Четверть века на сцене – и в ответ всегда “Браво!”: юбилей Ирины Бубенко

10:55

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Четверть века на сцене, Ирина Бубенко, театр, драма, музыкальная комедия, новости,

Кармен, Ганна Главари, Розалинда, Цыганка Чипра, Марта, Сильва, Васелина, Марселина, Одарка и Танголита, Пенелопа, Элене, Мирония и Филис – лишь крохотная часть ее ролей. Почти четверть века на сцене она вдыхает жизнь в образы классической и современной драматургии, дарит свой глубокий и многогранный голос своим персонажам и своим зрителям. И в ответ всегда – браво!

7 декабря 2020 года исполнилось 60 лет Ирине Бубенко – ведущей артистке-вокалистке (меццо-сопрано) Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии, заслуженной артистке Украины, талантливому педагогу и настоящей звезде, вокалом и харизмой которой многие годы восхищаются николаевцы.

Ирина Бубенко родилась в Николаеве, закончила культ-просвет училище (ныне Николаевский колледж культуры и искусств), затем Киевский государственный институт культуры им. А.Е.Корнейчука (ныне Киевский национальный университет культуры и искусств), руководила хоровыми коллективами, с 1995 года начала преподавать в Николаевском высшем музыкальном училище (с 2018 г. – Николаевский колледж музыкального искусства). Так начиналась бы сухая, формальная заметка о юбилее, но в случае с Ириной Бубенко сведения об образовании даны не случайно. Желание Ирины Бубенко совершенствоваться и достигать новых высот – у неё в крови.

Сначала яркую, красивую, выразительную вокалистку заметил главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Украины Олег Игнатьев. Он пригласил ее прийти прослушаться в театр, но получил резкий отказ: “где я, а где театр? Я ведь не актриса!”. Талантливые люди, действительно, часто самокритичны. Несколько лет подряд отвергала приглашения, но после длительных уговоров Николай Берсон сделал Ирине Бубенко предложение, от которого она не смогла отказаться. И в 1997 году она была зачислена в труппу Николаевского украинского театра.

Несмотря на близкие отношения театра с вокальным искусством, актерское мастерство – отдельная, сложная профессия, требующая капитальных душевных и физических вложений. Тем не менее, Ирина Бубенко находила время и силы не только осваивать новую для себя профессию драматической актрисы, но и оттачивать своё вокальное мастерство – с 1998 по 2001 она успешно проходит ассистентуру-стажировку в Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой и продолжает активную исполнительскую деятельность.

В 2003 году в Николаевском академическом украинском театре реализовывается масштабный, знаковый проект – постановка оперы Николая Аркаса “Катерина” (по одноименной поэме Тараса Шевченко; режиссер-постановщик: заслуженный деятель искусств Украины Владимир Бегма, дирижер-постановщик: народная артистка Украины Оксана Мадараш). Уже в 2004 году Ирина Бубенко получает диплом лауреата областной премии имени Николая Аркаса за исполнение роли Матери в этой опере.

В сентябре 2005 года на открытии малой сцены Николаевского академического украинского театра Ирина Бубенко с ошеломительным успехом исполняет монооперу Микаэла Таривердиева “Ожидание” – сложнейшее для любого вокалиста произведение (длительностью около 30 минут!) стало одним из самых завораживающих моментов открытия малой сцены театра (малая сцена открывалась спектаклем “Орхидея, Амариллис и Роза” по пьесе Ирины Лисовенко).

