С божественной искрой художник

14:07

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Восьмого апреля отметил юбилей — свои полновесные 65 лет — николаевский художник Олег Константинович Приходько. Живописец, отмеченный множеством наград и званий: он заслуженный деятель искусств Украины, лауреат международной премии им. Ивана Огиенко в области искусства и областной премии им. Николая Аркаса, обладатель медали Руфина Судковского, почетных знаков «За достижения в развитии культуры и искусства», «За многолетний плодотворный труд в области культуры», памятного знака музея им. В. Верещагина, «Горожанин года» в номинации «Искусство». В 2015-м был удостоен еще одного престижного знака — «За заслуги перед Николаевщиной».

Олег Приходько, безусловно, – это целая эпоха в живописном искусстве нашего южного края, эпоха в жизни Николаевской областной организации Национального союза художников Украины, которую он возглавлял почти 15 лет (1992-94 и 2005-2015 гг.).
Он наш, коренной николаевец. Мальчишка, который вырос в обычной николаевской семье и шел к своим жизненным высотам очень самостоятельно — вооруженный художественным талантом, сильным характером и большим трудом. В одесскую «Грековку» поступил, когда ему было всего 15. Хотел учиться дальше – и не где-нибудь, а в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Веры Мухиной. Выдержал сумасшедший конкурс (40 человек на место), в котором отбирали всего 8 достойных абитуриентов из 320, подавших заявления.
По конкурсу прошел с блеском, но из николаевской школы, куда Олег получил направление на работу после «Грековки», его не отпустили. Такие в середине 70-х были бесчестные времена и узколобые начальники. Мечта о Питере так и не осуществилась, а высшее образование в Николаевском филиале Киевского университета культуры и искусства он получил уже гораздо позже.
Говоря о становлении Олега Приходько как художника, нужно обязательно вспомнить о временах его молодости – уверенных, полных надежд и творческих планов. Ему посчастливилось начинать свой путь в искусстве, когда в Украине и вообще в СССР существовало мощное объединение молодых художников. Они участвовали в пленэрах и конкурсах, с ними заключали договора на создание произведений, для них строились творческие базы и индивидуальные мастерские – и за всем этим стояла солидная финансовая поддержка государства.
С другой стороны – Олегу посчастливилось жить и работать в особой атмосфере плеяды замечательных художников Николаева, ярких индивидуальностей, истинных профессионалов. Было у кого учиться! Рядом – народные художники Украины Михаил Ряснянский, Николай Бережной, Андрей Антонюк, заслуженный художник Анатолий Завгородний и другие.
***
Ну как тут не поверить в гороскопы, которые считают, что огненный знак Овна наделен особенной харизмой первооткрывателя, инициативой и целеустремленностью? А еще люди этого знака прямолинейны, искренни, честны и движимы высокими идеалами. Все эти качества очень скоро разглядели в молодом художнике члены николаевской организации НСХУ, и в 1992 году Олег Приходько совершенно неожиданно для себя самого был избран ее председателем.
О том, сколько хозяйственных забот, связанных с общественным «майном», организационными вопросами, ремонтными работами, легли на плечи главы НООНСХУ, мы сегодня говорить не будем (можно только догадываться, какой это громаднейший пласт деятельности, который всегда очень мешает творчеству). А вспомним вот о чем: харизма новатора проявилась у Олега Приходько прежде всего в том, что он основал в Украине живописно-графические симпозиумы, в которых стали принимать участие не только профессиональные художники, но и одаренные дети.
В 90-х с его участием была организована групповая выставка николаевских художников в Сиэтле (1990), выставки в Мюнхене (1992) и Нью-Йорке (1993 — 1994), а затем — творческий симпозиум живописи для талантливых детей и по его итогам — детская выставка в украинском посольстве в Вашингтоне (1994).
С его легкой руки появляются пленэрные группы в Украине: «Барвиста Україна», «Ой-йой-йой!», «Спокуса». Украинские художники работают на пленэрах в Грушевке (Гранитно-степное Побужье), Седневе, Закарпатье, Севастополе, Батилимане, Виннице, Киеве. За тридцать с лишним лет он сам побывал более чем в ста группах, перезнакомился и подружился с очень многими художниками нашей страны и зарубежья.
