“Наши реки должны быть наполнены судоходством”: эксперты обсудили, как организовать в Николаеве пассажирский водный транспорт

8:49

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Речной транспорт, водный транспорт, катер, Лондон

Николаев – уникальный город-полуостров, с трех сторон окруженный речными артериями – задыхается в пробках, а ситуация с засильем грузового транспорта застряла в тупике. Многие горожане с ностальгией вспоминают старые добрые “ракеты” и “речные трамвайчики”, которыми можно было когда-то спокойно добраться на дачу, не форсируя мосты в душной маршрутке. К сожалению, развитая система пассажирского речного транспорта канула в прошлое вслед за советским пломбиром. Тем интереснее будет николаевцам узнать, как катера, паромы и те же “трамвайчики” успешно решают транспортные проблемы в других водных городах мира.

В ходе круглого стола “Местное регулирование пассажирских перевозок водным транспортом в городе Николаеве”, который прошел онлайн 9 апреля под руководством коалиции Никлоаевской региональной платформы реформ при поддержке Николаевского горсовета, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ННУ им. В.Сухомлинского Александр Рехтета сделал обзор существующих практик функционирования водного городского транспорта в мире и в Украине.

Проанализировав отечественную регуляторную среду и рабочие органы, николаевский эксперт постарался разобраться, что может сделать для решения проблемы государство Украина, а что – сам город.

“Речной транспорт является исторически первым, который появился у человечества. Еще совсем недавно, в эпоху преобладающего гужевого транспорта, водное передвижение было наиболее эффективным. Тысячи лет назад наше побережье было судоходным, осуществлялись пассажирские перевозки, рыбная ловля, что подтверждают археологические находки николаевского городища “Дикий сад”, – напоминает ученый, констатируя, что в современных условиях логично было бы видеть здесь очень активные водные перевозки – “наши реки должны быть наполнены большим количеством судов во всех направлениях”.

Вместе с тем, на сегодняшний день ситуация с водными перевозками по Украине, утверждает он, “катастрофическая”: за годы независимости Украина умудрилась привести в запустение половину своих некогда судоходных речных маршрутов, а объемы пассажиропотока “уронить” в 8 раз.

“Что мы видим по ситуации в Украине? С 1990 года на сегодняшний день количество водных путей сократилось вдвое: мы имели 4 тыс. км судоходных маршрутов, сейчас пригодны к использованию только 2,1 тыс. 90% транспортных перевозок приходится на реку Днепр. Начиная с 1995 года, морской транспорт переживал кризис вплоть до 1999, а в 2006 началось его возобновление. В 2014 произошел резкий спад в этой отрасли, из чего мы видим, что значительная часть морских перевозок припадала на оккупированный Крым. Небольшой подъем начался в 2015 году за счет развития портов Одессы. В то время как на речных перевозках пассажиропоток от цифры в 4 млн пассажиров в 1995 году демонстрировал только падение. Состоянием на сегодня – это 0,5 млн пассажиров в год. После 2015-2016 годов ситуация не оживилась, скорее стабилизировалась. Хочется верить, что мы пришли ко дну, от которого нужно оттолкнуться и идти в развитие”, – рассказывает Александр Рехтета.

Лондон, Сидней, Гонконг…

“Каким основные виды водных пассажирских перевозок практикуются сегодня в мире? Прежде всего, это речные такси, или как у нас привыкли говорить – “речные трамвайчики”. Также это паромы, основной вид речного пассажирского транспорта. Кроме того, в мире популярны прогулочные катера. Спортивный транспорт также можно отнести к категории пассажирского. В городах мира, где развито канальное или островное сообщение, невозможно существовать без собственного продуманного водного транспорта, пример тому – венецианские гондолы.

В Великобритании, которая не ассоциируется с большим количеством воды, тем не менее, прекрасно развито river taxi (речное такси). Спрос на экскурсионные водные маршруты чрезвычайно велик – это наиболее комфортный способ увидеть достопримечательности и добраться из одной туристической точки в другую. Крупный перевозчик London River Services Limited предоставляет услуги по туризму и междугороднему сообщению. Компания обслуживает сеть маршрутов на реке Темзе по Лондону и другим городам, и эти маршруты интегрированы с сухопутным транспортом, чтобы пассажирам было легче и удобнее добраться.

Темза, где традиции пассажирских перевозок существуют столетиями, тем не менее, еще 30 лет назад находилась в кризисе. В 1997 году был запущен проект “Темза-2000”, на который было привлечено более 20 млн фунтов стерлингов, и поводом реанимировать пассажирские перевозки стала подготовка к празднованию Миллениума. На сегодняшний день перевозками на Темзе занимается 21 оператор, они перевозят до 100 тыс. пассажиров ежедневно. Пассажиропоток составляет 4,5 млн в год, и это только на одной речке Темза. Пирсы, существовавшие еще в начале века, в современных условиях реконструированы, это удобная инфраструктура, которая к тому же выполнена с определенным архитектурным смыслом в соответствии с окружающим пейзажем и современными дизайнерскими идеями. В итоге причалы – это удобные для местных жителей и туристов локации, откуда каждые 15 минут отправляется какое-либо судно.

