ЧСЗ: о наградах и памяти

Авторский материал бывших заводчан

13:19

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

ЧСЗ

От редакции «ВН»: На прошлой неделе произошло драматическое для николаевцев старшего поколения событие: в рамках закона о декоммунизации были демонтированы знаменитые ордена над главной проходной ЧСЗ. Это не оставило равнодушными ветеранов-черноморцев. Предлагаем вниманию читателей авторский материал бывших заводчан, посвященный данной теме.

Имена черноморцев, награжденных Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, хорошо известны. Это А.Б. Ганькевич, И.И. Винник, Н.Н. Щербаков, Ф.В.Хилько, Н.Я. Король, Н.А. Сорочан, П.М.Борисов, П.Е. Третьяков, М.А. Малый, кавалер трех орденов Трудовой Славы И.Г. Некряч. Есть еще сотни рабочих, мастеров, инженеров, награжденных орденами, медалями и памятными знаками за многолетний самоотверженный труд.
Но каждый черноморец в душе считает своими четыре ордена, что были в разные годы прикреплены к знамени нашего Черноморского судостроительного завода и гордо возвышались у проходной.
…После Гражданской войны наступили мирные 20-е годы. Это был период возрождения завода в неимоверно тяжелых условиях. Многие цеха были разграблены и разрушены. Как писали газеты того времени – «на помощь нам никто не придет». Требовалось своими силами, не считаясь с личным временем и усилиями, восстанавливать цеха, очищать от мусора и производственных отходов.
Одновременно с работами по восстановлению материально-технической базы стояла первоочередная задача ремонта и достройки кораблей, возрождения Черноморского флота, имевшего важнейшее значение для укрепления мощи молодой страны. Он создавался практически с нуля.
Самоотверженно трудился рабочий коллектив. В срок выполнялись работы по ремонту и переоборудованию подводных лодок, десантных кораблей, тральщиков, минных заградителей. Были подняты и восстановлены затопленные эсминцы «ушаковской» серии, пролучившие названия «Незаможник», «Петровский», «Шаумян», «Фрунзе» и «Дзержинский».
Крупной работой завода стала достройка крейсера «Червона Украина», постройка сторожевиков и подводных лодок серии «Декабрист».
Завод занимался и судами коммерческого флота. Впервые в стране было построен новый крупный нефтеналивник «Красный Николаев». Одновременно выпускались дизели и паровые котлы для электростанций, пневмомолоты, товарные вагоны, цистерны, секции мостов для железных дорог, детали к сельхозмашинам, трамвайные вагоны.
Отмечая успехи трудового коллектива, Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет наградил завод 6 апреля 1926 года и на Окружном съезде советов вручил главную награду республики – орден Трудового Красного Знамени УССР. Этой награды были удостоены также передовые рабочие и первый «красный» директор завода Сергей Александрович Степанов (впоследствии расстрелян во времена сталинских репрессий).

