Обнимая небо: суперкороль воздушного пространства мира служит в Николаеве. Ретро-публикация

16:43

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

коваль

– Коваль – летчик от Бога! Сможет летать и на метле! Титулов, почетных званий, наград у Николая Леонидовича столько, что хватит на несколько десятков авиаторов. Сама королева Англии Елизавета II приглашала его на день ее рождения, Президент Украины с успехами поздравлял! – председатель совета ветеранов-леваневцев заслуженный военный летчик СССР Василий Васильевич Городецкий, его коллега-ветеран Анатолий Ильич Морозов говорили о нынешнем первом заместителе начальника Центра боевого применения и переучивания летного состава с таким восхищением, что не зажечься интересом к его личности было просто невозможно. Позже, проглотив на одном дыхании изрядную порцию публикаций, преимущественно военных журналистов в украинской и прессе дальнего зарубежья, еще раз убедилась в банальной истине, что удивительное бывает совсем рядом, но почитают его за морями, за долами, за высокими горами нередко больше, чем в родных пенатах. В общем, от одних только газетных заголовков: «У всего мира на виду», «Гордость Украины», «Яркое соло на «СУ-27», «Большое небо полковника Коваля» и т.д. и т.п. захватывает дух.

И ЧОПОРНЫЕ БРИТАНЦЫ «АХНУЛИ»
«Поймать» Николая Леонидовича вообще сложно. Главный рабочий кабинет Коваля – кабина самолета, а точнее, самолетов. За 30 лет службы в ВВС он освоил все типы: летал на истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках, разведчиках, вертолетах, транспортных самолетах. Бытующий среди авиаторов афоризм «Меньше летаешь – дольше летаешь» Коваль откорректировал, исходя из своего уникального профессионального опыта: «Больше летаешь – дольше летаешь», «Кто больше летает – тот и побеждает».
В среде летчиков-асов мирового класса Николая Коваля знали и раньше. А после престижнейшего международного авиапоказа «Интернэшнл Эйр Татту», состоявшегося под патронатом Ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II в английском городе Фэйрфорд в июле 1996 года, он стал воистину первым среди первых.
Эти соревнования проводятся 25 лет, но Украина в них принимала участие впервые. Цель – благотворительная. Доходы от авиашоу идут в помощь семьям погибших летчиков.
В мастерстве в Фэйрфорде состязались асы из 42 государств, участвовало 420 разных самолетов. Как писала об этом газета «Ведомости» (29.07.96) в разделе «Жизнь замечательных людей»: «Военный летчик-снайпер Николай Коваль на «СУ-27» показал за семь минут такой высший пилотаж, что ахнули даже видавшие виды чопорные британцы. «Колокол» (это когда самолет на миг замирает в вертикальном положении, будто бы «падает» хвостом к земле и… вновь взмывает в небо – авт.), «бочку», петлю Нестерова (мертвую петлю), знаменитый разворот вокруг хвоста и др. украинский летчик исполнил поистине с королевским изяществом и филигранностью, буквально заворожив и своих соперников из Швеции, США, Франции, Словакии…».
Николай Коваль за 7 минут выполнил 28 фигур высочайшего пилотажа, занял первое место, ему был вручен переходящий приз – «Суперкороль воздушного пространства мира».
Президент Украины Леонид Данилович Кучма прислал телеграмму Николаю Леонидовичу: «Мастерство, которое Вы продемонстрировали в небе Фэйрфорда на международном показе авиационной техники «Эйр Татту-96«, и первое место, которое Вам присуждено за показ высокого уровня пилотажа на истребителе «СУ-27», – свидетельство лично Вашего высокого уровня подготовки и боевого мастерства украинских военных летчиков».
Потом Ее Величество Королева Англии Елизавета II пригласит короля воздушного пространства мира из Украины на торжество по случаю своего дня рождения, а в поселок Квасилово, что на Ровенщине, к его родителям зачастят журналисты. Родители Николая Леонидовича: Леонид Федорович (классный токарь-универсал, кузнец, плотник, каменщик – мастер на все руки) и отменная хозяюшка Валентина Алексеевна – гордятся сыном. Валентина Алексеевна каждый раз, как читает статьи о своем единственном, сколько ни смотрит передач о нем, всегда плачет: «Ой, синочку мій ріднесенький, хай береже тебе Бог, й ти бережи себе…»
