Уроки музыки. К 75-летнему юбилею Анатолия Сироты

18:00

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

СУДЬБОНОСНЫЕ СОБЫТИЯ
Предпосылок к тому, что наш юный горожанин Анатолий Сирота посвятит свою жизнь музыке, не было никаких. Отец работал на заводе, мама вела домашнее хозяйство. Ходить в театры либо на концерты в семье было не принято. Десятилетний Толя о музыке не думал и вообще ничего о ней не знал. Как вдруг произошли в его жизни два судьбоносных события.
Во-первых, приятелю Павлику Васильеву родители купили баян, и он пошел учиться в музыкальную школу №1 на Адмиральской. Так что первый опыт общения с музыкой у будущего директора музыкального училища Анатолия Архиповича Сироты произошел на большом концерте в той самой школе – выступали баянисты, струнники, трубачи. На паренька это действо произвело сильное впечатление.
В музыкальную школу Анатолия не взяли «по возрасту» – слишком взрослый, поздновато начинать. И тут случилось второе знаковое событие: во дворе их коммунального дома на улице Чкалова, 46 поселился, как поется в старой песенке, «замечательный сосед» – Дмитрий Степанович Арцев, лучший в городе преподаватель по классу баяна, выпускник Луганского музыкального училища. Родители купили Анатолию инструмент, и он стал учиться музыке – брать частные уроки.
В 1961 году юный баянист уже четко представлял себе свое будущее – и потому поступил в наше музыкальное училище. А по окончании оного – стал учиться заочно в Саратовской консерватории. Педагогическая деятельность Анатолия Сироты началась в Николаеве, в музыкальной школе №2, а в 1967-м он уже был преподавателем училища.

Колледж музыкального искусства и его директор – 30 лет вместе

ФИЛАРМОНИЯ
1981 год. От представителей власти поступает предложение занять должность художественного руководителя Николаевской филармонии. В те годы учреждение пребывало в кризисе. Так что предложение сулило непочатый край трудной работы, но именно это Анатолия и привлекало. Ему было 35. Он был полон сил, возможностей, планов: позади – 15 лет наработанного опыта, впереди – перспективное будущее.
Шесть лет Анатолий Архипович проработал в филармонии, и за эти годы там была проведена серьезная реформа. Коллективы (например, те же «Узоры») пришлось поднимать на более высокий исполнительский уровень – для этого набрали новых профессиональных музыкантов. В ансамбль на работу пришли старший преподаватель Астраханской консерватории Виктор Роммель, лауреат всесоюзных конкурсов из Петербурга Геннадий Зут, наши николаевские баянисты Алексей Смыков и Александр Чернявский. Коллектив засверкал новыми исполнительскими гранями на концертных площадках Украины.
Для музыкантов камерного оркестра, где большинство исполнителей работали как «совместители», сделали полные ставки и пригласили талантливого дирижера Дмитрия Журавля. Новый творческий подъем в коллективе камерного оркестра начался с приходом талантливого скрипача, блестящего музыканта Александра Гоноболина – репертуар значительно обновился, наполнился яркими красками.
В те годы особенно значимую роль в работе филармонии сыграл художественный руководитель Анатолий Сирота, который вместе с дирижером Александром Гоноболиным пригласил в Николаев музыкантов высочайшего класса. Это были выпускники Минской консерватории, Ростовского симфонического оркестра, Новосибирской филармонии.
Изюминкой нашей филармонии стал «Музыкальный абонемент» – лекторий для школьников. Встречи с «живой музыкой», знакомство с творчеством великих композиторов весьма способствовали просвещению и культурному развитию молодых николаевцев. На концертах для них играли ведущие музыканты филармонии, творческая молодежь, оркестры, ансамбли. Вели концерты очень творческие лекторы-музыковеды Тамара Пивень и Алена Сакало.
Городские власти уже давно присматривались к Анатолию Сироте – человеку исключительных личностных и профессиональных качеств, имеющему опыт и настойчивое стремление работать во благо городской общины. Не удивительно, что поступило новое предложение – стать директором музыкальной школы №3, а через год – еще одно предложение-повышение – заведующий отделом культуры горисполкома. Но не по душе ему пришлась чиновничья работа.

