Феодора Полоз – 50 лет на сцене!

14:53

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Яркая, огненная, темпераментная, и вместе с тем сдержанная, таинственная, женственная. Одни словом – Актриса! 1 августа 2020 года исполняется ровно 50 лет, как в Николаевском академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии служит актриса Феодора Павловна Полоз. За полвека в её арсенале – сотни ролей классического и современного репертуара, ставших знаковыми для развития украинского театра в Николаеве.

В августе 1970 года, после окончания Днепропетровского театрального училища (сейчас Днепропетровский театрально-художественный колледж), молодая актриса Феодора Полоз поступила в труппу Николаевского украинского музыкально-драматического театра (за 11 лет до того, в августе 1959 года, Николаевский ТЮЗ объединили с Передвижным украинским театром им.Т.Шевченко).
Репертуар театра в те годы составляли лучшие образцы национальной драматургии, мировой классики, современных пьес. Чего стоит одна “Партизанская искра”, вышедшая из-под пера легендарного николаевца, журналиста, писателя Бориса Лазаревича Арова в соавторстве с драматургом, критиком и публицистом Маргаритой Ивановной Саенко; Феодора Полоз в середине 70-х исполняла в возрожденной постановке “Партизанской искры” роль Марии Коляндры; режисер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Анатолий Литко.
Это сегодня Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии, благодаря своим преданным зрителям, обласкан вниманием и любовью, билеты на спектакли раскуплены за 2-3 месяца до показа, а в статистике напротив графы “заполняемость зала” красуется 100%. Однако были в жизни театра и сложные периоды: первым серьезным испытанием стала эвакуация театра и перспектива роспуска в годы Второй мировой войны. Вторым, которое застала и пережила на себе юбиляр чуть позже, уже в 80-ые годы ХХ века, – дважды сгоревший театр, репетиции в маленьких неотапливаемых помещениях, отсутствие собственной сцены (нынешний сценический комплекс был открыт в 1994 году после длительной капитальной реконструкции, которую за 6 лет провел директор-художественный руководитель театра Николай Берсон).
Театр в те годы показывал спектакли на разных сценах (много премьер театра состоялось на сцене Областного дворца культуры), коллектив активно выступал в селах и городах Николаевской области. Отдельно хочется отметить неисчислимое количество сил и энергии, потраченных в насыщенном гастрольном графике театра в тот период, – театр посетил более 70 городов. И всё это на фоне самоотверженного ежедневного труда труппы и цехов театра, часто в отрыве от родного дома.
“За битого двух небитых дают” – гласит народная мудрость. В тяжелые для театра годы у актеров Николаевского муздрама было много соблазнов найти где-то место поуютней, потеплее, устроиться и спокойно, размеренно работать. Но этим отличался наш театр тогда и отличается от других и сегодня: здесь “приживаются” только те, кто маниакально прикипел к своему делу, постоянно хочет совершенствоваться и каждодневно проверяет на прочность свой талант. Одной из таких “відчайдухів” является Феодора Павловна Полоз.
Из 50 лет творческого стажа 45 лет она состоит в Национальном союзе театральных деятелей Украины (НСТДУ), более 15 лет занимала должность секретаря первичного отделения НСТДУ. Ей удалось кропотливо и грамотно вести документацию “первички” и сохранить не только количественный, но и качественный состав отделения. В том числе благодаря Феодоре Павловне первичная ячейка НСТДУ в Николаевском украинском театре одна из самых многочисленных в Украине и сегодня имеет заметное влияние в работе творческого союза. За свои творческие достижения и активную общественную работу Феодора Павловна Полоз была награждена почетными грамотами областной администрации, Министерства культуры Украины, почетной наградой “За багаторічну плідну працю в галузі культури” (2012).
