Мутные реки города корабелов

12:29

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

ливневка

Наводнения в нашем южном городе – далеко не редкое явление. Особенно это заметно летом, когда на город обрушивается не стихия двух рек, омывающих николаевский полуостров, а внезапные «взрывные» ливни. Вот тогда-то большинство городских низин и превращаются в «венецианские каналы», а соцсети пестрят неподдельным возмущением горожан.
Как же давно Николаев заливает? И как обуздать внезапную стихию? За ответами на эти вопросы корреспондент «Вечерки» отправился к экспертам.канава

Поговаривают, что когда-то давным-давно город Николаев стоял на острове. И хотя никаких письменных свидетельств очевидцев этому явлению не имеется, можно сказать с большой долей вероятности, что да, остров был.
По крайней мере, нынешний начальник городского управления культуры Юрий Любаров в своей статье «Остров Николаев…», некогда опубликованной в николаевском медиа-пространстве, ссылается на сборник «Николаевщина», изданный почти сто лет назад, в 1926 году: «Действительно, научно доказано, что было время, когда река Ингул перерезала территорию нашего полуострова, превращая Николаев в остров. Но более того, чуть раньше этого момента, наш остров был опять же полуостровом, но соединявшимся с «большой землёй» не с Востока, как сегодня, а с Севера…», и далее по тексту: «Итак, что зафиксировали учёные в том далёком одна тысяча девятьсот двадцать шестом году? Что самой высокой частью Николаева являлся район обсерватории – пятьдесят пять метров над уровнем моря. Там же неподалёку находилась (и до сих пор стоит) башня городского водопровода, так называемая «Шуховская башня». В те годы она была самым высоким городским сооружением – тридцать пять метров высотой. Самая же низкая часть города (семь метров над уровнем моря) приходилась на лощину, которая направлена поперёк всего города «приблизительно с севера на юг» с уклоном к югу. «Атмосферные воды, выпадающие на территории города, все направляются в эту лощину и во время сильных ливней или быстро тающих снегов здесь собирается такое большое количество воды, которая иногда причиняет бедствия населению, живущему в этой части города».