В течение всех лет существования малой сцены Ирина Бубенко – один из наиболее активных её творцов. И если 15 лет назад она радовала зрителя в основном своими вокальными партиями, то сегодня её талант удачно раскрывается и в драматических ролях. Один из недавних ярких примеров – роль эксцентричной Филис в спектакле “Сильвия” (пьеса Альберта Рамсдела Гёрни; режиссер-постановщик: заслуженный артист Украины Сергей Чверкалюк)

“Парад bel canto”, “Засватана – не вінчана”, “Сто перша дружина султана”, “Катерина”, “Наталка-Полтавка”, “Маруся Чурай”, “Летюча миша”, “Бал в Савойї”, “Королева чардашу”, “Весела вдова”, “Містер Шлягер”, “Поцілунок примадонни”, “Україна – пісня солов’їна”, “Пелюстки українського романсу” и де-сятки других спектаклей, концертов и музыкальных проектов украшают репертуарный лист Ирины Бубенко. И за каждым музыкальным номером, каждой арией и каждой ролью стоит длительная, напряженная работа. За свой труд и талант, уже через 10 лет работы в театре, в 2007 году Ирина Бубенко получает звание «Заслуженный артист Украины».

В 2017 году, накануне 90-летия театра, наш творческий коллектив подготовил и представил николаевцам “Женские страсти” – спектакль-бенефис двух заслуженных артисток Украины: Людмилы Барановой и Ирины Бубенко (автор сценария и режиссер-постановщик: главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Украины Олег Игнатьев). Обычно в театрах бенефис – возможность “искупать” актера в овациях, поздравлениях, хвалебных речах.

Но в нашем театре не ищут “лёгких путей” и не дают расслабляться даже заслуженным артистам. Спектакль построили на ярких характерах и амплуа наших бенефициантов: каждая актриса с помощью художественного руководителя и главного режиссера выбрала ряд образов из спектаклей, которые они хотели бы сыграть. Для зрителей это уникальная возможность увидеть любимых актеров и актрис в новом свете, для бенефициантов – реализовать свои амбиции, примерять неожиданные роли, сделать вызов своему профессионализму.

Примечателен этот эпизод не только потому, что бенефис – это всегда знаковое событие в жизни актера, но и потому, что многих зрителей особенно приятно удивил один из отрывков этого представления. Для демонстрации своих драматических данных Ирина Бубенко выбрала фрагмент из пьесы “Филумена Мартурано” (пьеса всемирно известного итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо; неоднократно поставленная и экранизированная – особенно известна экранизация режиссера Витторио Де Сика с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях).
Ирина Бубенко вместе с актером Олегом Мамыкиным смогла тонко передать крутой нрав своей героини, длинную историю отношений и переживаний.

Вспоминая этот эпизод, в который раз убеждаешься, что сочетание драматического действия и вокала, слова и песни – максимально органично помогает актёру рассказать историю, передать широкую палитру переживаний и найти отклик в зрительской душе. Именно к этому гармоничному сочетанию стремится наш театр. И очень приятно, что Ирина Николаевна Бубенко – одна из тех актрис, которые составляют “костяк” театра, которые передают богатейшие знания и навыки, прививают молодому поколению любовь к добросовестному исполнению своей работы.

Ко всем своим ролям – от сказок, эпизодов, концертных номеров до моноопер и заглавных партий в сложнейших и ответственных музыкальных спектаклях – Ирина Николаевна Бубенко относится как к самым главным. И молодежь театра, в том числе и при её поддержке, учится преодолевать трудности, а не игнорировать или пасовать перед ними.

За свой труд Ирина Бубенко неоднократно была награждена почетными грамотами, дипломами, в том числе Почётной грамотой Николаевской областной государственной администрации (2002), Почётной грамотой Исполкома Николаевского городского совета (2002), премией имени Владимира Нестеренко, дипломом Международного фестиваля “Мельпомена Таврии” (г. Херсон; в 2001 и 2003 годах) и многими другими.

Коллектив Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии во главе с Николаем Берсоном – директором-художественным руководителем, народным артистом Украины, почетным гражданином города Николаева, желает Ирине Николаевне Бубенко здоровья, долгих, плодотворных лет творческой жизни, оглушительных оваций, поисков и находок, талантливых, надежных партнеров по сцене, благодарных учеников и незабываемых ярких ролей.

Виват театр! Виват зритель! Виват актер!

Богдан Головченко, заведующий литературно-драматургической частью

Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии.