Украина восстанавливает порты на реке Дунай, чтобы вывезти зерно

7:43

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

рекорд, зерно, новости, экспорт, Украина

Порты советской эпохи реанимируются, но официальные лица говорят, что единственный способ смягчить глобальный голод — это прекратить российскую блокаду Черного моря, пишет The Guardian.

Украина восстанавливает и расширяет некоторые из своих давно выведенных из эксплуатации речных портов на Дунае, чтобы облегчить экспорт зерна из-за российской блокады Черного моря.

До войны украинские речные порты на Дунае использовались редко, а некоторые из них находились в полном упадке. Но после вторжения России в Украину и ее контроля над путями выхода к Черному морю Киев реанимирует свои старые речные гавани, чтобы избежать морской блокады и ускорить экспорт пшеницы из страны.

«Возьмите пример речного порта Рени, — рассказала The Guardian начальник управления аграрной политики Одесской области Алла Стоянова. Порт был одним из самых важных в Дунайском регионе во времена Советского Союза и проходом в Румынию. «В последнее время им вообще не пользовались. Поэтому сейчас мы работаем над его расширением, наряду с другими речными портами, для увеличения пропускной способности. Пока мы говорим, более 160 судов ждут в Черном море входа в Сулинский канал, но не могут, потому что пропускная способность этого канала всего 5-6 судов в день».

В начале российского вторжения элеваторы и порты по всей Одессе были переполнены более чем 25 миллионами тонн зерна. На сегодняшний день 5 миллионов из них были экспортированы по альтернативным уличным, железнодорожным и речным маршрутам.

«В марте нам удалось экспортировать 200 тыс. тонн», — сказала Стоянова. «В апреле 1,6м; в мае 1 м 743 000 тонн; а в июне более 2,5м. Но этой мощности все равно недостаточно, потому что обычно с нашими шестью портами в Одесской области мы ежемесячно экспортировали 5-6 млн тонн зерна».

Перед войной из Одесского порта вышло около пяти-шести судов, перевозивших в общей сложности 100 000 тонн зерна, а одно судно могло перевозить до 50 000 тонн.

«Один грузовик может перевозить 25 тонн, а вагон поезда — 60 тонн», — говорит Стоянова. «Чтобы загрузить эквивалент одного судна-зерновоза, нам потребуется 2000 грузовиков. Все эти длинные очереди из грузовиков и поездов, которые вы видите на границе, связаны с тем, что соседние страны не в состоянии логистически справиться с таким количеством нашего зерна».

Поскольку Киев планирует расширить свои речные порты как минимум двумя новыми элеваторами и специальными стоянками для грузовиков, чтобы быстрее загружать зерновозы, факт остается фактом: это лишь экстренные меры по поддержанию отгрузки зерна. Украинские чиновники осознают, что открытие Черноморского маршрута — единственный способ смягчить глобальный голод.

«Правда в том, что альтернативы морским портам нет», — сказала Стоянова. «Мы должны немедленно разблокировать их. Мир может найти способ заставить Россию согласиться на это. Мы не просто хотим, чтобы Россия что-то пообещала, мы хотим, чтобы она согласилась [разблокировать наши морские порты] в рамках решения Генеральной Ассамблеи ООН. Если Россия согласится на это, они не смогут сделать ни шагу назад [от соглашения]».

«Если, к сожалению, мы каждый день теряем солдат, которые мужественно защищают нашу страну, есть и другая статистика, например, каждые 48 секунд один человек в мире умирает от голода», — добавляет она.

По данным ООН, число людей, голодающих в мире, выросло на 150 миллионов с начала пандемии Covid, предупредив, что продовольственный кризис, вызванный вторжением России в Украину, рискует подтолкнуть наиболее пострадавшие страны к повсеместному голоду.

В четверг, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил журналистам, что Москва готова вести переговоры с Украиной о зерне, серия российских ракет уничтожила два комбайна с 35 тоннами зерна в Одесской области, по данным местных властей.

Тем временем у украинских фермеров на оккупированных территориях не было иного выбора, кроме как продавать свой урожай россиянам.

Два украинских фермера в оккупированной Херсонской области рассказали The Guardian, что в прошлом месяце они продали свое зерно российским покупателям по сниженным ценам. 

«Мое зерно было продано почти на 20% дешевле, чем обычно. Но это лучше, чем ничего, — сказал один фермер, пожелавший остаться неназванным, опасаясь репрессий со стороны местных властей. – У меня не было достаточно места для хранения зерна, поэтому продажа была единственным вариантом».

 Второй фермер сказал, что к нему обратилась сельскохозяйственная фирма из Крыма, которая попросила его подписать документы, подтверждающие, что зерно было куплено «на законных основаниях».

Он сказал, что продавал свое зерно примерно по 100 долларов за тонну, что «едва ли превышало» себестоимость производства.