канава
Многие наши жители, особенно интересующиеся историей города, хорошо понимают, о какой лощине идет речь. Когда после хорошего ливня участок Центрального проспекта в районе бывшего завода «Дормашина» наполняется водой так, что легковые автомобили погружаются в ливневые стоки по самые крыши, мы говорим «на канаве опять потоп». «Канава» – это ни что иное, как остатки старинного русла Ингула. Река здесь текла очень-очень давно, когда и города-то не было, однако «аукивается» нам этот геологический факт по сей день.
Надо отметить, что наводнения на «Мещанской канаве» всегда были весьма масштабными. На старых фотокарточках начала ХХ века видно, что «плавала» не только ложбина у завода братьев Донских (нынешняя «Дормашина»), но и прилегающие улицы, в частности Потемкинская, Таврическая (Шевченко), Малая Мещанская (Даля), Инженерная и другие. Вода заливала подвалы и цокольные этажи жилых домов, останавливалось движение электрического трамвая и конки, а местные жители спасались кто как мог.канава
«Так или иначе, а старое устье Ингула принесло нам не вред, а органично вписалось в городское хозяйство», – пишет в своей статье Юрий Любаров. – «В 1795 году по линии лощины была начата прокладка городской сточной канавы, которая потом незаметно для самой себя превратилась в улицу Мещанскую в старом центре города. Несколько сотен метров подземных коммуникаций, построенных для отвода ливневых вод под дорожным покрытием и железнодорожными путями, породили в народе небылицы о тайных катакомбах с выходом в районе морского торгового порта».
Нельзя не отметить и то, что «ливневые паводки» случаются и в других районах города. Просто «Мещанская канава» – самое большое «узкое место» в городе, вот и обращают на нее внимание уже не только николаевцы – новости о «наводнении в Николаеве» быстро распространяются по Всемирной Паутине. Регулярно затапливает Намыв и район бывшего кинотеатра «Космос», низину у автовокзала (перекресток Богоявленского проспекта и улицы Кузнечной) и поворот на Варваровский мост. А сточных канав в нашем городе, по крайней мере, еще несколько. Как, к примеру, канавы на «Сотом квартале» (Военная слободка), на Водопое, «Абиссинии»…
Не лишним будет добавить, что под многими улицами лежат десятки километров труб, проложенных в разные годы специально для сбора ливневых вод. Тогда почему же город время от времени «тонет»?канава
С этим вопросом мы обратились к главному инженеру КП ЭЛУ автодорог Павлу Лаврентьеву – человеку, работающему в дорожной службе очень и очень давно, как говорится, «собаку съевшему» на всяких дорожно-эксплутационных тонкостях.
– Начну с того, что протяженность сети ливневой канализации по Николаеву – 56 км. И только половина от этого числа – 32 км – на балансе города. Остальное – бесхозное, болтается между небом и землей, – рассказал он. – Почему так произошло? А вот представьте себе, что при проектировании предприятий раньше проектировали и ливневые канализации с выходом в речку. И их строили. Потом предприятия обанкротились, развалились, прекратили свое существование. А производственные ливневки остались! И кстати, мы эти ничейные ливневки сейчас тоже обслуживаем. Многие из них не успели передать на баланс города, некоторые – засыпали, а то и заасфальтировали. Как например, под асфальт когда-то давно ушли 16 ливнеприемников на участке от Площади Победы до железнодорожного вокзала. Мы их восстановили и сейчас эти ливнеприемники работают.канава
Вообще же, работы по ливневкам очень много. Недавно провели обследование многострадального коллектора под Центральным проспектом, в районе «Дормашины», там, где всегда локальный «потоп». И вот что выяснили: поперек ливнеприемной камеры (она имеет размеры 2,5 м на 1,5 м) под бульварной частью когда-то давно, лет сорок назад, если не больше, проложили трубы фекальной канализации диаметром 800 мм и перегородили путь воде. Участок от улицы Спасской до «Дормашины» на сегодняшний день оказался заилен на толщину 500-600 мм. А вот дальше, за «Дормашину» и улицу Чкалова – чистый. Мы прикинули, что вычистить надо больше 14 кубометров грязи. Предстоит также опустить канализационную трубу, перегородившую ливнеприемник, ниже уровня пола, чтобы вода спокойно проходила и промывала ливнеприемную камеру.
Надо сказать, что и настолько сильных, почти тропических, дождей в нашем регионе раньше не было. И только в последние годы мы наблюдаем аномально-сильные ливни – наш климат меняется на глазах. Мы подсчитали, что за последний ливень в наш коллектор на Инженерной попало 17900 кубометров воды!
Рассказал Павел Лаврентьев и о настоящем «биче» городской ливневки – самовольных врезках частного сектора и «жилкопов» в ливнестоки. Это, кстати, одна из основных причин, почему в центре города – от Садовой до Московской, – висит постоянное амбре.канава
Как известно, за водоотведение, как и за водопровод, надо платить. Но наш, бывший советский человек, не обманув государство – спокойно спать не будет. Чтобы «проскочить на дармовщинку» даже в таком вопросе, как отведение канализационных стоков, люди идут на всевозможные ухищрения, втихаря выводя трубы куда придется – кто в «катакомбы», кто в старые подвалы, а кто и в городскую ливневую систему, не понимая, что наказывают, в первую очередь самих себя и своих же соседей.
Например, на Военной Слободке – от 3-й Военной до «Сотого квартала» с выходом в Ингул, – проходит еще одна городская сточная канава. Размером она поменьше, чем «старое русло Ингула» в центре города, но тоже приличных размеров, и в некоторых местах – открытого типа. Коммунальные службы регулярно проходят эту канаву с обследованием, на предмет посторонних предметов и самовольных врезок. И нет-нет, да и натыкаются на зловонный ручеек, разносящий «ароматы» по округе.
– Хорошо, что сейчас нам сигнализируют неравнодушные николаевцы о таких врезках. Мы их стараемся устранять, когда явно видим, откуда именно течет, – рассказал Павел Лаврентьев.
Еще один участок, который постоянно «тонет» – район 3-го роддома и госпиталя ветеранов войны на Намыве.канава
– Здесь ситуация другая, – подчеркнул собеседник. – В свое время, когда строили микрорайон, под улицами проложили трубы ливневой канализации… Проложили горизонтально. Без запроектированных уклонов. Вода после дождей скапливается, но уходить ей некуда. Чтобы устранить это «узкое место», надо полностью перекладывать всю сеть.
А вот на улице Космонавтов, в районе бывшего завода смазочного оборудования, работники ЭЛУ автодорог восстановили коллекторы и сейчас дождевые воды уносятся вниз, по улице Нагорной, к естественному оврагу на Старом Водопое.
– Не лишним будет сказать, что город в последние годы практически не чистится от скопившейся на улицах грязи и песка, – сказал в конце нашей беседы Павел Лаврентьев. – И все это с дождями уходит в ливневую канализацию, что ситуацию только усугубляет. А убирать надо, иначе – захлебнемся.
Старожилы помнят, как при руководстве Александра Бердникова, Анатолия Олейника, Владимира Чайки город регулярно мыли, снимая с николаевских улиц всю грязь и дневную усталость. И каждое утро николаевцы, спеша кто на заводскую проходную, кто на службу, дышали прохладным чистым, чуть влажным, после «омовения», южным воздухом. Может, городским властям все-таки стоит задуматься, и вернуть эту многолетнюю полезную практику?
Александр Сайковский.