должен был формировать документы о нетрудоспособности своих работников и передавать их в ФСС (Фонд социального страхования) для выплат. ФСС обрабатывал информацию от работодателей и проверял ее достоверность.

Кроме этого, медучреждения должны были вести журналы учета по выданным больничным листкам и ежемесячно направлять отчетность о количестве выданных листков нетрудоспособности в ФСС. В противоположность этому с запуском электронной больничного системы автоматически обмениваться данными – будут бегать данные, а не люди.

Уменьшение коррупционных рисков

Дело в том, что бумажный больничный легко выписать задним числом. Зато электронный листок нетрудоспособности можно будет открыть максимум из вчера, кроме случаев, когда нетрудоспособность началась за рубежом.

Например, если пациент предупредил своего врача, однако не смог записаться в этот день к нему на прием, или же врач в день приема по техническим причинам не имел возможности воспользоваться ЕСОЗ.

Кроме того, внедрение электронной больничных устраняет «серую» схему круговорота бланков больничных. Не раз зафиксированы случаи, когда застрахованное лицо предоставляла своему работодателю листок нетрудоспособности, а при передаче информации в ФСС выяснялось, что бланк фальшивый.

Удовлетворение реальной потребности в больничных

В год государство печатает около 4 млн официальных бланков листков нетрудоспособности, которые являются бланками строгой отчетности. Далее МЗ распределяет их на областные департаменты здравоохранения (ДОЗ).

Учреждения здравоохранения покупают бланки в ДОЗ и получают их в ограниченном количестве, а по факту – как повезет.

Когда бланки в заведениях заканчиваются, снова нужно обратиться к ДОЗ. Однако в каждой области этот процесс организован по-разному. Трудно определить четкий алгоритм, по которому больничные листы равномерно могут распределяться между учреждениями в течение года, чтобы избежать дефицита бланков.

Поэтому, зачастую, пациент не может получить больничный из-за банальной нехватки бланков у врача. Врач вынужден выдавать только справку о временной нетрудоспособности, которая не является основанием для выплат Фонда социального страхования. Справки, выдаваемые в учреждениях здравоохранения, только подтверждают факт временной нетрудоспособности, беременности и родов – то есть отсутствие работника на работе по уважительной причине.

Только после получения дополнительных бланков заведение может заменить справку на листок нетрудоспособности, что снова вынуждает и врача, и пациента к лишним действиям. Цифровизация процесса решит этот вопрос – е-больничный не будет зависеть от количества бланков в ДОЗах.

Подключение больниц, которые не работают в рамках Программы медицинских гарантий, к ЕСОЗ

Каждый врач, который будет выдавать е-больничный, должен подписать документ своей цифровой подписью в электронной системе здравоохранения. Сейчас ЕСОЗ активно используют только те медицинские учреждения, которые имеют контракты с НСЗУ.

Так что внедрение ЕСОЗ требует временных и финансовых ресурсов, некоторые больницы (частные, ведомственные) просто откладывают подключение к электронной системе, ведь, честно говоря, никаких преимуществ или мотиваций ЕСОЗ для них не несет.

Обязательное использование ЕСОЗ для выдачи электронной больничных – именно тот стимул, которого раньше не имели больницу, чтобы подключаться к электронной системе. Поэтому внедрение е-больничного – большой шаг к созданию единого информационного пространства в медицине.

Что может пойти не так?

Украина на пути к е-больничным уже десять лет, концепции и подходы менялись, «пилотировались», но по факту ни разу не внедрялись до конца. Наверняка и эта попытка не будет идеальной, потому что комплексные процессы, где задействовано так много сторон, никогда не получаются идеальными с первого раза.

Поэтому наличие переходного периода до 1 сентября 2021 – хорошая возможность собрать от врачей, учреждений, пациентов и работодателей обратную связь, усовершенствовать процессы и подготовить все учреждения и врачей к работе.

Однако, е-больничные не должны создавать впечатление, что теперь листок нетрудоспособности можно открывать просто кашляя врачу по телефону. Осмотр врача все еще обязателен, ведь врач своей электронной подписью удостоверяет, что, по его профессиональному мнению, лицо является временно нетрудоспособным.

Другой вопрос, что формирование медицинских заключений и далее – листков нетрудоспособности может потенциально забирать у врача больше времени, чем раньше. Это связано с отдельными задержками в работе электронных систем и ошибок, которые раньше решались вручную, а также цифровыми навыками медработников. Переходный период как раз стоит использовать на исправление этих препятствий.

В случае успешной и рациональной реализации е-больничных взаимодействие граждан с системами здравоохранения и социальной защиты станут более удобными для всех пользователей. Сейчас мы близки к этому пользовательскому опыту как никогда ранее за последние десять лет.

Главное не потратить переходный период зря, а использовать его для максимального совершенствования процесса, систем, нормативно-правовых актов. А в дальнейшем – важно не нагрузить и не забюрократизировать процесс дополнительными отчетами и проверками.