Конкурс “Горожанин года”–“Человек года”. Представляем победителей. Часть 3.

18:39

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

НОМИНАЦИЯ “ИСКУССТВО”

САМ ГОСПОДЬ ПРИВЕЛ МЕНЯ В ТЕАТР

Тот, кто хотя бы раз в жизни увидел на сцене ведущую актрису Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии Ирину Бубенко, услышал ее сильное, красивое меццо-сопрано, оценил ее драматический талант, – навсегда становится ее поклонником.
Родословные корни Ирины – здесь, в Николаеве. Родилась в «певучей» семье, так что пение постоянно сопровождало ее в жизни. Пела с самых юных лет – сколько себя помнит. И бабушка у нее – певунья была, и мама. Дед потрясающе играл на гармошке. Отец хотел быть музыкантом, но помешала война. Зато, как любитель, выучился игре на баяне, причем на очень хорошем уровне. Девочка Ира тоже мечтала о музыке, только играть ей хотелось на фортепиано. Однако в маленькой квартирке инструмент поставить было негде, и тогда дочери купили аккордеон.
Сегодня, возвращаясь мыслями в прошлое, Ирина понимает: знаковые встречи Фортуна посылала ей неоднократно… посылала, чтобы, в конце концов, привести на музыкальную театральную сцену. Николаев всегда был полон талантливых людей, талантливых артистов и музыкантов – актриса благодарна судьбе за то, что они встретились на ее пути.
Первая такая встреча произошла еще в… детском саду. Молодой хормейстер Антон Задоян, который создавал бесплатную хоровую студию на базе Дворца пионеров, отбирал талантливых певучих детей по всем городским садикам. В студию принимались ребятишки исключительно с хорошим голосом и слухом. Ирина начала петь у Задояна в детском хоре, спустя годы они стали коллегами и подружились на всю жизнь.
В 1980 году Ирина Бубенко окончила Николаевское культпросветучилище (теперь – колледж культуры и искусств) по специальности «Дирижер народного хора», а в 1985-м, по окончании Николаевского филиала Киевского государственного института культуры им. С. Корнейчука, получила диплом дирижера хора академического.
Училась и одновременно была солисткой уникального, известного в Украине Прибужского народного хора. В этом коллективе произошла еще одна знаковая встреча – с хоровым руководителем, знаменитым Анатолием Затуряном. Важно было то, что она не только пела, но и рядом с ним набиралась опыта как хормейстер.
Ирина любила свою работу: руководила женским вокальным ансамблем «Жартівниці», вела детский хор в ДМШ №5. Однако многие музыканты, знакомые с ее творчеством, говорили: у тебя есть все данные для того, чтобы петь самостоятельно… подумай, как много ты теряешь, работая обыкновенным хормейстером.
Но она всё сомневалась, ибо к себе относилась слишком критически, слишком строго оценивала свои возможности. И эта высокая требовательность была своеобразной препоной на пути к «театрально-сольной» карьере. В театр она пришла, когда ей исполнилось 36 лет.
Преодолеть неуверенность в себе помог случай. Со своей пианисткой Еленой Коротковой они пришли на радио, чтобы записать небольшую концертную программу. Радиожурналисты программу выпустили в эфир, Ирина услышала себя «со стороны» и только тогда оценила объективно свое пение. Может быть, стоит попробовать?
Позвонил режиссер украинского театра, заслуженный деятель искусств Украины Олег Игнатьев, который тоже слушал этот концерт. Они были хорошо знакомы и дружны – педагог и ученица: Олег Григорьевич преподавал у Ирины историю культуры, когда она училась в институте. «Ира, у меня будет юбилей. Ты мне нужна на моем бенефисе как Кармен»… А она уже тогда блестяще исполняла хабанеру.
Это был 1997 год. От директора театра Николая Берсона, от главного режиссера Олега Игнатьева – уже не в первый раз – Ирине поступило предложение попробовать себя на сцене. И тут она согласилась. Это был смелый шаг: от дирижерского пульта с детским хором – выйти к зрителю со сложными сольными партиями. Вдруг оказаться в окружении корифеев театра, на которых она многие годы с восхищением смотрела из зрительного зала. Больше всего ее волновало то, что не имела специального актерского образования.
– У меня же комплекс отличницы, – в шутку говорит Ирина сегодня. – У меня все должно быть сделано «на пятерку» – не иначе. И вокруг все должны работать по максимуму – сказывается во мне жилка руководителя.
В 1998-2001 годах актриса продолжила образование и окончила аспирантуру при музыкальной академии им. А.В.Неждановой в Одессе по специальности «Музыкальное искусство (сольное пение)».
