Принудительная безопасность: как жить с законом про автокресла

9:26

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

автокресло

В Украине вступил в силу «закон об автокреслах». Сама норма – не новая: пристегивание в поездке детей младше 12 лет или ниже 135 см ростом и раньше было прописано в ПДД. И только с 20 ноября за отсутствие детских средств фиксации – админответственность и штраф.

Нововведение широко обсуждается украинцами на кухнях и в соцсетях. И кажется, основная благая идея – а это сокращение гибели маленьких пассажиров в ДТП в 3 раза – ставится в этой дискуссии на последнее место. В первую очередь, наших граждан волнует дороговизна и неудобство, ведь элементарные передвижения с детьми стали сложной задачей, а во многих случаях – и вовсе невозможной.
За непристегнутых детей штрафуют «по-взрослому». Согласно изменениям в статье 121 Административного кодекса Украины, ответственность за нарушение правил перевозки детей – штраф в размере 510 грн. За повторное нарушение, совершенное в течение года, штраф составит 850 грн. Но есть и хорошие новости: закон разрешает использовать не только автокресла, но и существенно более дешевые аналоги. Нет гарантии, что они будут полезны детям при аварии, но родителям при встрече с полицией – наверняка.

автокресло

 

 

«ДЛЯ ГАЛОЧКИ» ИЛИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЖИЗНИ?
По данным Нацполиции Украины, согласно пояснительной записке к законопроекту, на наших дорогах в год погибает не менее 3,5 тыс. человек, травмируется вследствие ДТП – не менее 35 тыс. Взрослые пристегиваться с грехом пополам научились, и тоже – благодаря высоким штрафам. Пристегнуть ребенка – это совсем другое дело. Штатный ремень безопасности при росте ниже 135 см не работает, человек из-под него просто выскользнет. На спецсредства фиксации для всех, у кого «нос не дорос», придется дополнительно раскошелиться. И до настоящего времени это делалось лишь по доброй воле родителей.
Областная патрульная полиция уточняет: на Николаевщине за 11 месяцев 2019 года уже зарегистрировано 173 ДТП с участием детей. Из них – 158 ДТП с пострадавшими, в которых 11 человек погибли, 191 человек получил травмы. Данные приведены только по пассажирам, без учета детей-пешеходов и детей-велосипедистов.
В Николаевской области ездят аккуратно – санкции пока ограничиваются профилактическими беседами. Патрульные рекомендуют с покупкой детских спецсредств не тянуть. Водителям, озабоченным безопасностью не «для галочки», советуют: среди широкого спектра резрешенных фиксаторов наилучший выбор для детей младше 9 лет – сертифицированное автокресло, надежно закрепленное с помощью ремней или системы Isofix. Детей постарше уже можно пристегивать штатными ремнями безопасности в сочетании со специальной подушкой – бустером.
И.о. старшего инспектора пресс-службы Управления патрульной полиции в Николаевской области Виталий Душко рассказывает: свежепринятый украинский закон – не хуже зарубежных аналогов, по которым давно живут цивилизованные страны. Однако европейцам живется еще «веселее», там в законах более строго обозначены нормы, какими должны быть спецсредства в соответствии с возрастом ребенка. По его мнению, новый закон не только защищает, но и приучает к новой для нас культуре безопасной езды. Ведь отпрыски, привыкшие «кататься» в автокресле, уже сегодня воспитывают взрослых: мама, пристегнись!
Реакция юристов и общественников на неудобный закон – ворчливая, но в целом, мирная. Не нашел в нем нарушений прав водителей и пассажиров с детьми даже «Автомайдан» – мощная общественная организация, в свое время ставшая символом объединения водителей для борьбы с произволом на дорогах. На этот раз не инициативничают: мол, проблем добавилось, но жить с ними – придется. «Мы позитивно относимся к предложениям по автокреслам, так как это то, что может спасти жизнь ребёнка в случае ДТП, а никакие неудобства для взрослых не стоят жизни детей», – прокомментировали «Вечерке» в пресс-службе ОО «Всеукраинское объединение Автомайдан».
«С законом все в порядке, статьи написаны лаконично, – высказывает свою оценку юрист-практик Татьяна Журба. – По моему мнению, проблема только в том, чтобы мы подстроились под новое законодательство. Моя семья уже давно сделала выбор в пользу автокресла, и это нам особенно пригодилось во время путешествий за пределами Украины. Ведь даже в соседней России похожий закон приняли раньше, и высоким штрафам за перевозку незафиксированных детей уже никто не удивляется».

