Бизнес должен работать. Главное – ему не мешать

11:02

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

бизнес, работа, Николаев, новости, мнение, консультации, предприниматели, маркетинг, финансы, кафе, рестораны

Карантин показал сильные и слабые стороны как рядовых граждан, так и предпринимателей, и «мужей государевых» разных региональных уровней.
Кто-то, исчерпав за пару карантинных месяцев все резервы, закрылся. Кто-то приостановил на время деятельность, а кто-то – спешно перепрофилировался под иные виды услуг.

Открыть же свой бизнес с «нуля», имея только лишь большое желание и азарт, удается далеко не всем. Многие прогорают на старте, едва столкнувшись с неповоротливой государственной системой разрешений и налогообложения. Те же, кому повезло успешно стартануть и пройти 9 кругов фискально-чиновничьего ада, на сегодняшний день худо-бедно сводят концы с концами. Согласитесь, ну обидно же, только-только открыв свое выстраданное детище, закрыться на неопределенный срок…
Кстати, примерно так и получилось у Жанны Михайловской. Выйдя на пенсию после многих лет работы на телевидении, Жанна Владимировна осуществила давнюю мечту – открыла собственное кафе.
Надо отметить, что заведение Жанны Михайловской – пока единственное в Николаеве кафе, популяризирующее бренд TURCOFFEE и культуру приготовления и употребления «кофе по-турецки».бизнес
– Мы открылись 20 февраля. Не прошло и месяца, как пришлось спешно закрыться на карантин. Удар был, конечно, сильнейший… Но мы сели, подумали-посчитали, и поняли, что нам невыгодно работать «через дверь», торгуя кофе в бумажных стаканчиках, – рассказала Жанна Михайловская. – Когда мы открывали кофейню, у нас с партнером была четкая задача: популяризировать натуральный «кофе по-турецки». А разве можно понять вкус напитка на бегу, прихлебывая из «бумаги»? Поэтому мы закрылись. Большое спасибо людям, у которых арендуем помещение. Они оказались настолько человечны, что не стали брать плату за месяцы вынужденного простоя.
Когда разрешили работать кафе, мы тоже долго думали, открываться или нет. Работать то разрешили, но… опять в бумажных одноразовых стаканчиках, в целях безопасности. Открылись, поработали две недели так, хотя площадь позволяет обслуживать посетителей, соблюдая социальную дистанцию.
Сейчас работаем в обычном режиме, однако количество посетителей, если сравнивать с «докарантинным» периодом, уменьшилась раза в три, хотя у нас и ассортимент вырос, и новинки появились.
Мы не знаем, что будет, если пойдет еще одна волна карантина, а может быть, и не одна. Это такой бизнес, что «тылы» не подготовишь. Можно было бы заниматься продажей кофе через Интернет, как делают многие, но мы пока сознательно не идем на такой шаг.
Очень обидно, что государство не идет на уступки. Почему то коллеги-предприниматели, понимая всю сложность ситуации, убрали с нас арендную плату. Наемный рабочий – добровольно пошел в отпуск за свой счет, остался, фактически, без средств. Но государственная машина – непреклонна. Я как платила налоги на наемного работника, так и продолжила их платить, хотя человек не работал.
Чуть больше повезло николаевскому «королю десертов» Олегу Чередниченко. Несмотря на то, что полюбившиеся николаевцам кафе «Пьяная вишня» и «Львівські пляцки» на Соборной пришлось совсем закрыть, он продолжил работу в новом заведении «Наполеон».бизнес
– В самом новом кафе до карантина мы успели поработать от силы месяца три, – рассказал Олег. – К моменту начала всеобщего карантина наше заведение более-менее неплохо работало он-лайн, по доставке тортов и десертов. На слуху был наш сайт и странички в соцсетях. Да, сразу было резкое падение прибыли, как и у всех, но за счет рекламы в соцсетях мы на себя обратили внимание. Тогда и доставки выровнялись, и само наше «он-лайн подразделение» подтянулось.
Надо отметить, что у нас весьма вменяемые арендодатели. Они сразу, как только начался карантин, уменьшили аренду вполовину. Часть персонала мы распустили по домам, ребята выходили на работу по очереди. Это позволило сохранить коллектив.
Сохранилось и сотрудничество с крупными николаевскими магазинами, где представлена наша продукция – те же торты и линейка десертов.
Так что «первую волну» мы пережили относительно сносно. А вот к новым виткам карантина, если он таки будет, мы подготовленными себя не чувствуем. Традиционное летнее падение продаж сказывается во всех сферах. Большинство предпринимателей готовят все новинки на осень. Но в этом году я понимаю, что осень нам ничего хорошего не принесет. Единственное желание – выжить, продержаться на плаву.
К государству за помощью мы не обращались. Я вижу и понимаю, в каком состоянии находится экономика… Единственное, чего хочется от государства – чтобы не мешали работать. Потому что, если начнется государственная паника по наполнению бюджета – внеплановые проверки и т.д., – она добьет малый бизнес окончательно.
Старая как мир поговорка гласит: «Не можешь помочь – не мешай». Разговаривая с двумя, если не больше, десятками предпринимателей в разных сферах деятельности, слышишь примерно один и тот же месседж к власть предержащим: «Не мешайте нам работать».
Увы, быстро перейти на новые рельсы, перестроиться работать в условиях, кардинально отличающихся от тех, что были в 2018-2019 годах, удается далеко не всем.