Что интересно о компании London River Services – она не является собственником всех этих объектов, а занимается только обслуживанием причалов, она же обеспечивает вывески и информационные материалы для пассажиров, отвечает за интеграцию транспортных систем. Отдельно существуют собственники причалов, они подписывают речной конкордат с управляющей компанией, операторами суден, районными властями. Также отдельные структуры, подрядные организации, занимаются обслуживанием судов, маршрутов, а также обслуживанием реки.

Австралийский Сидней – это город, где действует старейшая в мире система пассажирского судоходства с очень развитой структурой Sydney Ferries (Паромы Сиднея). 2019-2020 финансовый год, как и везде, оказался для сиднейских паромов кризисным – пассажиропоток упал до 11 млн в год, в то время как в предыдущие годы эта цифра составляла в среднем 15 млн. Флотилия компании включает 30 суден разного класса, которые сообщают множество городских и пригородных маршрутов.

В Гонконге действует 78 паромных переправ, 19 регулярных лицензированных пассажирских паромных перевозок. Город отличается большим количеством даже не причалов, а полноценных речных вокзалов. У Гонконга уникальное географическое положение – это остров, соединенный с континентальной частью транспортной сетью. Поэтому огромная территория покрыта водными путями, и эта сфера продолжает развиваться. Вся эта картина вдохновляет на позитивные изменения, показывая, к чему можно прийти, если планомерно развивать сферу водных пассажирских перевозок”.

Украина: кризис – “в голове”

“В Украине регуляторными органами, основная функция которых сводится к регуляции и контролю, являются Министерство инфраструктуры Украины, Государственная служба морского и речного транспорта (Морская администрация) и Государственная служба Украины по безопасности на транспорте. Они покрывают большую часть административных и разрешительных услуг. Они действуют на основе таких нормативных актов, как Водный кодекс Украины, Закон Украины “О транспорте”, а также Закон Украины “О внутреннем водном транспорте” пока еще в первоначальной версии от 2020 года. С 2022 года вступит в силу его новая редакция.

Об этом законодательном акте следует говорить отдельно: его принятие откладывалось годами. И даже сейчас, когда он принят, этот закон все еще остается дискуссионной темой. Напряженность сохраняется – закон удовлетворил не всех, хотя и имел своей целью решение всех существующих проблем. На самом деле, это всего лишь первый шаг, позволяющий поднять проблему и начать ее решать.

Показателен в этом отношении список требований украинского законодательства к перевозчикам – его можно найти в интернете в открытом доступе. Однако там свалена вся нормативно-регулятивная база, касающаяся водных перевозок. Стоит лишь пролистать этот список, чтобы понять, легко ли приходится простому собственнику небольшого судна, который хочет зайти на рынок? Там ему предлагается изучить самостоятельно около 50 нормативных актов, каждый из которых является юридическим талмудом, и выделить из них необходимое для его бизнеса. Информационная инфраструктура, как и в целом вся инфраструктура перевозок, у нас не отличается прозрачностью, четкостью правил. Не можем мы также похвастаться легкой процедурой входа для желающих работать в этой сфере.

Отдельно хотелось бы рассказать о примере наших соседей – города Херсона и КП “Херсонский коммунальный транспортный сервис”. Оно совершает регулярные рейсы по 12 направлениям, имеет в своей базе 6 теплоходов, 13 частных маломерных суден (баркасов). Около Херсона есть дачи на островах, единственный способ до них добраться – это водный. Фактически вот причина, по которой речной транспорт в Херсоне не закрылся окончательно. Как свидетельствовала статистика херсонского горсовета, 92% всех пассажиров – льготники. Они ездят или бесплатно, или по половинному тарифу. Поэтому основная нагрузка по содержанию предприятия ложится на бюджетную сферу города Херсона, и это большие суммы. В 2018 году было перевезено 158 тыс. пассажиров, и только 7,5% из них оплачивали полную стоимость билета. О каком развитии речного транспорта может идти речь, если из городского бюджета выделяется по 500 тыс. грн в год финансовой поддержки только для возможности функционирования предприятия? В таких условиях сохранить подвижной состав – это уже большая заслуга херсонцев, а многим другим городам это сделать не удалось. Даже на самой активной водной артерии – Днепре – ситуация ухудшается с каждым годом”.

Что можно делать в Николаеве уже сейчас?

Чтобы водные перевозки развивались в Николаеве, эксперт рекомендует не ждать правильных законов или другой поддержки от государства, а внедрять стратегию “небольших шагов вперед”. Таким образом, отдельные позитивные меры можно предпринимать уже сегодня:

  • Информационно-имиджевая поддержка водной отрасли, организация культурных, спортивных, туристических мероприятий на воде
  • Акцент на экологичности водного транспорта и его интеграция с другими экологически чистыми видами транспорта, например, с развитием велоинфраструктуры, с пешими маршрутами выходного дня
  •  Развитие электронного управления, создать инфраструктуру для приобретения билетов через смартфон
  • Создание государственно-частного партнерства в форме концессионных договоров, сервисных контрактов
  • Привлечение диверсифицированных источников финансирования для развития инфраструктуры.

Полная запись круглого стола доступна в YouTube.