Таврийская роспись Николаевщины

15:24

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

На юге Николаевщины, на высоком берегу искрящегося под слепящим жарким солнцем моря, раскинулось село Куцуруб. Тут, в краю трудолюбивых и хлебосольных людей – рыбаков, хлеборобов, виноградарей – живет Любовь Мирославовна Паранюк, талантливая художница и педагог, член народного творческого объединения «Прибужье» – человек, влюбленный в свою профессию и красоту родной земли.
Много лет назад, вдохновившись творчеством нашей знаменитой землячки – журналистки, художницы и исследовательницы народной культуры Евгении Бондаренко, Любовь Паранюк загорелась идеей возрождения традиционной декоративной росписи Причерноморья. В своем начинании она оказалась не одинока. Благородная цель объединила десятки людей, включая художницу Оксану Лисянскую и профессора Инну Черкесову, педагогов Елену Бородину и Арину Яковлеву, заведующую выставочным отделом краеведческого музея Светлану Романенко, ее коллег и единомышленников – журналистов, краеведов, искусствоведов. Не остался в стороне и Областной центр народного творчества и культурно-образовательной работы, специалисты которого проводят большую работу по исследованию и популяризации народных традиций Николаевщины.
Все знают о популярных брендах украинской декоративно-орнаментальной росписи. Это и знаменитая на весь мир «Петриковка», вошедшая в 2013 г. в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, и опишнянская роспись Полтавщины, и карпатская косовская роспись Ивано-Франковщины, и бубновская роспись Винниччины, и возрожденная из забвения самчиковская роспись Хмельниччины.
Но и нам есть чем по праву гордиться. Именно Николаевщина является родиной самобытной и неповторимой орнаментальной системы – таврийской росписи, в узорах которой, словно в волшебном зеркале, отражается очарование природы нашего южного края.
Евгения Бондаренко оставила яркие и колоритные описания настенной росписи, которая еще в 1970-х гг. в изобилии украшала стены сельских домов Прилиманья. Со страниц ее статей и новелл, как живые, встают перед нашим мысленным взором волшебные образы таврийской росписи: степенно бегут чередой синие морские волны, летят над ними легкие белые облака, плывут сизые тучки, напоенные живительной влагой. А по верху, под самой крышей, сияют россыпи ярких звездочек и катятся с неба частые гирлянды дождевых капель.
Со стен мазанок, выкрашенных в белый или бледно-голубой цвет, подведенных по низу черной смолой с синими окантовками углов и окон, весело глядят васильки и ромашки, прорастают зернышки и сплетаются в причудливые арабески яблочки и грушки, кучерявая петрушка и огурчики, зеленобокие арбузы и пузатые тыквы, наливаются сладким соком виноградные гроздья – символы богатого урожая и достатка. Любили мастерицы изображать и фигурки людей, также не обходили вниманием животный мир: популярными сюжетами были кони и овечки, коты и собаки, пчелы и обитатели моря – рыбки, чайки и медузы.
Безусловные любимцы народных художников – птицы. Тут и голубой журавлик с длинным красным клювом – вестник дождя, и легкокрылые ласточки, и черноголовки-чайки… Весело стрекочет с рисунка весенняя сорока, ласково обнимает деточек морская голубка, расправляет крылья желтая цапля, встреча с которой обещает счастье. С особенным уважением относились к образу лебедя, ведь созвездие Лебедь служило путеводным ориентиром для рыбаков, моряков и чумаков. Люди рассказывали, что пару белоснежных лебедей часто изображали над дверями и окнами для оберега семьи от беды и лихого помысла.
Снизу, над самой землей, мастерицы-мазальницы рисовали желтой глиной песчаные кучугуры. А по морским волнам пускали легкокрылые кораблики с белыми парусами, наполненными попутным ветром – символом неукротимой морской стихии. Легенды о ветрах, могущественных сыновьях мудрого рыбака Ларича – Леванте и Сироко, Грего, Трамонтане, Маистре и Пуненте и сегодня можно услышать от старожилов прилиманских сел. Непременным атрибутом таврийской росписи выступает Матула – рыбачья сеть, которая в народной традиции ассоциируется с Судьбой. Она, щедрая кормилица-матула, дарует достаток и связывает воедино неразрывными узлами людей и природу.
Особое место в фольклоре Причерноморья занимают символы-обереги. Тут и матушка-акация — таврийское древо жизни, и образ праматери-Берегини с алым цветком в поднятых руках, который еще с полвека назад часто встречался на стенах домов, обращенных к морю. Легендарная красавица Маяковна, дочка Маячника, с огненной птицей-коровайкой, дарующей свет и надежду отчаявшимся мореплавателям.
Народная декоративно-орнаментальная роспись – это не столько красивый узор, сколько гармоничная обереговая система, содержащая зашифрованную в красках и мазках информацию, идущую из глубины веков и несущую нам мудрость наших предков. И сегодня на нас лежит большая ответственность по сохранению этой хрупкой связи поколений.
Именно такие задачи – изучения, сохранения и популяризации культурного наследия – стоят перед коллективом Николаевского областного Центра народного творчества и культурно-образовательной работы под руководством заслуженной артистки Украины Наталии Баштовой. Во время многочисленных этнографических экспедиций и поездок в рамках культурных акций «От громады к громаде» и «Обереги родной земли», региональных туров областного смотра на лучшую презентацию элемента нематериального культурного наследия «Этно-традиции Николаевщины 2019», заседаний экспертного совета по формированию Списка культурного наследия области, специалисты Центра знакомятся с лучшими образцами культурной палитры края.
Одним из открытий нынешнего года стало знакомство с творческой школой таврийской росписи, функционирующей в Куцурубской ОТГ (голова – Инна Копейка, начальник отдела культуры – Елена Кельбас, методист — Наталья Кусковская) на базе Куцурубской школы искусств (директор – Анна Шевченко, руководитель гончарного кружка — Татьяна Иванец). В целом руководителем творческого направления, его вдохновительницей много лет является Любовь Паранюк. Любовь Мирославовна по праву может гордиться результатами своего колоссального труда, ведь ее творчество не только возрождает интерес земляков к старинным традициям, оно развивается и совершенствуется в работах учеников и последователей. Среди учениц Любови Паранюк ярко выделяется Анна Жосс – талантливая художница, которая с детства постигала секреты народной росписи от своей бабушки-мазальницы, узорами которой в свое время восхищалась Евгения Бондаренко. Триптих Анны «Ангел-хранитель Николаевщины» завоевал первое место, специальный приз жюри и восхищение зрителей на областном фестивале детского творчества «Art-mix 2019».
В ближайшем будущем все, кто заинтересовался традициями таврийской росписи, получат отличный подарок: скоро выйдет буклет, знакомящий с историей росписи, ее тематикой и символикой, цветовой гаммой, техникой, элементами и секретами композиции. Работа по изучению и популяризации таврийской росписи подробно освещается на сайте Центра и КОР и на страничке «Нематеріальна культурна спадщина Миколаївщини» в Facebook.
Анна Божкова.
На центральном фото: Любовь Паранюк и ее ученица Анна Жосс на фестивале детского творчества «Art-mix 2019».