
СЕГОДНЯШНИЕ ТРЕНДЫ – КРАФТОВЫЕ БРЕНДЫ
В десятых числах февраля в Николаеве прошли два интересных, но сравнительно незаметных мероприятия. О них все-таки стоит рассказать, ведь интерес к “крафтовому” производству у людей становится все больше и больше.
Но что же такое “крафт”?
А это то, что противопоставляют ширпотребу, масс-маркету, крупному промышленному производству. Крафтовую продукцию не встретишь на витринах супермаркетов и рыночных оптовых раскладках.
Фактически, “крафт” – это философия, некий особый стиль и дух производства. Создание крафта предполагает теплую домашнюю атмосферу общности, артельности и любви к тому, что вы делаете и для кого делаете.
Крафтовое производство предполагает малотиражность – выпуск продукции ограниченными, малыми партиями, что можно лучше проконтролировать и обеспечить высочайший уровень качества.
Слово происходит от английского craft («ремесленничество», «ручной труд»), то предполагается наличие разработанных под продукт рецептур и минимум автоматизации процесса.
Западный рынок уже насыщен крафтом, живет им, дышит. Продукции – масса: от шампуней до мяса. Соответственно, развито и поставлено все: сайты для продажи, логистика, места. Рынок разделен и забит под завязку.
В общем, “крафт” – это штучно, модно и… дорого.
У нас же крафтовое производство только-только становится на ноги. Кто-то, брезгливо морщась, называет его “кустарщиной”, “частно-собственнической заразой” (привет эпохе развитого социализма), “школьными поделками”, наделяя другими непечатными эпитетами, но “собаки лают, а караван – идет”.
Кстати, многолетний перманентный карантин положительно сказался на развитии “домашнего производства”.
Например, во вкус вошли николаевские виноделы и пивовары – давно предлагают свою продукцию публике.
Вот, кстати, 11 февраля Украинская Ассоциация Центров Поддержки Бизнеса (глава ассоциации Артем Ващиленко) организовала первую большую пресс-конференцию «Wine V-NET. Винодельческая вертикальная сеть между Италией и Украиной», представив общественности большой проект поддержки этой отрасли на международном уровне и оказать содействие в поиске партнеров по бизнесу.
На конференции, в частности, обсудили перспективы международной кооперации виноделов Юга Украины, развитие гастрономического туризма в северном Причерноморье и т.д.
Надо отметить, что проектом заинтересовались и на областном уровне – в мероприятии принял участие директор департамента экономического развития и региональной политики Николаевской ОГА Александр Королев.
Также поддержали проект представитель ассоциации крафтовых виноделов Причерноморья (АКВП) Георгий Молчанов и крафтовые виноделы Борис Пекарь и Владимир Фалько.
Почему наши южные виноделы решили поработать с Италией?
Ну, во-первых, ЕС и непосредственно Италия – крупнейшие производители вина в мире. И ставка делается именно на крафтовых виноделов. Во-вторых, наш причерноморский климат, очень похож на климат Северной и Западной Италии и импортные сорта винограда хорошо приживаются в наших почвах. В-третьих, у виноделия здесь и там – много общего, включая историю с древних времен.
В рамках проекта, к слову, посещение николаевскими крафтовыми виноделами, с образовательной целью естественно, итальянских центров производства и участие в выставке Vinitaly.
Провели крафтовые производители и мини-дегустацию своей продукции для журналистов. Рассказали о вине и семейном виноделии.
Второе мероприятие, связанное с крафтовыми тенденциями, провела площадка Дія Бізнес Миколаїв, 12 февраля.
На площадке, предоставленной центром, разместились больше двух десятков производителей.
Сладости, игрушки, керамика, мед, соусы и джемы, йогурты, эфирные масла, изделия из дерева и мыло ручной работы – производители показали очень много.
Ирина Дудник, один из организаторов мероприятия, рассказала, что крафтовиков собирали буквально “поштучно”.
– Это первое мероприятие, объединившее крафтовых производителей. Да, мы искали их самостоятельно, через соцсети, через личные контакты. Потому, что эти люди раскручивают себя самостоятельно. А им нужна и поддержка, в том числе информационная, и рынки сбыта, и какая-то минимальная правовая помощь. В перспективе у нас проведение больших ярмарок крафтовой продукции, по 2-3 дня. А также – создание крафтового клуба, где можно будет и встречи проводить с теми, у кого уже получилось что-то сделать, и опытом делиться, и проводить занятия в сфере маркетинга, оказывать психологическую поддержку крафтовикам, – рассказала Ирина.
Кстати, навстречу крафтовикам пошли и “в верхах”, в Министерстве экономики. С 2018 года серьезное послабление получили крафтовые виноделы – им теперь не надо проходить обязательную аттестацию. Возможно, легче самореализоваться будет и другим “домашним производственникам”.
Александр Сайковский.