С того далекого 1997 года сыграно свыше 50 ролей. Да каких! Оперы Николая Аркаса «Катерина» и «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского, моно-опера Микаэла Таривердиева «Ожидание», концерт «Парад bel canto»; классика жанра – оперетты Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции», «Цыганский барон», «Летучая мышь»; оперетты Имре Кальмана «Королева чардаша» и «Герцогиня из Чикаго», а также «Бал в Савойе» Пала Абрахама; мюзикл «МоцАрт»; драматические и музыкальные спектакли «Маруся Чурай», «Кайдашева сім’я», «Наталка-Полтавка», «Засватана – не вінчана», «Сто перша дружина султана», «Сильвия» и другие.
Когда легендарный актер нашего театра, народный артист Украины Василий Бурдык увидел ее в образе матери Катерины, залюбовался: «Вона так глибоко, так драматично співає!». Это была высокая похвала. А другой оценки просто и не могло быть, ибо Ирина настолько глубоко входила в образ, переживая судьбу своей героини, всем сердцем «принимала в себя» роль, сохраняя ее на всех уровнях эмоциональной, физической, мышечной памяти, что иногда амплитуда чувств захлестывала актрису прямо на сцене, сжимала горло, доводила до слез. Понимала: эмоции не должны мешать игре, сердце должно быть горячее, но разум холодный… пускай плачет зритель.
Спустя годы она научилась быть «настоящей актрисой» – держать себя в руках. Вот только «наработанное» состояние, с которым она входила в трагический образ Катерины, потом не отпускало по нескольку дней. Ирина просто молчала – ни с кем не общаясь, продолжая «механически жить»… пока роль не возвращала ей свободу.
Ирина Николаевна Бубенко – дипломант многих международных и всеукраинских конкурсов. Участницей знаменитого фестиваля «Мельпомена Таврии» она была неоднократно. Там ее давно уже полюбили и всегда ждут с нетерпением. Там она получила высшую награду за роль второго плана, выступая в образе матери Катерины. А концерт «Парад bel canto» с ее участием однажды произвел на фестивале настоящий фурор!
Актрису не единожды звали в театры других городов – в Одессу, в Киев. Но она осталась верна Николаевскому украинскому театру драмы и музыкальной комедии. Для нее уехать – означало предать. «Я не могла предать. Меня так настойчиво приглашали в наш театр, меня здесь ждали, на меня рассчитывали, для меня подбирали репертуар. Я играла главные роли в десятках спектаклей… У нас очень теплый театр. И я очень ценю то взаимопонимание, которое сложилось у меня с руководством, с коллегами-актерами, музыкантами»…
Звание «Заслуженная артистка Украины» Ирина Бубенко получила в 2007 году. «Каждая награда – это отработка. Поэтому я всегда «держу вертикаль», чтобы награде соответствовать»…
В 2010 году она начала преподавать на вокальном отделении музыкального колледжа, предмет – «Сольное пение». Роль педагога ей предложил директор Анатолий Архипович Сирота. За 10 лет Ирина Николаевна подготовила немало хороших солистов, которые сегодня учатся в музыкальных академиях Украины, поют в разных театрах.
Во время нашей беседы Ирина Бубенко называет множество имен известных николаевцев, которые оказали влияние на становление ее как актрисы музыкального театра. В числе тех, кто учил, наставлял, поддерживал, – руководитель оперной студии Нина Западинская, дирижер камерного оркестра «Ars Nova» Дмитрий Журавель, хормейстер колледжа культуры Светлана Фоминых, певица Галина Иванникова. А в родном театре ей много помогали Любовь Петровна Самохлеб, Феодора Павловна Полоз, Людмила Васильевна Баранова, Надежда Дмитриевна Игнатьева, Василий Николаевич Бурдык, Яна Эдуардовна Артеменко. И более всего – режиссер Олег Игнатьев. Многие из коллег – настоящие легенды театра, заслуженные артисты и деятели искусств.
Погружение в сложные роли, творческие поиски, сомнения – всё это трудно было бы преодолеть без поддержки семьи. Дочери Настя и Марьяна – всегда были рядом. И потому Ирина Николаевна – счастливая мама и бабушка.
…Пару лет назад, перебирая старые бумаги домашнего архива, она случайно нашла «Дневник откровения», который вела еще в школьные годы. На странице «Кем ты мечтаешь стать?» вдруг с удивлением обнаружила давно забытые строки, начертанные ее детской рукой: «артисткой оперетты».
– И вот тогда стало всё понятно: я еще в детстве дала посыл во Вселенную – и Господь сам всё управил. Как ни сдерживала себя на пути к сцене, Он все равно привел меня в театр. Не ради славы… Сегодня я благодарю Его за всё, прошу времени и сил, чтобы успеть отработать то, ради чего пришла на эту землю…

