Николаевский краевед рассказал о ритуалах кораблестроителей

16:00

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

шинкаренко, корабли, ритуалы

Николаевский краевед, автор интернет-портала «Николаевский БазарЪ» Андрей Шинкаренко продолжает знакомить (не только николаевцев, но и весь мир) со своими видеосюжетами, посвященными истории нашего города. Эти видеозаписи с удовольствием смотрят и украинцы, и бывшие соотечественники, которые поселились за рубежом и живо интересуются информацией о Родине.

О популярности YouTube-канала Андрея Шинкаренко свидетельствуют многочисленные отзывы зрителей из разных стран. Один из последних видеосюжетов получил название «Спуск корабля. Ритуал и сувенир». «Вечерка» уже на протяжении многих лет сотрудничает с Андреем и пользуется его краеведческими наработками, чтобы рассказать читателям об истории нашего края. За свою многолетнюю деятельность на благо города Андрей Шинкаренко был удостоен почетного знака «Зірка культури міста Миколаєва – 2021».

Итак, на этот раз мы говорим о спуске корабля. В середине 1970-х, когда Андрей был еще мальчишкой, ему довелось побывать на судостроительном заводе «Океан» – на спуске самого большого из гражданских судов, построенных в Николаеве. Это нефтерудовоз «Борис Бутома». Размеры судна были поразительны – целый плавучий дом. Длина – 258 метров, ширина – почти 40 м. Высота борта – 21,4. То есть «ростом» с современную восьмиэтажку. Водоизмещение – 132 тыс. тонн. Настоящий морской гигант! Для сравнения: сегодня самый большой в мире балкер Valemax имеет длину 362 и ширину 65 м, при этом учтите – Valemax построен почти 50 лет спустя.

Проект под номером 101. Всего было построено 4 таких судна. Головное получило имя Бориса Бутомы (1907-1976), человека, возглавлявшего Министерство судостроительной промышленности СССР на протяжении многих лет. Он был не просто чиновником. Это был настоящий гений корабельной науки: Герой Социалистического Труда (за создание атомной подводной лодки проекта 627), кавалер пяти орденов Ленина и двух – Трудового Красного Знамени, лауреат Сталинской и Ленинской премий.

– Корабля «Борис Бутома» уже нет, вся серия порезана на металл, поскольку срок службы судна обычно 25-30 лет. Сегодня память о нем осталась на фотографиях и в картинах николаевского художника В.А. Пономарева, в свое время создававшего музей завода «Океан», – рассказывает Андрей Шинкаренко. – Во время спуска мы с отцом стояли на балконе заводского здания недалеко от батопорта (это плавучий гидротехнический затвор, служащий для запирания входа в сухой док). В тот день меня поразил один момент. Я и раньше бывал на спусках кораблей, не раз видел, как бутылка шампанского, подвешенная на ленте, разбивается о борт судна. Но тут – просто гигантских размеров корабль. Поэтому с крыши здания к нефтерудовозу был протянут тросик, и по этому тросику в какой-то момент поехала целая корзина с шампанским. Бутылки разбились о борт, взорвались огромным пятном белой пены… Это было красиво и волнительно.

Спустя много лет в руки Андрея попала книга Виталия Карпенко «Люди и корабли». На обложке – фотография спуска на воду «Бориса Бутомы». Таким образом они с отцом тоже попали на историческое фото. В этой же книге оказался еще один необычный снимок: женщина в украинском костюме, сидящая на крыше здания, украшает атласными лентами связку бутылок с шампанским.

Ритуалы, связанные со спуском кораблей, идут из далекой древности. Это всегда было таинство, созвучное крещению ребёнка. Точно так же, как крещёный ребёнок получает покровительство и защиту Бога, моряки всегда хотели иметь защиту высших сил для себя и своего корабля.

