Чудесница-судьба Анатолия Соколова

7:10

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Если по его биографии написать киносценарий, получится захватывающий сериал со множеством жизненных интриг, приключенческих коллизий, юмористических эпизодов и романтических сцен. Впрочем, можно издать книгу, но истории лучше записывать со слов рассказчика единым монологом – он излагает их так увлекательно, что возникает опасение передать суть менее интересно и ярко в случае литературной редактуры. Анатолий Евгеньевич Соколов – герой этой статьи, человек богатейшей биографии, представитель старшего поколения труппы Николаевского академического художественного русского драматического театра. О том, как это произошло, рассказывает сайт jewish.ru.

С детства Толик Мироненко увлекался спортом. Особенно любил подводное плавание. Родители поддерживали увлечения сына: мама – работник воинской части в Ярославле, отец – уникальный специалист по сварке, связанной с электромонтажными работами. Семья жила дружно. По окончании школы в 1963 году Толик, в ожидании повестки в армию, устроился работать на завод учеником токаря. Кто же мог тогда подумать, что обычного парня ждет удивительное будущее, преисполненное невероятными сюрпризами судьбы?
Один из знакомых предложил перебраться из холодного заводского цеха в театр: время до армии, мол, приятнее коротать среди служителей Мельпомены. В качестве электрика-осветителя прибыл Толик в старейший театр России – ярославский, имени Волкова. Но в первый же день случилась незадача: главный режиссер театра Фирс Шишигин, фигура в мире искусства знаменитая, с первого взгляда оценил потенциал новичка и прямо-таки насильно заставил Толика выйти на сцену. Роль, конечно, досталась крохотная – несколько слов на клочке бумаги, но нужно было играть на барабане «Турецкий марш». Вот так среди персонажей, гуляющих на празднестве в спектакле «В день свадьбы» В. Розова, появился брат главного героя Вовка, а в театральной труппе – новый актер. Утром – постановка света, днем – репетиция, вечером – спектакль… Толик Мироненко, можно сказать, жил в театре.
Уже в армии Анатолий неожиданно сменил фамилию и стал Соколовым: прабабка Ольга была революционеркой, членом РСДРП, и ее товарищи попросили сохранить важную для истории, как они полагали, фамилию. Сержант Соколов, отличник учебы, служил в Москве, был «особорежимником» при Ставке Главнокомандующего, на сталинских дачах слушал военные байки самого Семена Буденного. А дальше чудесница-судьба сделала его участником исторических событий: в составе войск Варшавского договора парня спешно отправили в Чехословакию, где прослужил два месяца. В задачу группы входило сопровождение высших военных чинов. Соколов в основном летал на Ми-6. Впрочем, с немалым воодушевлением рассказывает о въезде в Прагу на бронетранспортере.

Ну, а как же театр? Неужели по ночам не снилась сцена и Мельпомена сладостно не манила миром иллюзий и вымыслов? Нет, в реальной жизни молодой человек проживал такие впечатляющие перипетиями сюжеты, что никакая творческая фантазия не в силах сравниться с ними, как бы ни старался самый одаренный драматург. Так что следующие страницы биографии – снова не о театре.
После армии, вместо предполагаемого театрального, Толик поступил в питерскую мореходку и, обучаясь заочно, отправился путешествовать по морям и океанам на торговых судах Балтийского пароходства. США, Голландия, Англия, Турция, Польша, Испания, Бразилия, Португалия, Италия, Франция, Канада, Аргентина, Австралия – перечень стран, в которых побывал удалой моряк, велик: он обошел почти весь земной шар. Форму стирал мылом «Dior», курил американские «Winston» и «Camel», пил французские вина, ходил в фирменных техасских брюках (тогда еще в обиходе их не называли джинсами), предпочитал итальянские ботинки и в компании других морских волков смотрел пикантное зарубежное кино, которое выменивали на отечественную кинокартину «Освобождение» у иностранных товарищей.

Антисоветская пропаганда увлекла Анатолия, и он старательно выбирал страну, в которой можно было бы остаться навсегда. Выбор колебался между Австралией и Канадой. В Австралии ему даже предлагали жениться на девушке из русской семьи. Но мысль о том, что своим поступком он может предать своих родителей и командиров, которые ему безгранично доверяли, не дала моряку поступить опрометчиво.
После очередного заграничного рейса Толик Соколов вернулся в Ярославль. И распрекрасный друг его Николай Коваль, уже вполне успешный режиссер, затянул парня в гости, где собралась театральная богема. Встреча со старыми знакомыми была добродушно-эмоциональной, дружелюбной. Уговорили дать обещание вернуться в театр. И, может быть, не было бы у Толи такого сильного рвения это обещание выполнить, если бы не случайное знакомство со студенткой театрального училища Людмилой Цилинченко – рыжеволосая барышня завладела мыслями моряка. С морем распрощался, питерскую прописку, к удивлению и недоумению окружающих, снова сменил на ярославскую и поступил учиться на актера. «Cherchez la femme», как говорят французы.
Вологодский ТЮЗ стал первым театром, в котором дипломированный артист Соколов продолжил свои творческие искания после выпуска из училища. Потом была Алма-Ата, где ждали его любимая Людмила и новорожденный сын. А в 1983-м семья перебралась в Николаев: супруги Соколовы пополнили труппу русского драматического театра им. В. Чкалова. Родился второй сын, началась оседлая жизнь.

В Николаевском русском театре за почти 40 лет сценической деятельности Анатолий Евгеньевич Соколов (с 2013 года – заслуженный артист Украины) сыграл более сотни ролей. Лирические, героические, социальные, характерные, исторические персонажи одинаково подвластны таланту мастера и всегда находят живой отклик в сердцах зрителей. Иисус Христос в «Страстях по Иисусу» А. Малярова, офицер Васильев во «Флаге адмирала» А. Штейна, Семен Чижов в «Бумажном патефоне» А. Червинского, Хуан в «Последней женщине сеньора Хуана» Л. Жуховицкого, Ванюшин в «Детях Ванюшина» С. Найденова, Гаев в «Вишневом саде» А. Чехова, Чернохвостов в «Бесприданнике» и Нортумберленд в «Вашей сестре и пленнице» Л. Разумовской, сеньор Бальбоа в «Деревья умирают стоя» А. Касона, Ротмистр в «Дамах и гусарах» А. Фредро, Дон Педро в «С любовью не шутят» П. Кальдерона, Дядя Лев в «Лесной песне» Леси Украинки… Этот список из ролей любимых и памятных можно продолжать бесконечно долго. Сцена открыла для Анатолия Соколова неизведанные миры, параллельные повседневной реальности: проживать чужие судьбы – это ведь тоже своеобразное путешествие по странам и эпохам, чувственное познание иногда скрытых от нас граней жизни. И в это путешествие он ушел с головой, с величайшим удовольствием делая для себя и других все новые и новые открытия.
В январе Анатолий Евгеньевич отметил день рождения. И пусть 73 – не юбилейная дата, поздравления он принимал яркие, громкие, с цветами, аплодисментами и закулисными объятиями – так, как это всегда происходит у знаменитых актеров, которых любят, уважают, ценят за талант, мастерство и прекрасные человеческие качества. Этот замечательный артист достоин самых добрых комплиментов и почестей.
Марина Васильева.