Родители сердцем чувствуют: для тех, кто смотрит на артистичный пилотаж сына с земли, – это захватывающее, воздушное шоу, для их сына – величайшая ответственность и неизмеримое напряжение сил, воли и нервов на пределе возможного.
ЗОЛОТЫЕ КРЫЛЬЯ
Стал знаменитостью Николай Леонидович еще раньше, в 1992 году. Независимому государству Украина еще не было и года от роду. Тогда и пригласили четверых летчиков ВВС Украины полковников Николая Коваля и Владимира Кандаурова, подполковников Валерия Солошенко и Александра Голованя, а с ними одиннадцать инженеров и техников в США и Канаду на совместные воздушные праздники.
– О том, что есть такое независимое государство Украина, в Америке тогда мало кто знал. Все мы для американцев и канадцев были «рашн» – русские, значит. Но после того, как мы за полгода выступили в небе 47 американских городов, встречались со своими коллегами и просто с гражданами Америки и Канады, – нас узнавали на улицах, приглашали на встречи телевидение, газеты, государственные деятели, бизнесмены, просто граждане, – рассказывает Николай Леонидович.
Миллионы американцев восхищались пилотами экстракласса из Украины. Только в Лос-Анджелесе более трех миллионов зрителей с восторгом следили за виртуозным мастерством украинских летчиков. Семьдесят руководителей наисильнейших авиационных корпораций США наблюдали за их ювелирной работой в небе.
Наши летчики приняли участие в 28 авиашоу, выполнили 209 демонстрационных полетов, заработали для Украины 19 млн. долларов США (только один «колокол» по американским расценкам стоит 40 тыс. долларов), а для себя – непререкаемый авторитет среди своих зарубежных коллег-профессионалов высшего класса. Руководил группой украинских пилотов и летал на «МИГ-29» Николай Коваль.
Как писал потом в журнале «Авиация и космонавтика» в ту пору начальник пресс-центра ВВС Украины А.Мизяковский: «Американский воздушный ас капитан М.Донован в беседе с Ковалем не скрывал своего восторга: «Я убедился, что «МИГ- 29» – суперистребитель». Пилот «Харриера» П.Вудманзи, на счету которого 40 боевых вылетов в войне в зоне Персидского залива, был более откровенен: «Не хотел бы я встретиться с «МИГом» в реальном поединке…» Тогда же специалисты из американского аэрокосмического гиганта «Рокуэл Интернешнл» и «положили глаз» на руководителя группы украинских пилотов..
Президент Америки Билл Клинтон через своего госсекретаря поздравил украинских летчиков с огромным успехом. В грамоте президента США говорилось, что украинские летчики сделали для укрепления дружбы между США и Украиной столько, сколько не сделал ни один дипломат. «Ваши фамилии будут записаны золотыми буквами в историю США». Тогда же Ковалю был вручен почетный знак – золотая подвеска с изображением орла, несущего пальмовую ветку дружбы, и присвоено звание почетного гражданина Калифорнии.
Владимиру Кандаурову и Николаю Ковалю были вручены еще и знаки как пилотам высочайшего класса. Летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Николаевич Кандауров в свое время был учителем Коваля. «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться…» Дублером у Коваля в Англии был его ученик комэска Иван Черненко.
«ЖИВЫ БУДЕМ – НЕ ПОМРЕМ»
Предшествовала же победам Николая Коваля в мирном небе тяжкая военная служба в Афганистане. Он был старшим инспектором-летчиком отдела боевой подготовки ВВС 40-й армии. Летал на «СУ-25» и других самолетах. Было тогда Ковалю 33 года. Александр Руцкой в ту пору был командиром авиаполка 40-й армии. Шестого апреля 1986 года его самолет подбили моджахеды. Коваль скомандовал Руцкому катапультироваться. А через шесть дней, 12 апреля этого же года, в Международный день авиации и космонавтики моджахедовский «Стингер» настиг «СУ-25» Коваля. Один из двух двигателей вышел из строя. Самолет горел. Коваль все-таки посадил его с убранными шасси недалеко от границы с Пакистаном. Николая подобрали свои в первой половине дня, а во второй – Коваль уже летал на другой машине. Его штурмовик «СУ-25» сгорел. В Афганистане Коваль воевал календарных 2 года и 2 дня. А вообще месяц здесь засчитывался за три. Выходит 6 лет и 6 дней. Дважды его самолеты горели. Провел (нелепое слово для кровавой бойни) в воздухе 1500 часов, выполнил 936 боевых вылетов (наибольшее число боевых вылетов за все войны). Всего у полковника Коваля более 4-х тысяч часов налета. Заслужил орден Боевого Красного Знамени и два ордена Красной Звезды.