шинкаренко, корабли, ритуалы
Вывод нефтерудовоза “Борис Бутома” из дока

Эволюция церемонии интересна. В XVII веке англичане просто окропляли корабль вином из золотой чаши и выбрасывали ее за борт. Вскоре этот ритуал посчитали расточительным и заменили чаши бутылками с вином. До начала XIX века бутылку просто с размаха бросали в борт корабля. Однако в 1811 году неудачно брошенная стеклянная тара травмировала одного из гостей – пришлось в дальнейшем привязывать бутылки тросом.

Шампанское повсеместно стали применять в конце XIX века – наверное, потому, что это было красиво. Ритуал сей, свидетельствуют историки, родился во Франции. А в Америке ключевым моментом при разбивании бутылки стало наречение корабля выбранным для него именем – как при крещении ребенка. Кстати, в английском языке стапеля, на которых покоится корабль, так и называются «cradle» – колыбель, люлька. Со временем почетное право исполнять роль «крестной матери» на спусках всё чаще стало предоставляться женщинам.

шинкаренко, корабли, ритуалы
Шампанское готовится к ритуалу

– На николаевских заводах это традиционно были лучшие работницы предприятия, которым доверяли разбить шампанское. Затем горлышко от разбитой бутылки на ленточке поднимали наверх, на борт, и устанавливали в кают-компании на специальном креплении вместе с портретом «крестной матери», – рассказывает Андрей Шинкаренко.

А поскольку Андрей не только изучает николаевскую историю, но и является коллекционером, он подкрепляет свой рассказ несколькими интересными артефактами. Во-первых, это пригласительные билеты, отпечатанные для гостей, которых приглашали на церемонию спуска. Вот билет на спуск китобазы «Советская Украина», построенной на Черноморском судостроительном заводе и спущенной на воду в 1959 году. В приглашении указаны характеристики судна: водоизмещение – 44900 т, длина – 217 м, ширина – 24,8 м, высота – 19 м; скорость хода – 16 узлов; дальность плавания — 9100 миль (то есть — 15,5 тыс. км).

шинкаренко, корабли, ритуалы
Билет на спуск китобазы

Иногда гостям выдавались «именные» фотографии корабля – на снимке судна, помещенном в рамке, указывались имя и фамилия человека, приглашенного на спуск. Иногда пригласительные были выполнены в виде книжечек, в которых рассказывалось об истории завода, размещался чертеж судна и его характеристики. Сегодня такие артефакты очень ценятся среди коллекционеров, их продают как антикварные вещи.

А еще к торжественному спуску кораблей было принято чеканить памятные медали. Например, медаль в честь закладки первого советского авианосца проекта 101 (позже он был наречен именем «Киев) была выпущена в 1970 году. Вторую медаль – в честь спуска «Киева» на воду – отчеканили в 1972-м.

шинкаренко, корабли, ритуалы
Памятные медали о спусках кораблей

Еще одна интересная медаль (1969 год) была посвящена спуску на воду большого противолодочного корабля «Николаев», построенного на заводе им. 61 коммунара. Она существует в двух вариантах – алюминиевая и бронзовая. Руководству и высокопоставленным гостям «доставалась» бронза, простым приглашенным – «алюминий».

Давно уже нет в живых кораблей-гигантов. По сути дела нет уже и заводов, где они строились. Остались только маленькие артефакты, напоминающие о былом величии Николаева – города корабелов.

шинкаренко, корабли, ритуалы

Встречаются среди этих артефактов и еще весьма примечательные – изящные металлические топорики. «Крестной матери» выдавался такой топорик, чтобы можно было быстро и легко перерубить ленту, которая оттягивала в сторону бутылку шампанского, подвешенную на тросике. На «сувенирных» топориках гравировали названия кораблей, а потом эти исторические артефакты хранились в заводских музеях.

Однажды подобный артефакт попался Андрею Шинкаренко в антикварной лавке – на нем выгравирована эмблема судостроительного завода им. 61 коммунара.

Наталья Христова.
Фото из архива Андрея Шинкаренко.