Турсезон в Украине: карантин не только помешал реализовать отечественный туристический потенциал, но и повлек за собой полное секвестирование рекордных для отрасли бюджетных средств, выделенных Верховной Радой в прошлом году. Впрочем, утраченные деньги в полном объеме планируют вернуть в наиболее пострадавшую от карантина отрасль, заявила глава Госагенства развития туризма Марьяна Олеськив. Для реализации этого плана уже ведется работа в профильном комитете парламента, передает «Украинский бизнес-ресурс».
В случае возвращения большую часть средств (200 млн грн из 240) ведающий туризмом государственный орган хочет направить на субсидирование семей с низкими доходами для предоставления им ваучеров или денежных средств для путешествий по Украине. Однако конкретный механизм распределения (кто попадает в категорию семей с низкими доходами и как получить туристический ваучер) также пока находится в разработке.
Сама же индустрия продолжает получать убытки из-за продолжающегося запрета на работу отелей и гостиниц и, хоть и имея шанс восстановиться ранее фактически запрещенного выездного туризма, отбить потери первого полугодия во втором не сможет.
Вернут ли бюджет
Несмотря на расчеты профильных госведомств возвратить финансирование полностью, часть экспертов относится скептически к такой вероятности. Так, глава Ассоциации индустрии гостеприимства Украины (АИГУ) Александр Лиев настаивает, что к отсутствию финансирования изначально привело бездействие ответственных за развитие туризма чиновников – как в Раде, так и Кабмине, – а также в целом слабое лоббирование туристической отрасли на государственном уровне.
Лиев уверен, что, если ранее в отрасли не смогли удержать даже часть суммы на развитие туризма, «хотя бы на уровне прошлого года», то возвращения бюджета, с учетом усиления экономического кризиса, не будет и сейчас.
– Кроме того, сейчас у нас нет министра культуры, в сфере ответственности которого находится туризм. В парламенте глава подкомитета по туризму Дмитрий Налетов, в то время как снимали бюджет на отрасль, даже не выступил с какой-либо определенной позицией: хорошо это или плохо. Даже не взял слова для выступления, – аргументирует свою позицию Лиев.
Запрет на международные перелеты не приведет к прорыву туризма в Украине
Несмотря на общее падение туристического потока, внутренний туризм имеет шанс восстановиться раньше и предложить услуги до попадания в конкурентное поле с другими странами.
– Внутри страны представителям туристического бизнеса будет куда проще конкурировать, чем с Грецией и Румынией, и я уже не говорю про Турцию и Болгарию, – обратил внимание глава АИГУ, при этом отметив, что «прорывным» для внутреннего туризма этот сезон точно не станет.
Даже с учетом отсутствия международного авиасообщения летом, бизнес не может рассчитывать на сверхприбыли от перетока на украинский рынок туристов, оставшихся без Хургады и Антальи. В отрасли рассчитывают лишь на часть достигнутого в прошлом году количества внутренних турпоездок. Александр Лиев объясняет, что прямого перетока туристов между внутренним и выездным направлением не происходит. Кроме того, перенести все поездки, которые должны были произойти в первой половине сезона, на вторую – невозможно.
– Мы уже потеряли половину года, открытие общественного транспорта для перемещений между регионами ожидается лишь с июля и, помимо этого, существуют неутешительные прогнозы второй вспышки эпидемии в ноябре-декабре, – пояснил Лиев.
Он также привел свои оценки возможного уровня туристического потока в этом году:
– Выездной туризм даст в этом году максимум 5% к прошлому году: в количестве людей и выручке. Показатель внутреннего туризма в этом году восстановится максимум на 70% к прошлому. Если в 2019 году в Украине произошло 20 млн путешествий, в этом году их будет максимум 15 млн. Это – оптимистичный сценарий, – подчеркивает глава АИГУ.
По мнению Лиева на снижение объема турпоездок как по Украине, так и за границей («даже если бы выезжать из страны разрешили с августа, спрос на поездки не был бы высоким», считает Лиев), окажут главное негативное влияние окажет низкая платежеспособность населения.
Директор сети турагенств «Поехали с нами» Олег Кулик в свою очередь отметил, что даже те туроператоры, которые будут попробовать усилить свое присутствие на украинском рынке, будут ограничены количеством отелей, которые в Украине в принципе способны работать с организованными туристами. В целом, украинское направление не станет спасательным кругом для туроператоров, считает эксперт.
– Большая часть отелей не привыкла работать с операторами и технологически не готова к этому: вести учет программ, подтверждать бронь, придерживаться договоров и отвечать каким-то минимальным нормам комфорта. Конечно, есть максимум около 200 сотен отелей и отельчиков, баз отдыха, с которыми можно работать, но это капля в море на фоне того объема туристов, который может появится с учетом запрета на выезд за границу, – пояснил Кулик.
Какие направления будут пользоваться популярностью
Традиционные туристические направления и без услуг посредников будут заполнены на те же 100%, что и в прошлом году – если государство не введет дополнительных противоэпидемиологических мер, предусматривающих неполную загрузку отелей и санаториев. На первом месте останутся приморские курорты. При этом они расширят рамки сезона с конца августа до сентября и даже до октября, считает Александр Лиев.
– Это произойдет не только за счет «морька», но и из-за желания людей провести время вне квартиры и родного города, при более благоприятной экологической обстановке. Особенной популярностью это будет пользоваться у жителей мегаполисов, – считает Лиев.
С данным мнением не согласен Олег Кулик, отметивший, что в сентябре и октябре, скорее всего, появится возможность выезда за границу, что определит предпочтения украинских туристов.
Желание отдохнуть в более экологичной обстановке определит вторую и третью строчки рейтинга: горный отдых в Карпатах и в сельских в усадьбах. Последние направление, прогнозирует глава АИГУ, станет прорывным в нынешнем сезоне.
При этом культурный и городской отдых будут восстанавливаться несколько лет из-за появившейся привычки к социальному дистанцированию: из-за этого спросом не будут пользоваться фестивали и многолюдные экскурсии, место которых займут индивидуальные маршруты и туры на природе.
На стоимость турпоездки, несмотря на снизившуюся платежеспособность населения, в сторону удорожания могут повлиять профилактические регуляторные нормы, введенные государством.
– К примеру, если будет принято решение, что в «Интерсити» может ехать ограниченное число людей, это отразится на цене билета. Удорожит стоимость проживания и дополнительная дезинфекция в номере. Поэтому снижения стоимости путешествия ожидать не стоит, так как объективно растут требования к турпродукту, – рассказал Лиев.
– Если бы эти правила были продиктованы рынком, то туристические цены опустились бы вслед за покупательской способностью. Но эти правила продиктованы не рынком, а влиянием государства и ограничительными мерами, – констатирует глава Ассоциации индустрии гостеприимства.