Камерный оркестр «ARS NOVA»: 50 лет творчества

15:40

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

В нынешнем 2019 году исполнилось 50 лет камерному оркестру «Ars Nova» Николаевской областной филармонии. Без преувеличения – этот коллектив на протяжении многих десятилетий является любимчиком у наших горожан, его уважают в Украине, знают за рубежом.
Создал оркестр – тогда он назывался «Каприччо» – скрипач, дирижер Анатолий Чебаненко, который в течение 13 лет стоял за дирижерским пультом своего детища – с 1969 по 1981 годы. Недолго, но плодотворно сотрудничали с коллективом дирижеры Александр Романько и Виктор Подопригора. Дважды (в 1986-1991 и 2010-2012 годах) художественным руководителем, дирижером, солистом здесь был заслуженный артист Украины Александр Гоноболин (сегодня – народный артист Украины).
Значительную часть своей жизни оркестр работал под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Дмитрия Журавля. Дмитрий Феодосьевич возглавлял коллектив в 1981-1984 годах, расстался с ним ненадолго и вернулся в 1986-м, чтобы быть вместе еще 14 лет, вплоть до 2010 года. Тогда-то и появилось у камерного оркестра новое название… ars nova в переводе с латинского означает «новая техника», «новое искусство».
В эти годы музыканты освоили потрясающе интересный репертуар, сложный, разнообразный. Вот несколько программ, которые коллектив предлагал своим слушателям: «Композиторы мира: от барокко до современности», «Композиторы Европы и Украины», «Эпоха Просвещения и гений Баха», «Картинки с выставки» (к 160-летию со дня рождения М.Мусоргского), «Stabat Mater» Дж. Перголези, «Памяти Шнитке», концерт-реквием, посвященный жертвам фашизма и войны, «Искусство фуги Баха» в аранжировке Дмитрия Журавля (и это было первое исполнение в Украине), «Величественные Adagio мира», «12 Concerto grosso Генделя», «Золотая лира» (мировые шедевры), «Музыка композиторов Америки», «Семь последних слов Спасителя на Кресте», «Прощание с Гайдном» и другие.
Появление такого репертуара стало возможным в первую очередь благодаря дирижеру: творческий поиск Дмитрия Журавля, его обширные знания в области мировой истории, философии, искусства вдохновляли музыкантов на подготовку оригинальных программ, а сам маэстро много работал над созданием собственных аранжировок произведений классической музыки для камерного оркестра.
Начиная с 2012 года «Ars Nova» переходит на современный европейский стиль работы – постоянно сотрудничает с приглашенными дирижерами. Среди них – известные профессионалы высокого уровня: народные артисты Украины Павел Чеботов (Черновцы) и Александр Гоноболин (Херсон), заслуженные артисты Украины Виктория Жадько (Киев), Оксана Мадараш (Киев), Сергей Черняк (Ровно) и другие.
С удовольствием приезжают и выступают с нашим оркестром зарубежные дирижеры: Жан Филипп Дамбревиль (Франция), Иван Арион Карст (Канада), Уинстон Вогель (США), Рамиро Ариста (Аргентина). Они, в свою очередь, активно привлекают к участию в концертных программах вокалистов и музыкантов-солистов из разных городов Украины и других стран: скрипачей, пианистов, исполнителей на народных инструментах.
Собирая информацию к юбилею «Ars Nova», «Вечерка» решила побеседовать с первой скрипкой – концертмейстером Ольгой Кухаренко… в отсутствие постоянного дирижера концертмейстер – второй по значимости музыкант в оркестре. Ольга работает здесь уже 17 лет, а до этого 12 лет играла в разных музыкальных коллективах Польши, приобрела большой профессиональный опыт. Так что в нашем оркестре первая скрипка Ольга Кухаренко оказалась очень даже на своем месте.
– Мы уже несколько лет работаем в новом «формате» – без постоянного дирижера. С одной стороны, это, конечно, непросто, потому что в отсутствие постоянного дирижера большой объем подготовительной работы, репетиции ложатся на плечи концертмейстера. Но с другой стороны – в этих условиях оркестр приобрел новые качества: стал более мобильным, чувствительным, быстро приспосабливается к новым требованиям. Дирижеры к нам приезжают опытные, с мировым именем, работающие с сильными оркестрами, и в результате мы к ним «подтягиваемся», – рассказала Ольга. – Это интересно и музыкантам, и слушателям, которые ждут от нас разнообразия.
Особенное впечатление на наших музыкантов произвел американский дирижер Уинстон Вогель. Программа совершенно новая, трудная для исполнения музыка романтизма – очень сложно было выучить программу, затем сыграть под руководством опытного, требовательного американца. А когда сыграли – слушатели пришли в полный восторг… так замечательно оркестр еще никогда не звучал!
Поговорили с первой скрипкой и о проблемах, и о пока еще несбыточных мечтах. Оказалось, музыканты филармонии давно мечтают о создании симфонического оркестра. Для этого есть главное – прекрасные музыканты. А вот средств – нет. Но почему-то в других украинских городах такие оркестры создаются в филармониях с нуля – значит, дело не в деньгах, а в нежелании чиновников что-либо предпринимать в этом направлении.
Еще одна проблема: сегодня «Ars Nova» испытывает «кадровый голод», современный состав камерного оркестра «не дотягивает» до идеального. Не хватает музыкантов: четыре первые скрипки, четыре вторые, три виолончели и контрабас не могут дать идеального оркестрового звучания. Но коллектив не теряет надежды на лучшие времена и по-прежнему ставит перед собой сложные задачи, показывает высокое исполнительское мастерство.
Одно из направлений деятельности оркестра – участие в фестивалях и различных художественных проектах: это международный фестиваль «Vivat Guitare»; проекты «Юная филармония», «Бах и не только» (три концертные программы); всеукраинский фестиваль национальных культур «Дружба»; «Фестиваль хорошей украинской музыки». Три из этих проектов предложены дирижером Викторией Жадько, с которой «Ars Nova» активно работает в последние годы.
***
Готовясь к 50-летию уважаемого камерного оркестра, Николаевская областная филармония в октябре 2017 года подала в облгосадминистрацию обращение, творческую характеристику, документы на присвоение коллективу звания академического. Ну что сказать… документы до сих пор лежат в столах николаевских чиновников, до министерства они так и не дошли. Причина очень прозаическая: где взять деньги на доплату музыкантам «за академизм», если коллектив получит звание… Так что подарок к юбилею не получился. Увы, в эмпиреи высокого музыкального искусства вторглась проза финансового бытия.
Наталья Христова.