***

НОМИНАЦИЯ “ЗА ПОДДЕРЖКУ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ”

ПРОВЕРКУ ВИРУСОМ ПРОШЛИ НА ОТЛИЧНО

Один из самых тяжелых периодов пережила в прошлом году областная служба занятости, прочувствовав на себе все “прелести” работы в условиях непрекращающегося карантина.
Самым сложным для службы занятости стал апрель 2020 года, когда статус безработного получили 3,6 тысячи человек. И хотя последующие месяцы ситуация на рынке труда несколько стабилизировалась, тем не менее, более 26 тысяч человек оказались без работы.
– Во время карантина спрос на рабочую силу оказался значительно сниженным, – рассказал руководитель областной службы занятости Дмитрий Оборонько. – Нагрузка на одну вакансию (по простому – конкурс на одно место) составила 25 человек. Это безусловный и абсолютный рекорд за всю историю существования нашего управления.
И тем не менее, службе занятости Николаевщины удалось обеспечить работой 15 тысяч человек.
Вместе с этим, служба занятости активно реализовывала государственные программы, направленные на поддержку работодателей, вынужденных сократить или вообще остановить свою деятельность.
С 22 апреля прошлого года, когда было принято Постановление Кабмина, утверждающее Порядок предоставления и возврата средств, направленных на финансирование помощи по частичной безработице на период карантина, начались выплаты пострадавшим. Это стало возможным благодаря финансовой помощи, выделенной из Фонда борьбы с COVID-19.
Благодаря программе помощи по частичной безработице, на Николаевщине удалось сохранить более 10 тысяч рабочих мест. На сегодняшний день общая сумма выплат составила 66,2 миллиона гривен.
В карантинный период оказывалась и одноразовая материальная помощь – в рамках программы помощи субъектам хозяйствования по поддержке наемных работников в период обострения пандемии и сохранении существующих рабочих мест.
– Для реализации программы мы провели масштабную информационно-разъяснительную работу среди работодателей нашей области, – рассказал Дмитрий Оборонько. – Как результат, за неделю к нам обратились 114 работодателей за единоразовой материальной помощью для своих сотрудников (1102 человека). На эти цели было предусмотрено более 17 млн гривен, однако выплачено только 4,7 млн, согласно поданным документам.
В сложных условиях карантинного года служба занятости старалась как можно ближе подойти к запросам рынка и максимально упростить все процедуры, перейдя в он-лайн режим и регистрируя клиентов через приложение “Дія”.
Консультанты проводили прием дистанционно. Заработали интерактивные карты учебных заведений Николаевщины, карты социального партнерства, электронный каталог “Карта профессий”.
Начали разрабатывать интерактивную карту вакансий со свободным доступом, она должна заработать в ближайшее время.
Не забывают в службе занятости и о нынешних ветеранах – участниках АТО и ООС, тесно взаимодействуя с Министерством по делам ветеранов Украины.
По итогам 2020 года, учитывая нелегкую обстановку на рынке труда в условиях длительного карантина и активную работу областной службы занятости в столь сложный период, оргкомитет ежегодной программы “Горожанин года”–“Человек года” решил отметить коллектив НОЦЗ, в лице его директора Дмитрия Оборонько, специальной номинацией – “За поддержку бизнеса в условиях пандемии”.