Были потом у него и в мирном небе «нештатные ситуации». В 1989 г. во время «колокола» на малой высоте остановился двигатель. Не катапультировался, справился с машиной. Потом в ней обнаружили конструкторский дефект, пилоты были предупреждены. А если бы катапультировался, поди знай, сколько беды мог натворить конструкторский дефект.
В другой раз во время инструкторского полета РЭС отключил самолет от постоянного источника энергоснабжения, следом – короткое замыкание вывело из строя и аварийную систему. Взлетно-посадочная полоса утонула в кромешной тьме, радиотехническая связь оборвалась. Коваль и на этот раз приземлил самолет. На неосвещенную полосу…
Думаю, напоминать не надо, что самолет – не автобус, его не остановишь на крутом повороте, из него не выйдешь на остановке. На обдумывание нештатной ситуации у пилота если и бывают, то доли секунды. А на малых высотах и этих секунд нет. Летчик должен принять единственно правильное решение. Второго не бывает… И тут никакое везение не поможет, если нет колоссального профессионального умения.
К ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВУ
КОРОЛЕВЕ АНГЛИИ
ОН НЕ ПОЕХАЛ
В рабочем кабинете полковника Коваля в Центре тихо. Выходной. Николай Леонидович в рабочем камуфляжном комбинезоне, из которого выглядывает треугольник морского «рябчика». Ковалю – 47. Выглядит он намного моложе. Открытое лицо. Ладный. Подтянутый. Доброжелательный. Мужественный. Готовый типаж на роль киношного или сценического положительного героя, коего из нашей литературы, журналистики почему-то «изъяли». А истинные герои, как явствует жизнь, хоть и нечасто, но все же встречаются. И, главное, очень нужны людям, особенно молодым.
– Как вы относитесь к нынешним межгосударственным военным конфликтам, войнам вообще, – спрашиваю своего собеседника.
Николай Леонидович размышляет вслух:
– Господь наградил человека. самым главным из умений – умением мыслить. Когда политики решают противоречия с помощью войны, это говорит о том, что решать межгосударственные конфликты мирными способами, мыслить и действовать созидательно они не умеют. Нередко война – способ нажиться на крови и страданиях людей…
…Родился Николай Коваль на хуторе. Нет, не близ Диканьки, а на Ровенщине. Было там всего два дома. Зимой их, бывало, заносило снегом по крышу. Так было и в декабре 1951 года, когда в доброй, работящей семье Леонида Федоровича и Валентины Алексеевны Коваль родился сын. Окрестить его удалось только второго января 1952 года. Добраться до батюшки было сложно. Тем числом и записали год и месяц рождения в метрике.
Рос крестьянский сын, как многие сельские мальчишки. Учился, работал на земле. Любил смотреть, как летают самолеты, – рядом с хутором был авиаполигон. Когда пришла пора «делать жизнь с кого», нацелился на летное училище. В военкомате предлагали другие военные училища, на выбор. Но Николай Коваль стоял на своем: только в летное, и только летчиком-истребителем. Окончил Черниговское высшее военное училище летчиков.
Полковника Коваля приглашали обучать высшему пилотажу немецких летчиков. Отказался. Предложение администрации концерна «Рокуэл Интернешнл» заключить контракт с годовым доходом в 600 тысяч долларов Николай Леонидович тоже не принял.
На мой немой вопрос по этому поводу ответил спокойно, без пафоса.
– Я присягал народу, государству Украина.
На приглашение Ее Величества Королевы Англии прибыть на ее день рождения тоже не откликнулся. Не потому, что дремучий невежа… Военный человек, даже такой, как наш герой, не волен распоряжаться собой… Даже если приглашение касается престижа государства.
Агнесса Виноградова.
(«ВН» от 28.08.1999)