Концерт коллективов колледжа на улице Соборной

МУЗЫКАЛЬНАЯ АЛЬМА-МАТЕР
И когда в 1989 году освободилось место директора Николаевского музыкального училища, Анатолий Сирота с радостью принял новое назначение. Весь предыдущий опыт – педагога, директора музыкальной школы, худрука филармонии, руководителя отдела культуры – всё пригодилось и пошло во благо училищу. К моменту назначения он имел большой авторитет и уважение и в городской общине, и в Николаевской области.
С тех пор прошло более 30 лет. Анатолий Архипович Сирота по-прежнему возглавляет музыкальный колледж – альма-матер многих музыкантов, инструменталистов и вокалистов нашей страны.
Тридцать лет они вместе – музыкальный колледж и его директор. Разделить их биографии, рассказать отдельно об одном либо о другом, – невозможно. Срослись судьбами, переплелись событиями, пропитались единым духом. Сегодня колледж – это то, что вложил в него директор вместе со своим коллективом преподавателей-единомышленников.
Девиз миссии, которую несет на Земле Анатолий Сирота, может уложиться в две фразы: «Душа человека заключается в его делах»; «Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей». Так говорили великие философы прошлого.

Идет репетиция

Анатолий Архипович принял музыкальное училище не в лучшем состоянии. Для того, чтобы поднять учебное заведение на достойный уровень, прежде всего нужны были высококвалифицированные кадры. Чем выше уровень преподавателей – тем выше уровень учебного заведения. Училище, относившееся к разряду средних учебных заведений, должно было стать высшим.
Одним из препятствий на этом пути встала извечная проблема: приезжие музыканты нуждались в жилье. И директор училища прилагал максимум усилий к тому, чтобы обеспечить своих сотрудников квартирами. Настойчиво стучался в разные кабинеты – к губернатору Анатолию Кинаху, тогдашнему председателю пенсионного фонда Владимиру Чайке, мэру Южноукраинска Михаилу Тульскому и прочим – с просьбой о софинансировании, о частичном выделении средств на покупку жилья преподавателям.
– Знаете, что помогло моему становлению как директора? Уже в первом десятилетии мне удалось «выбить» для педагогов 6 квартир. Таким образом мы удержали кадры. Если бы не сделали тогда такой революционный шаг, лучшие музыканты разъехались бы по стране – их с удовольствием брали театры и филармонии в городах-миллионниках. А мы на условиях софинансирования приобрели квартиры для замечательных музыкантов: Александра Романько, Владимира Завьялова, Владимира Колесника, Александра Луука, Александра Чепура, Александра Богмы. Они все приезжие, но остались у нас и очень много сделали для колледжа, принесли ему колоссальную пользу, – отмечает Анатолий Архипович. – Эта «свежая кровь» нам очень нужна была – не молодежь неопытная, а зрелые музыканты с консерваторским образованием.
Вот так – ответственно и с любовью – директор собирал свой уникальный коллектив. Сегодня в штате учебного заведения работают 92(!) преподавателя-музыканта, имеющих дипломы выпускника консерватории или музыкальной академии.
Другой важный момент в становлении высшего учебного заведения – создание сильных творческих коллективов, поскольку колледж музыкального искусства дает большой простор для развития творчества: оркестры, хоры, ансамбли, участниками которых являются преподаватели и студенты. Начало было положено в далеком 1993 году, когда в училище родился гастролирующий симфонический оркестр. Это было событие! Особенно если учесть, что имевшийся в городе симфонический оркестр расформировали в 1961 году и три десятка лет николаевцы не слышали симфонической музыки… А тогда, в 1993-м, новорожденный оркестр подготовил большой концерт и отправился с ним на гастроли по Николаевской области. Сегодня этот коллектив – уважаемый, высокопрофессиональный – ежегодно показывает горожанам четыре программы, четыре полновесных классических концерта в двух отделениях.

