российская пропаганда дает сбой

14:14

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

В регионах юга россии и Северного Кавказа заметно сократилось число акций в поддержку войны в Украине – если еще пару месяцев назад к милитаристским флешмобам массово привлекали не только работников бюджетной сферы, но и детей, то сейчас такие мероприятия не проводят. По мнению экспертов, публичная поддержка российской армии стала редкой частной инициативой. Люди в большинстве своем не видят смысла в этой войне и все чаще задаются вопросом о ее целях.

Символами российского вторжения в Украину стали латинские буквы «V» и «Z», которые изначально наносили на военную технику – позже эти символы ушли в народ, ими стали выражать поддержку и одобрение действий армии России. Буквы активно использовали во время патриотических флешмобов: к примеру, в Кабардино-Балкарии в форме этих символов с фонариками в руках выстроились 50 волонтеров, футболисты в Северной Осетии выложили Z из футбольных мячей на поле. Провластные акции принимали разные формы – народные ремесленники Дагестана наносили пропагандистские символы на местные сувениры, на Ставрополье сменили название двух городов на ЖелеZноводск и КислоVодск, а подростков из государственного движения «Юнармия» в Магасе привлекли к водружению флага с буквой «Z» на стометровую Башню Согласия.

С середины апреля волна патриотического креатива сошла на нет. Теперь инициатива перешла в частные руки. Например, в конце июня дайверы разместили объемную букву Z в Черном море, акцию назвали «Zалечь на дно V Анапе». Ранее администрация Новороссийска потребовала от владельца продуктового магазина убрать вывеску «ZA Мясом». Бизнесмен уверял, что придумал ее еще до начала войны, но выглядела она – уже на фоне серьезных потерь российской армии – неподобающе, решили власти.

Одна из самых известных двусмысленных патриотических акций прошла в Дагестане. Министерство сельского хозяйства республики в своем официальном телеграм-канале опубликовало, а затем удалило видео перегона большой отары овец – на каждом животном была нарисована буква Z. Ролик сопровождался фрагментом из песни Олега Газманова: «Россия, Россия – в этом слове огонь и сила».

Пропаганда разделила россиян на две части. При этом соотношение поддерживающих войну людей и тех, кто против нее, установить сложно: репрезентативные социологические исследования сейчас провести невозможно, люди боятся говорить свое реальное мнение, считают эксперты. Те, кто против, боятся говорить об этом, учитывая новые законы.

Однако сегодня у простых людей все чаще возникает вопрос: кому нужны пропагандистские акции? Его задают даже местные чиновники, потому что в каждой семье есть родственники или близкие, кто участвует в так называемой спецоперации. Падает благосостояние, цены на продукты и технику не снижаются – люди все это почувствовали. И уже сегодня многие не хотят, чтобы их дети участвовали в акциях под знаком Z.