Соответствующий законопроект был одобрен на заседании правительства в среду, 4 августа. Отмечается, что законопроект базируется на принципах ООН в части переходной юстиции, соответствует стандартам и критериям ОБСЕ (Копенгагенским стандартам), и разработан с опорой на государственные интересы Украины.
В документе принципиально предлагается закрепить на уровне закона определение Российской Федерации как государства-агрессора и государства-оккупанта.
Ключевые цели документа:
- ввести элементы переходной юстиции, в частности ответственность за правонарушения, связанные с временной оккупацией, ограничения относительно избрания и назначения на должности граждан Украины, которые были приобщены к деятельности оккупационных сил и оккупационных администраций России, меры по развитию устойчивого мира и мероприятия неповторения оккупации;
- ввести институт конвалидации сделок, которые были совершены на временно оккупированных территориях (конвалидация – придание ничтожной сделке юридической силы с момента ее совершения);
- создать предпосылки формирования кадрового резерва для работы на деоккупированнных территориях;
- установить ограничения по обороту валюты государства-агрессора в течение переходного периода;
- определить базовые принципы («красные линии») деоккупации и реинтеграции;
- унифицировать подходы как в отношении временно оккупированных частей Донецкой и Луганской областей, так и по Автономной республике Крым и городу Севастополь.
- упорядочить и осовременить существующую профильную терминологию, а также ввести понятия, раскрывающие его новеллы – сроки переходная юстиция, конвалидация, временная оккупация, оккупационные силы и оккупационные службы России, политико-дипломатические и санкционные меры, контактное линия, прочный мир, реинтеграция временно оккупированных (деоккупированных) территорий и их жителей;
- распределить регулирования на конфликтный и постконфликтный периоды, что позволит определить определенный алгоритм действий государства во время реинтеграции временно оккупированных (деоккупированных) территорий и их жителей, деоккупации временно оккупированных территорий, включая вопросы демилитаризации и разоружения, решение гуманитарных проблем, восстановление правосудия и т.д. ;
- усилить социальную связь с временно оккупированными территориями;
- определить дальнейшее развитие для пакета законопроектов о переходном периоде, что разрабатывает Минреинтеграции.
Отмечается также, что важной задачей законопроекта является введение инструментов стратегического планирования и закрепление основных ценностей для государственной политики переходного периода: приоритет человека (его достоинства, прав и свобод) в сочетании с неприкосновенностью государственного суверенитета и территориальной целостности.
В июне указанный законопроект был направлен в Европейскую комиссию «За демократию через право» (Венецианскую комиссию) для получения экспертного заключения. При этом в законопроекте, предложенном Минреинтеграции для общественного обсуждения в январе, предлагалось законодательно закрепить невозможность применения амнистии для совершивших уголовные правонарушения во время временной оккупации части Донбасса и Крыма.
Также отмечалось, что переходный период будет закончен через 25 лет с момента восстановления территориальной целостности Украины в пределах международно признанной государственной границы.