В конце июля в бизнес-центре «Александровский» состоялась конференция представителей местных общин Николаевской и Херсонской областей и города Одессы. 43 представителя из 7 общин согласовали текст меморандума и начали процедуру формирования коалиции «Громадська префектура», как сервиса по защите прав граждан на эффективное местное самоуправление и преодоление безнаказанности местных чиновников и депутатов. В рамках конференции также были представлены результаты общественного аудита, проведенного в 2017-2019 гг. в Николаеве, Вознесенске и Херсоне. По этим результатам было выявлено игнорирование местными чиновниками и депутатами требований действующего национального законодательства насчет соответствия, прозрачности и подотчетности местных бюджетных процессов.
В Николаеве общественный аудит, проведенный в рамках проекта ОО «Фонд развития города Николаева» при поддержке Фонда содействия демократии Посольства США в Украине, показал, что средства на ремонт дорог в областном центре используются непрозрачно и неэффективно. Представители «Общественной префектуры» проверили в Николаеве 150 участков, где за последние 2 года было отремонтировано дорожное покрытие – почти 70 из них уже зияют ямами и выбоинами, вновь требуя ремонта. Татьяна Золотухина, эксперт «Фонда развития города Николаева», убеждена, что дело тут не в недостатке финансирования, а в неумелом или нечестном управлении.
– На чем основаны наши убеждения? Просто за последние 2,5 года на ремонт дорог – и магистралей, и тротуаров, – было потрачено 300 млн грн. Очевидно, грустные выводы, – отметила Татьяна.
При таких существенных расходах в городе отсутствует стратегия развития дорожной инфраструктуры. Это при том, что законодательство, по словам эксперта «ФРГН», требует наличия среднесрочного плана ремонта – то есть, хотя бы года на три вперед.
– Но наши распорядители и слов-то таких не знают! Второе – у каждой дороги должен быть техпаспорт. У нас же у большинства дорог их нет – а там, где есть, они не соответствуют технической документации, – сообщила Татьяна Золотухина, – Дошло до того, что мы не можем точно сказать, сколько у нас всего километров дорог!
Техпаспорт дороги – это ее исчерпывающая характеристика: ее протяженность, площадь, требующая ремонта, когда и какой ремонт проводился, сколько это стоило, название фирмы-подрядчика. Этой информации по многим николаевским дорогам попросту нет. Поэтому на многих дорогах не соблюдаются межремонтные сроки, ведь все повреждения, возникшие на дороге в течение 5 лет после ремонта, обязан устранить подрядчик за свой счет. Но, пользуясь отсутствием документации, на многих дорогах ямочный ремонт проводится ежегодно, разными фирмами, получающими за это немалые средства из бюджета.
Помимо этого, Татьяна обратила внимание общественности на то, что в городе – 5 организаций, имеющих право распоряжаться средствами, выделенными на ремонт дорог. Это 4 районных администрации и департамент ЖКХ. Гораздо эффективнее, по ее мнению, было бы убрать из этой схемы департамент ЖКХ. Кроме того, распределение полномочий тоже не регламентируется никакими правилами.
Еще одна большая проблема – то, что чиновники продолжают обходить открытые тендеры.
– Иногда наблюдается парадоксальная ситуация: есть дорога, и ремонтируется только ее кусок, вторая часть так и остается разбитой. У Фонда нет прямых доказательств, но косвенные указывают на то, что такой подход помогает обойти тендерные процедуры. Это картина, типичная для Николаева и области. Предметы закупок и участки настолько раздроблены, чтобы избежать открытого конкурса. Ремонт текущего участка по документам стоит не такую большую сумму, чтобы затевать открытые торги, – уверена Татьяна Золотухина. – И, тем не менее, чиновники оправдывают себя тем, что тендерные процедуры очень длительные, а они работают во благо людей и поэтому буквально вынуждены согласовывать ремонтные работы с первым попавшимся подрядчиком. Предметы закупок максимально раздроблены. В последнее время было произведено 80 закупок, из которых только по трем прошли открытые торги. Из 50 млн – только 13 прошли через торги, а остальные 37 отправились к «своим» подрядчикам, – сообщила эксперт.
Она упомянула, что кое-где в области ситуация, к счастью, совершенно противоположная. Например, в Баштанском районе из 37 закупок через ProZorro прошли все 37.
Однако, возвращаясь к Николаеву – неясно, по какому принципу производился расчет суммы бюджетного ассигнования на дорожный ремонт, поскольку нет паспортов и данных о протяженности дорог. Эти данные можно было бы попытаться взять из паспортов бюджетных программ, но почему-то, если сравнить бюджетные программы последних лет, то окажется, что площадь дорог то увеличивается, то уменьшается. На 2017 год – 2,5 млн. кв. м, на 2018 – уже целых 16 млн. кв. м! Откуда берутся эти цифры, и почему они так выросли, учитывая, что на строительство новых дорог из бюджета не тратилось ни копейки?
Все это не ускользнуло от внимания аудиторов «Общественной префектуры», и возникает логичный вопрос: имея на руках столько информации, обращался ли «Фонд развития города Николаева» в правоохранительные или контролирующие органы? Татьяна Золотухина отвечает, что все озвученные выводы в ближайшее время будут оформлены в аналитическую записку и направлены в объекты аудита – администрации районов города – и в фискальные органы.
За прошедший год общественники нашли способы, пусть и с большим трудом, но вмешаться в процесс формирования бюджета. В качестве примера послужит скандальная себестоимость содержания зеленых насаждений в Николаеве, которая три года назад била рекорды по всей Украине. При формировании бюджета на 2019 год была попытка опять вдвое увеличить цену содержания 1 га зеленых насаждений, но после общественной презентации бюджета чиновники от ЖКХ умерили свои аппетиты.
Такова, по мнению эксперта, ситуация с ремонтом дорог в Николаеве. Ситуация, когда деньги на строительство новых качественных дорог есть, а местные чиновники продолжают «радовать» горожан ежегодными «новыми» заплатками – не нова для города. И цель работы «Фонда развития города Николаева» и «Общественной префектуры» состоит в том, чтобы ознакомить людей с работой госструктур, научить разбираться в том, куда идут бюджетные средства и, в конце концов, проявлять гражданскую сознательность и требовать качественных услуг.
Александр Шенкевич.