На конкурсе «Сонячний струм»

ПРОСТОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
Сегодня в колледже работают симфонический оркестр (дирижеры Николай Николайчук и Александр Луук), духовой оркестр (Владимир Колесник), оркестр народных инструментов «Кантабиле» (Александр Луук), камерный оркестр под управлением Владимира Завьялова, «Performance Big Band» (Владимир Алексеев), эстрадный оркестр (Михаил Полторак), хоровая капелла «Сонячний струм» (Юрий Черепухин), детский хор «Фантазия» (Влада Галустова), этно-джазовый хор «Free Voice» (Татьяна Орлова), ансамбль скрипачей (Елена Воскобойникова), вокальный ансамбль «Канцона» (Сергей Голованов) и другие.
Многие коллективы хорошо известны в Европе, ибо неоднократно принимали участие в международных конкурсах и фестивалях, привозили десятки «Гран-при» и сотни престижных дипломов из Австрии, Праги, Барселоны, Словакии, Польши, Италии, Франции, России. Стоит напомнить о том, что отправить коллектив на конкурс за границу в наши времена – большая проблема. Но директор вместе с областным управлением культуры, национальностей и религий непременно находит средства и возможности, чтобы это сделать.

Жюри конкурса «Сонячний струм»: народная артистка Украины, дирижер Оксана Мадараш, зав. отделом хорового дирижирования и академического пения колледжа Юрий Черепухин и директор Анатолий Сирота

Более того, Анатолий Сирота стал инициатором, а Николаевский музыкальный колледж – основателем и организатором трех всеукраинских конкурсов и фестивалей, очень быстро завоевавших популярность среди музыкантов страны. Это фестиваль исполнителей на народных инструментах им. Григория Манилова, открытый конкурс хоровых дирижеров «Сонячний струм», открытый конкурс джазовых исполнителей «Performance Jazz».
Сотни музыкантов приезжают к нам на эти конкурсы, благодаря чему еще больше вырос авторитет Николаевского колледжа. Фестиваль «народников», кроме нас, в Украине больше не проводит никто, а эстафету конкурса хоровых дирижеров после Николаева подхватили музыкальные академии Одессы, Харькова, Днепра. Теперь уже и киевляне обратились с просьбой поделиться наработками и положением о конкурсе.
– Мы основали еще один конкурс «Маэстро». В нем принимают участие воспитанники музыкальных школ: готовят компьютерные программы, связанные с музыкой, и показывают свои произведения как композиторы. Со временем, когда наработаем опыт, обязательно переведем этот конкурс в ранг всеукраинского, – делится планами Анатолий Сирота.
В АТМОСФЕРЕ МУЗЫКИ
И ГАРМОНИИ
– Многие хотели бы работать в нашем колледже. Но попасть к нам на преподавательскую работу – не так просто. Музыкант, еще учась в консерватории, должен приехать в наш коллектив, показать свои возможности, выступить с концертом. То есть, проходит своеобразный конкурсный отбор педагогических кадров, – рассказывает Анатолий Сирота. – Многие стремятся к нам, ибо музыкантам важно то, что у нас есть простор для творчества. Например, высокопрофессиональный музыкант или солист, работающий в театре, ограничен рамками репертуара. Конечно, ему этого недостаточно – хочется исполнять и классику, и старинную музыку, и чтоб аккомпанирующие ансамбли были самые разные, самые творческие, вплоть до симфонического оркестра. Наши педагоги для участия в концертах сами выбирают интересующий их репертуар, предлагают, а руководство поддерживает.
Чем больше знакомишься с системой работы в колледже, вникаешь в дружескую атмосферу, царящую в коллективе (даже в трудные 90-е отсюда не ушел «в торговлю», не уехал работать за границу ни один человек!), тем больше убеждаешься: во главе стоит истинный лидер, сумевший выстроить гармоничный творческий мир для педагогов и студентов.

