Дом художника: наверх хода нет!

11:14

Відкрийте “Вечірній Миколаїв” у Google News та  Телеграм-каналі

Соседские споры — последнее дело, так же – вагонные, как в свое время тонко подметил Андрей Макаревич. Разногласия же между людьми творческими, хоть и не предусматривают повышенных тонов, ранят, бывает, сильнее прочего. Как и несправедливость, которая напрочь лишает вдохновения.

В редакцию на днях обратилась заслуженный деятель искусств Украины, прекрасный художник, мастер николаевского пейзажа Серафима Федоровна Сенкевич. Когда в 1970 году на углу пр. Центрального и ул. Инженерной был построен Дом художника, она одна из первых получила ордер. И живет там до сих пор. Как рассказывает сама, среди сонма прочих замечательных полотен ею был написан ряд картин «с высоты птичьего полета»: великолепный вид на половину города, открывающийся с крыши Дома художников – «солярия», как он был обозначен в проекте, так и просится на холст. Так, картина «Дормашина» (1980 год, 100х140 см) участвовала не в одной выставке. Николаевские дворики, панорама улицы Инженерной, шпиль завода им. 61 коммунара, портальные краны ЧСЗ… Все это писалось в «солярии». Сегодня у Серафимы Сенкевич имеются целых четыре работы, находящиеся на разных стадиях воплощения, которые ждут продолжения, но безуспешно: доступа на крышу у художницы нет. Не в прямом смысле слова: конечно же, даже в 78 лет и с палочкой можно преодолеть несколько лестничных пролетов и хлипкую, узкую и неудобную «тропинку», ведущую в «солярий». Но с недавних пор вход на крышу закрыт двумя массивными «бронированными» дверями. Ключ Серафиме Федоровне ради приличия вручили: металлический, сантиметров 20 длиной. Под женскую руку он не «заточен», тем более, под руку пожилого человека. А если посчитать все массивные двери, которые следует преодолеть для того, чтобы добраться до «солярия»… Их, по ее словам, пять. И какой николаевский шедевр можно написать дрожащей и уставшей рукой?
«Я давно прошу правление Николаевской областной организации Национального Союза художников Украины разобраться с закрытием двух пролетов лестницы, которые ведут непосредственно к «солярию». Металлические двери установили два художника, которые, ко всему прочему, не являются жильцами дома. Это несправедливо, – считает она. – Я не говорю уже о том, что прежний порядок, которым когда-то отличался двор Дома художников, канул в Лету. Двор стал проходным, в нем круглосуточно паркуется множество автомобилей, чьи хозяева приезжают в Сити-центр и не могут найти иного места для парковки. Арендаторы периодически устраивают свалки мусора во дворе, за уборку которого платят жильцы. После капитального ремонта кровли в моей мастерской затекают углы, уверена, что и в других мастерских тоже», – сетует Серафима Федоровна.
Есть такое расхожее мнение: хуже вопросов, чем жилищно-коммунальные, нет. Их решение зачастую отбирает силы, нервы, портя таким образом и без того нелегкую жизнь большинства из нас.
Но не бывает безвыходных ситуаций, и при желании всегда можно найти разумный компромисс, задумываясь хоть изредка об удобстве окружающих. Не в лесу живем, господа!
Елена Кураса.
Фото автора.