В середине 2000-х Олег Приходько устанавливает контакты с китайскими художниками, выставляет свои работы в Музее развития в Шанхае, участвует в совместных украинско-китайских выставках в Цзяньине, Тиньхуа, Ханчжоу, его картины остаются в экспозиции музея города Уси.
При активном участии Приходько в Николаевском филиале КНУКиИ была создана кафедра реставрации и графического дизайна. Семь лет он возглавлял эту кафедру, воспитал целую плеяду достойных учеников, которые затем продолжили образование в Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры.
— Самое главное, что дал нам Олег Константинович, это отношение к живописи — ведь этому искусству не научишься, если нет внутреннего чувства. Большой удачей считалось работать рядом с ним на пленэрах или наблюдать за ним в студии, получая «наглядный пример». Он открыл нам истину: художник должен быть внутренне свободен, должен прекрасно ориентироваться в истории изобразительного искусства, знать и уметь применять различные методы и изобразительные приемы… И тем не менее, искусство — это «самоделание», «самоизготовление», поэтому основной признак творца — поиск собственных, самобытных приемов и образов. Их нужно «нащупать», и при этом не стесняться себя. А еще искусство должно быть тайным. И ничто так не мотивирует, как загадка и результат! – поделился впечатлениями о своем педагоге молодой художник Николай Плехов.
***
Живопись… В ней Олег Приходько сказал свое веское индивидуальное слово. Ему оказались подвластны все жанры живописного искусства. Мастерски выполненные портреты, исторические полотна, жанровые картины выдают в нем замечательного реалиста.
Он большой мастер пленэрной живописи. В его пейзажах много света и воздуха, в красках преобладает яркая южная экспрессия. И еще есть в них одна особенность: движение. Будто только на мгновение остановилась на полотне жизнь и вот-вот сорвется с места снова – скользнут по волнам лодки, ветер качнет тяжелую ветку можжевельника, влюбленная парочка выйдет из-за угла и присядет за пустым столиком кафе…
Он любит населять свои урбанистические пейзажи фигурками людей, и это наполняет картины жизнью и любовью к человеку. «Стиль Приходько – высоко аналитический и в то же время высоко наивный. В нем есть мера, которая граничит с наивной и прекрасной иронией», — так оценил манеру письма Олега Приходько один из коллег.
Около 10 персональных выставок организовал Олег Константинович за свою творческую жизнь. И каждый раз, приходя на его вернисажи, любители живописи с удивлением открывали для себя «нового Приходько».
Но однажды в его творчестве появилась совершенно новая «экспериментальная» тема. Работы как будто явились из другого времени, из далекого Ренессанса: в тумане цветных пятен едва проступали фигуры, фрагменты интерьеров, «обрывки» пейзажей, и рука художника ловко увязывала их в законченный сюжет. «Я всегда любил эпоху Возрождения – мне нравились скупость материалов, которыми пользовались художники той эпохи, и точность задачи, которую они перед собой ставили. Видимо, у каждого живописца должно быть «эпоховозрожденческое начало». Меня завораживала сама система исполнения многофигурных композиций», — так пояснял свои эксперименты Олег Приходько.
***
Сегодня его ученики «разбрелись» по столицам и заграницам – современная молодежь очень мобильна и имеет широкие возможности для реализации своего таланта. И приезжая в Николаев, они непременно стараются заглянуть в мастерскую учителя — поговорить о творчестве, почерпнуть из мыслей мэтра что-то полезное для себя. Ведь он, ко всему, еще и нешуточный философ:
— Каждый уважающий себя художник должен иметь свой прием и свой метод живописи. Свой, единственный. Мой прием — это всего лишь результат поиска технологий. Я посвятил изучению разных живописных технологий больше 20 лет… Однако нарисованное — еще не живопись, тут состояние особенное нужно, живопись — это и энергетика автора, и сочетание красок. Живопись — это результат сложного процесса согласования реальности и изобразительного пространства.
Наталья Христова.
Фото автора.