завод
30-е годы, с одной стороны, были сложным и жестоким периодом в истории страны, а с другой – это годы первых пятилеток, трудового энтузиазма и успехов в индустриализации. По первому пятилетнему плану предстояло построить на заводе пять морских нефтевозов – «Эмбанефть», «Союз металлистов», «Союз горнорабочих», «Баку», «Майкоп», а также углевозы «Советский Крым», «Косиор», «Горняк». Зарубежная печать отмечала отличное качество новых судов. В 1935 году заводу поручили постройку двух ледоколов для открытия регулярной навигации по Севморпути.
Характерной чертой первых пятилеток была трудовая активность. В эти годы СССР получил сотни надводных и подводных кораблей. Значительная роль в создании могущественного военно-морского флота принадлежит и николаевским судостроителям. На заводе им. А. Марти были построены и вступили в состав ВМФ крейсеры «Червона Украина» и «Красный Кавказ», лидеры «Москва» и «Харьков», эсминцы «Бодрый», «Быстрый», «Беспощадный», «Бойкий», «Свободный», крейсеры «Ворошилов», «Молотов», «Фрунзе», «Куйбышев», линкор «Советская Украина», подводные лодки типа «Малютка».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1939 года 76 лучших рабочих, ИТР и служащих за успехи в выполнении задания правительства по строительству кораблей и освоению новых образцов вооружения были награждены орденами и медалями.
Но пришли суровые 40-е – новый этап испытаний. В первые послевоенные годы завод буквально восставал из пепла. Разрушенные нацистскими оккупантами цеха, взорванные стапеля возрождались руками николаевских тружеников.
Уже через три года после жестокой и разрушительной войны завод смог отремонтировать крейсеры «Фрунзе» и «Куйбышев», заготавливал детали и сварные секции корпусов легких крейсеров. Был восстановлен заводский плаз, началось изготовление деталей и сборка блоков корпусов для серийного производства подводных лодок по новейшему для того времени проекту 613. Эти лодки стали надежным щитом морских границ страны.
За успешное выполнение государственных заданий, трудовой героизм, проявленный коллективом при восстановлении завода, и в связи с 50-летием начала производственной деятельности предприятия (канонически отсчет ведется с 9 октября 1897 года) Указом Президиума Верховного Совета от 8 февраля 1949 года завод был награжден орденом Ленина. Также ордена и медали вручены 275 отличившимся рабочим, мастерам, инженерам.
С учетом военного опыта и всего нового в науке и производстве на заводе в 50-е годы строились крейсеры «Дзержинский», «Адмирал Нахимов», был собран корпус тяжелого крейсера «Сталинград» (впоследствии безжалостно уничтоженный с санкции Н.Хрущева). За период 1952-57 гг. построены 72 подводные лодки.
Серьезным этапом в работе стала постройка танкеров типа «Казбек». 1959 год – торжественный спуск, а дальше ударная комсомольско-молодежная стройка первой отечественной китобазы «Советская Украина», за ней последовала вторая – «Советская Россия». Это был серьезный экзамен для коллектива и начало создания мощного советского промыслового флота. Строились сухогрузные суда нескольких модификаций и проектов, начиная от первого «Днепрогэс» (1956 г.) и до мощных газотурбоходов-контейнеровозов «Владимир Васляев», «Николаев», «Капитан Смирнов», т.н. «капитанская» серия – всего 77 судов, из них 9 – на экспорт построены по заказу Минморфлота и зарубежных компаний.
60-70-е – годы научно-технического прогресса, трудового подъема и эффективной работы. По заказу Минрыбхоза на поточно-позиционной линии ЧСЗ построены 470 больших рыболовно-морозильных траулеров–рыбозаводов (БРМТ) для промышленного лова и переработки рыбы. Их выпуск доходил до 24 единиц в год. Суда рыбопромыслового флота получили высокую оценку, а некоторые траулеры-ветераны до сих пор успешно ловят рыбу.
Центральное управление космическими программами приняло в эксплуатацию в 1970 году спроектированный «Черноморсудопроектом» и построенный на ЧСЗ плавучий командно-измерительный комплекс – судно «Академик Сергей Королев» для связи и управления космическими объектами из различных районов Мирового океана, а также для обеспечения испытаний баллистических ракет.
Выполняя государственные задания восьмой пятилетки, завод построил и передал ВМФ 124 единицы судов спецназначения – самоходные плавбазы для обслуживания подводных лодок, плавучую ракетно-техническую базу для обслуживания и загрузки баллистических и крылатых ракет в подлодки, плавучие самоходные мастерские для ремонта дизельных подлодок и надводных кораблей, для навигационных и аварийных ремонтов атомных подлодок, а также погружаемые стартовые комплексы для испытания макетов крылатых и баллистических ракет.
Наряду со строительством кораблей и судов завод выпускает и продукцию народнохозяйственного назначения.
Запомнился заводчанам последний день уходящего 1970 года: сразу более трехсот черноморцев получили новые квартиры. В этот же день – 31 декабря 1970 года – было подписано постановление Президиума Верховного Совета СССР о награждении ЧСЗ орденом Октябрьской Революции – за высокие трудовые показатели и досрочную сдачу судов различного назначения. Более двухсот корабелов ЧСЗ были награждены орденами, медалями и памятными знаками.
Начиналась эпопея расцвета творческого потенциала ЧСЗ, пик его авторитета. Шло строительство гордости черноморцев – первых в отечественном кораблестроении авианосцев. Это противолодочные корабли-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», а позднее – тяжелые авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», «Адмирал флота Кузнецов», «Варяг».

заводЗа самоотверженный труд, проявленный при постройке этих технически сложных кораблей, Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1977 года ЧСЗ был награжден вторым орденом Ленина. Высокие награды и почетные звания получили 607 заводчан.
Из истории ЧСЗ этих фактов не выбросить. Четыре заводских ордена – жизнь и слава тысяч добросовестных тружеников-корабелов.
Но, к сожалению, времена изменились. Несколько лет назад макеты орденов над главной проходной ЧСЗ стыдливо прикрыли брезентом как нечто неприличное. А теперь и вовсе демонтировали….
В ХХI веке завод напоминает дряхлого старика, некогда успешного и много сделавшего для своей семьи, а в преклонном возрасте ставшего ненужной обузой. Но как бы там ни было, заводские ордена навсегда золотыми буквами вписаны в историю ЧСЗ и всего николаевского судостроения. Четырежды орденоносный завод с его 123-летней историей, принес славу городу корабелов, сделал очень много для его развития и процветания.
Наш завод – это историческая веха, великий символ Николаева.
В. Яковлев, В. Кожухарь, А. Царенко,
ветераны ЧСЗ.