Молодые лауреаты конкурса хоровых дирижеров «Сонячний струм». 2019 год

Сегодня колледж является оценочной базой для всех музыкальных школ области (а их у нас – 50), и во всех работают выпускники нашего музыкального колледжа. Они серьезно и ответственно готовят детей-музыкантов, наиболее одаренных стараются привезти и показать николаевским педагогам – так что талантливый ребенок «не потеряется»: за ним наблюдают, о нем знают и рады принять в студенческие ряды.
Николаевский колледж музыкального искусства – какой-то особый мир трудоголиков. Этот старый дом на улице Севастопольской наполнен голосами и инструментами – «звучит» с раннего утра до позднего вечера. Так организован учебный процесс. Двери открываются в 6.30. Можно прийти и раньше: «Олимпиада Феодосьевна, пустите, а? Мне очень нужно позаниматься». В каком еще учебном заведении можно увидеть такое? Самоподготовка продолжается до 21 часа. «Некоторые думают, что у нас тут музыка, развлечение, а на самом деле – каторжный труд», – полушутя-полусерьезно говорит Анатолий Сирота.
СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ
И еще об одном важном моменте директор задумался с первого дня пребывания в должности – училище не имело ни одной книги, повествующей об истории учебного заведения, имеющего уникальную биографию. А ведь знать и ценить свою историю – это очень важно, считает Анатолий Архипович. И потому к 100-летнему юбилею училища в 2011 году была выпущена первая книга, к 110-й годовщине – вторая. И совсем недавно увидел свет альбом «Фотонариси музичного мистецтва Миколаївщини», где отражены все самые значительные исторические вехи за 120 лет, названы имена знаменитых педагогов, народных и заслуженных артистов Украины, лауреатов всеукраинских и международных конкурсов, которые вошли в историю колледжа.
С особой гордостью Анатолий Архипович рассказывает о том, что в альбоме помещен Гимн музыкального колледжа (автор – заслуженный деятель искусств Украины, композитор Татьяна Яровая), причем не только текст, но и партитура. Аранжировку сделал дирижер Николай Николайчук, заслуженный работник культуры Украины.
– Пройдет 100, 200 лет – музыканты откроют партитуру, и хор сможет исполнить этот гимн в сопровождении симфонического оркестра, – улыбается директор.
Своим опытом, своими знаниями преподавательский коллектив готов охотно делиться с другими – в результате появился учебник «Гармония и диатоника». Хорошее пособие для украинских студентов и педагогов, рекомендованное Министерством культуры Украины.
О плохих «жилищных» условиях колледжа, о здании, требующем ремонта, мы в юбилейной статье писать не будем. Хотя в беседе с журналистом «Вечерки» Анатолий Сирота никак не мог обойти стороной эту проблему. Но поразительно было другое – с какой любовью он говорил об этом старом историческом доме, где много лет живет колледж, о помещениях с прекрасной акустикой! Музыка не может звучать в современном здании, где «звенят» стены. Но как не хватает учебному заведению хорошего концертного зала с большой сценой, спортивного зала для разминки после многочасового сидения за инструментами, не хватает ремонта, чтобы в храме музыки всё радовало глаз и звучало красиво.
***
Сегодня Анатолий Архипович Сирота входит в плеяду лучших николаевцев, внесших колоссальный вклад в развитие культуры на нашей земле. Он заслуженный деятель искусств Украины, «Отличник образования Украины». Его труд отмечен почетным знаком городского головы «За заслуги перед городом Николаевом», почетным знаком нашей областной администрации «Святой Николай Чудотворец». Награжден орденом «За заслуги» ІІІ степени.
Анатолий Архипович – глава «музыкальной» семьи. Жена Татьяна Николаевна – пианистка, много лет преподавала в музыкальной школе №1 им. Н.А. Римского-Корсакова. Дочь Ирина Сирота окончила наш колледж, затем Одесскую консерваторию, и сегодня она – преподаватель по классу фортепиано в музыкальной школе №3. Многие ее ученики – также выпускники Николаевского музыкального колледжа, музыкальных академий Украины, лауреаты престижных музыкальных конкурсов. И только сын Сергей, в котором музыкальная наследственность, судя по всему, тоже присутствует в немалом количестве, однажды сказал родителям: «Это не моё»… И пошел по экономической части.
Наталья Христова.