СОВЕТЫ В СЕТИ: ИЩИТЕ ОРАНЖЕВУЮ НАКЛЕЙКУ И ОПАСАЙТЕСЬ ВОРИШЕК
Собрав мнения из интернет-публикаций и социальных сетей, «Вечерка» подготовила свои советы, как нам всем легче пережить «покращення».
* Подробно изучите тему детской безопасности на дорогах. Прежде всего – понимание, зачем все-таки существует подобная «обязаловка» во всем мире, а теперь и в Украине, помогло многим людям морально принять новые правила. И даже финансовые затраты кажутся более оправданными. Посмотрев многочисленные видео с ДТП или краш-тестов, многие украинцы начали пристегивать детей и без обязывающего закона – жизнь и здоровье дороже.
Газета «Сегодня», например, объясняет, почему уже нельзя ездить по старинке, непристегнутыми и с детьми на руках. Другие времена, другие скорости, да и загруженность дорог постоянно растет. Более 40% юных пассажиров при ДТП получают различные травмы, даже если столкновения не происходит – достаточно резкого торможения.
«Сидя спереди, непристегнутый ребенок при аварии получит черепно-мозговую травму, пристегнутый – травмирует шею. Находясь на руках пассажира, ребёнок может вылететь через лобовое стекло или получит тяжелые травмы, ударившись о панель приборов. Также его дополнительно травмирует навалившееся по инерции тело взрослого. Сидящий на заднем сидении ребенок при лобовом ударе получит травму головы и повреждение шейного отдела позвоночника; лежащий на заднем сидении в момент ДТП малыш получит повреждения позвоночника. Наихудший вариант – маленький пассажир стоит на заднем сидении или полу автомобиля в момент удара. При этом он получит комплекс тяжелых повреждений: черепно-мозговую травму, перелом шеи, травмы позвоночника и т.д», – сообщает издание.
* Проверяйте сертификацию. Дабы инвестиция в безопасность не превратилась в деньги на ветер, изучите отзывы в сети о тех или иных видах детской защиты. Посмотрите видео, где выносливость защитных средств проверяют на манекенах.
Относитесь с осторожностью к автокреслам б/у! Они дешевле новых изделий, однако не всем продавцам можно доверять. У автокресла, побывавшего в аварии, могут быть деформированы несущие элементы, и его защитные свойства – под вопросом.
Новые автокресла, прошедшие необходимые краш-тесты и проверки, снабжено оранжевой наклейкой – сертификатом безопасности ECE R44. Там содержится информация о рекомендованных для этого кресла видах крепления, допустимом весе ребенка, стране прохождения сертификации и производителе. Если собираетесь в путешествие – помните, что во многих странах ЕС разрешены к использованию только кресла с такой наклейкой.
* Проблемы с вызовом такси? Повремените с радикальными вложениями. К сожалению, новый закон про автокресла оставил таксистов и их пассажиров один на один с проблемами. В нем никак не регулируются вопросы, за чей счет в этом случае приобретаются детские фиксаторы, и кто должен платить штраф за их отсутствие. Нет в законе и решения приравнять такси к общественному транспорту, где фиксировать пассажиров пока что не требуют.
За границей, где эти правила действуют давно, услуги «детских» такси – уже не редкость. Правда, подача машины со своим креслом стоит дороже. Нашим же таксистам «обрастать» автокреслами предстоит с нуля. Им это дорого и нерентабельно, так как пассажиров с детьми всего 10-15% от общего потока. Детские кресла приобрели пока единицы среди фирм-перевозчиков и отдельных водителей. Основная же масса просто не едет на такие вызовы. Лента Facebook наполнилась историями семей, которые по несколько часов подряд пытаются вызвать подходящую машину, либо отменяют поездки, либо экстренно учатся водить сами, либо носят с собой на каждого из детей персональное автокресло…
Законы свободного рынка таковы, что он постепенно подстраивается под спрос потребителей. Это, собственно, и произошло в развитых странах. Что делать нам, простым украинским гражданам, которым ехать надо сейчас? Если есть возможность – спокойно потерпеть пару лет, пока появится больше предложений. Ускорить этот процесс можно только одним способом: регулярно пытаться заказать именно ту услугу, что нужна вам. Видя всеобщий спрос, таксисты «зашевелятся» быстрее.
* Не оставляйте автокресла в машине. При новом законе именно эта дорогая и нужная вещь стала предметом повышенного интереса автомобильных взломщиков.
«В ночь с 30.11 на 01.12 на проспекте Свободы, 34, вскрыли автомобиль Renault Sandero Stepway. Украдено из салона два детских автокресла Cybex isofix (цвет розовый и черно-серый)», – сообщает страница «Киев Оперативный» в Facebook.
Из комментариев узнаем, что такая ситуация – не редкость, и на успешное расследование краж надежды мало. Бороться с автомобильными воришками советуют проверенными «народными» средствами: хорошо прятать ценные вещи, дорогие автокресла после каждой поездки таскать домой, а уже украденное добро искать в ломбардах.
Анна Рубанская.