Ты помнишь, товарищ… 45 лет с начала строительства Николаевского глиноземного завода

9:54

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

Ветераны-участники строительства и пуска завода. 2015 год

В начале 70-х гг. прошлого столетия в далекой африканской Гвинее Советский Союз заканчивает строительство комплекса по добыче бокситов, богатых глиноземом. Для будущего глиноземного завода в стране подыскивается место с обязательной привязкой к порту и выходом в море.

С подписанием в 1970-1972 гг. контракта о поставке гвинейских бокситов в СССР сроком на 30 лет, были рассмотрены возможные варианты размещения завода: Одесская область – город Ильичевск, Григорьевский карьер, район Вилково (устье Дуная); Херсонская область – побережье Джарылгачского залива возле Скадовска, район Борислава; Краснодарский край – на побережье Таманского полуострова у озера Соленое; Николаевская область – восточное побережье Днепро-Бугского лимана южнее городка Жовтневое.
Район строительства завода был определен Министерством цветной металлургии СССР по результатам технико-экономического обоснования, выполненного институтом ВАМИ (г. Ленинград). Между Ожарской и Русской косами находились песчаные карьеры, где добыча песка была уже почти исчерпана. На эту территорию поначалу претендовали проектировщики атомной электростанции, но для этого требовалось полностью снести село Галициново и частично село Лиманы. Также рассматривался вариант постройки здесь и нефтеперерабатывающего завода. Но оба варианта были отвергнуты партийными и советскими органами Николаевской области.
Пятисоттысячный Николаев страдал от недостатка питьевой воды. И площадка под строительство НГЗ была выделена взамен на обязательство, что в комплекс строительства завода будет включена прокладка водовода Днепр-Николаев. Так город получил воду и крупнейшее в Европе предприятие цветной металлургии. А новосозданный Корабельный район – толчок к дальнейшему развитию.
Все дальше уходят годы строительства завода, ввода мощностей, годы становления заводского коллектива, создания подразделений, наращивания и модернизации производства. Вместе с уходом в вечность многих людей, напрямую связанных с успехами строительства и эксплуатации завода, незаслуженно теряется и память об их трудовом подвиге. Люди с высокими моральными и профессиональными качествами, как руководители, так и рядовые труженики, прошедшие многие стройки отечественной металлургии, все они были одержимы одним желанием – построить завод! Часто жертвуя здоровьем, семьями, отпусками и личным временем. Сегодня трудно поверить в такое отношение к своему трудовому долгу.
1978-й был переломным годом строительства НГЗ. Подрядчик – Минпромстрой УССР -сосредоточил и направил в Николаев трудовые резервы строителей из двадцати областей Украины. Около пятидесяти строительных управлений из восемнадцати региональных трестов командирует Минмонтажспецстрой УССР.

Первый директор НГЗ Е.Н. Беспалов

Борьба велась за каждый уложенный кубометр бетона, за каждую тонну смонтированных металлоконструкций, за каждый километр проложенных трубопроводов. Накапливались и трудовые ресурсы. К концу 1979 года, по данным штаба комплекса, в строительстве было задействовано 12,5 тысячи человек, из которых около 4,5 тысячи – условно осужденные.
Есть основание считать официальной датой начало строительства НГЗ 6 ноября 1974 г., именно в этот день началась вертикальная планировка территории будущего завода. 28 июля 2019 г. с момента ввода НГЗ исполнилось 39 лет.
Не каждому в жизни выпало быть свидетелем и участником становления такого гиганта от первого колышка и до ввода в эксплуатацию. Свою любовь к заводу я пытаюсь передать молодому поколению – потомкам строителей НГЗ. За 45 лет мне пришлось быть свидетелем многих ключевых событий НГЗ, а также человеческих взлетов и падений. Многие были незаслуженно преданы забвению, а другие незаслуженно возвеличены. Сегодня в сложных экономических и политических условиях обеспечивают стабильную работу предприятия генеральный директор НГЗ В.А. Кожевников – по производству глинозема и директор СЦ «Металлург» А.Т. Удодов – по ремонту оборудования и строительных конструкций. Постоянное техническое переоснащение, приоритеты охраны труда, поиски решения экологических проблем, меры по снижению стоимости продукции – эти направления развития завода – политика будущего, что позволяет НГЗ уверенно смотреть вперед.
А. Андрейченко,
главный инженер по кап. cтроительству НГЗ в 1975-1987 гг., награждён почетным знаком «За заслуги перед г. Николаевом»,
общественник, краевед.