Чтобы помочь малому бизнесу ощутить себя на плаву, хоть как-то выравнять ситуацию, одна из николаевских институций в этой сфере – «Центр поддержки бизнеса», которым руководит Артем Ващиленко, – сразу же, как только начался карантин, взялась информационно сопровождать и консультировать предпринимателей, оказавшихся в затруднительном положении, перейти работать в «цифру», он-лайн.
– Для нас кризис и пандемия стали настоящим вызовом. За двадцать два года своего существования в Николаеве мы всякого повидали, – рассказал Артем Ващиленко, – но такого масштаба еще не было. Мы для себя искали инструменты, как продолжить быть полезными и ценными, продолжать наши сервисы и предлагать бизнес-услуги эффективно. Нашли. И стали делиться этими знаниями с партнерами.
Ведь чем можно помогать бизнесу? Дать доступ к знаниям, к целевым консультациям и информации. В принципе, это ключевые вещи. Плюс – доступ к недорогим финансам и создание благоприятной регуляторной среды.
Когда это все работает – это составляющие для нормальной среды жизнедеятельности любого бизнеса.
К сожалению, в Николаеве городской совет не повернут лицом к бизнесу. Даже то единственное решение, которое от них ждали по льготированию аренды для предприятий, арендующих коммунальную собственность, – его до сих пор нет. Хотя по этому вопросу депутаты должны были собраться на сессию через неделю после начала карантина и решить этот вопрос. Так делали многие страны, города.
Начиная с 20 марта, мы созвали первую видеоконференцию по ведению бизнеса в условиях карантина. Пришел городской голова, напрямую рассказывал об ограничениях. Представители бизнеса задавали очень много вопросов.
Потом, в апреле, провели вторую такую же конференцию, где уже на вопросы отвечали. И в мае провели третью видеоконференцию с участием предпринимателей из других стран – Великобритании, США, Польши. Люди рассказывали, как работать в период жестких ограничений.
Мы старались экспертно все эти вещи поддерживать, с другой стороны, старались поддерживать коммуникацию бизнеса с органами местного самоуправления.
Что касается помощи бизнесу в доступе к знаниям и информации. Наш ответ был «все перевести в он-лайн и сразу». Мы фактически все наши встречи и семинары перевели в он-лайн режим и сфокусировались на наиболее пострадавших сегментах. Первый, как это ни странно звучит – бьюти-индустрия: реснички-ноготочки, массажи, прически и все такое прочее. Это огромный сегмент даже в Николаеве! Люди одномоментно потеряли работу, возможность заработка, дальше пошли неплатежи по помещениям и т.д. Сработал «эффект домино». Второй пострадавший сегмент – индустрия отелей, ресторанов и кафе. Они тоже закрылись. Кто-то постепенно начал ориентироваться на доставку, кто-то – на продажу через дверь, но мы понимаем, что это далеко не те обороты. Многие объекты этого сегмента уже не открылись и никогда не откроются.
Следующим шагом помощи бизнесу стала разработка программы перехода «в цифру» как внутри самого предприятия, так и во внешний мир: продажи, коммуникации с клиентами и т.д. – все вопросы, на которые в обычном режиме наши предприниматели не особо обращали внимание.
Эти программы были разработаны совместно с ЕБРР (Европейским банком реконструкции и развития). И благодаря тому, что нашли такого донора, нашему бизнесу эти программы и консультации ничего не стоили. Мы их проводили бесплатно, хотя подобные вещи стоят немалых денег.
Надо сказать, что в кризис и карантин бизнес не только потерял, но и поднялся. Хорошо показали себя всевозможные службы доставки, подросли обороты у аптек, в сфере розничной торговли. Хорошо вырос сегмент «магазин у дома».
Кстати, карантин подтолкнул к действию и инициативу «Купуй миколаївське!». На первой конференции поднимали этот вопрос. Маленькие магазины оказались закрыты. А в больших супермаркетах продукции местных производителей не оказалось. Нонсенс! Потому что супермаркеты у нас в основном днепровские, киевские и еще чьи-то. И продукция в них тоже из тех регионов. Поэтому инициатива «Купуй миколаївське!», – с маркерами, с этикетками, – она заработала. Эта идея была разработана еще лет 5-7 назад, но так и не была реализована. Надо сказать, что мэр эту идею активно поддержал. Я надеюсь, что инициатива «Купуй миколаївське!» будет работать и дальше, после отмены карантина, когда вернемся к привычному ритму жизни.
Как людям подготовиться к новым волнам карантина, в условиях, когда государство должно нести свою социальную миссию, но не делает этого или делает слабо?
Тот опыт, который уже есть, адаптировать к новым условиям и понять, что надо сделать еще. Быть готовым и продолжать работу «в цифре», не останавливаясь. Находить новые каналы коммуникации.
Каким образом готовиться? Мы запускаем новую программу адаптации бизнеса – «Антикризисный маркетинг». В период карантина очень важно уметь выстроить взаимоотношения с клиентами, научиться продажам удаленно. Усовершенствовать собственные маркетинговые инструменты и способы продвижения. Обязательно надо подучиться, посмотреть, как работают другие. Подготовить себя, как владельца бизнеса, к управлению в удаленном режиме.
Другого пути, кроме как уменьшение затрат, оптимизации производства – нет. Если есть какие-то кредитные средства – возможно перекредитоваться в рамках действующей программы «Доступные кредиты 5-7-9%». Собственно говоря, это ключевые моменты, резюмирует А.Ващиленко.
Александр Сайковский.
Фото автора.