Хороший актер в любом возрасте находит и раскрывает новые амплуа. Среди ролей Феодоры Полоз особенно ярко вспоминаются Марго в “Тайне дома Вернье” Роберта Тома, Хивря в “Сорочинской ярмарка” Старицкого, Фрозина в “Скупом” Мольера, Юлия Шаблинская в спектакле “Для домашнего очага” по пьесе Ивана Франко. А чего стоит дотошная, въедливая Кайдашиха (постановка заслуженного деятеля искусств Украины Константина Пивоварова, (г. Одесса), которая крепко укоренилась в репертуаре и уже более 25 лет радует своими плодами николаевцев и зрителей нашей области.
Оставили яркий след в истории театра роли: Юлии Семеновны в “Бабьем лете” Игоря Афанасьева в постановке народного артиста Украины Игоря Славинского (г. Киев), роль хозяйки в спектакле “Так не бывает” (“Очень простая история” Марии Ладо) заслуженного деятеля искусств Украины Сергея Павлюка, роль Иванихи-Дубихи в спектакле “А на Ивана та и на Купала” Ольги Кобылянской (постановка Константина Пивоварова) , яркой Усти в культовых «За двома зайцями» Михаила Старицкого (постановка заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Туманова, г. Одесса), мать Чурай в поэме „Маруся Чурай” Лины Костенко (постановка Сергея Павлюка), Юнона в «Энеиде» Ивана Котляревского и Миссис Хиггинс в мюзикле «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу (оба спектакля в постановке Олега Игнатьева).
Особые грани творчества Феодоры Полоз – роли на малой сцене нашего театра. Это и её блистательный актерский дуэт с главным режиссером театра, заслуженным деятелем искусств Украины Олегом Григорьевичем Игнатьевым в спектакле “Постель брать будем?” (по пьесе Анатолия Крыма в постановке заслуженного деятеля искусств Украины Сергея Павлюка, г.Херсон), где она играет роль застенчивой учительницы Софии Александровны. Это один из бестселлеров последних лет – приближается к отметке 100 показов и неизменно продолжает радовать зрителей.
Одна из недавних работ Феодоры Полоз – роль лиричной, чуточку хитрой и очень обаятельной Софии Ивановны в спектакле “А сколько тут осталось?” (по пьесе “Пока она умирала” Надежды Птушкиной, режиссер-постановщик заслуженный артист Украины Сергей Чверкалюк). Её героиня, которая излишне печется о судьбе взрослой, незамужней дочери (артистка Ирина Тубальцева), мечтает о хорошем зяте (заслуженный артист Украины Александр Щесняк) и милой внучке (артистка Ксения Засыпко), запомнилась зрителям малой сцены нашего театра своей искренностью и теплотой.
Показательно и то, что в предстоящем 94-м театральном сезоне (2020-2021) Феодора Полоз назначена на роли в двух премьерах: в спектакле “Красавец мужчина” (Александр Островский; режиссер-постановщик: главный режиссер театра – заслуженный деятель искусств Украины Олег Игнатьев), где она исполнит роль эксцентричной дамы Сосипатры Семеновны, и в музыкальной комедии “Одолжите тенора” (Кен Людвиг; режиссер-постановщик – заслуженный артист Украины Сергей Чверкалюк) , где ей достанется роль веселой и смешной Джулии Леверетт – председателя оперной гильдии. Вот наглядный пример гармоничного развития двух направлений “крыльев”, которые запечатаны в названии нашего театра: жанр драмы и музыкальной комедии. К синтетичности в своей работе стремятся как опытные мастера сцены, так и творческая молодежь: играть, петь и танцевать одновременно – сложная работа, требующая особой концентрации и дисциплины.
Творческий коллектив Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии во главе с директором-художественным руководителем театра, народным артистом Украины, почетным гражданином Николаева Николаем Семеновичем Берсоном поздравляют Феодору Павловну Полоз с профессиональным юбилеем – 50-летием верного, преданного служения театру и Мельпомене. Желаем яркой, эксцентричной, талантливой и любимой Феодоре Павловне крепкого здоровья, задора и оптимизма, новых ролей, уважения со стороны младших коллег и такой же неиссякаемой любви наших зрителей.
Виват театр! Виват зритель! Виват артист!

Богдан Головченко,
заведующий литературно-драматургической частью Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии.