Пятнадцатилетние черноморцы

черноморцы

Когда поднимается вопрос о возможности возрождения судостроения, первоочередно ставится и вопрос об обеспечении производства рабочими кадрами. Лозунг «Кадры решают все!» и сейчас не утерял своей актуальности.

Как это было во времена стабильной работы судостроительных заводов, чем силен был рабочий коллектив? Преемственностью поколений. Об этом вспоминают ветераны судостроения. Только сейчас понимаешь, что люди творили, дышали и жили своей работой. На фоне ярких производственных успехов завода, его достижений не всегда вспоминали о роли многих профессиональных, но скромных специалистов, не отмечали по достоинству их заслуги. Но никто из них не роптал, в большинстве все жили скромно, но интересно и были довольны своей жизнью.
На заводе трудились потомственные трудовые династии – деды, отцы, матери, братья, сестры. С гордостью за их труд, с надеждой стать достойной сменой на завод приходили подростки, чтобы продолжить дело старшего поколения, с желанием, «чтоб корабли со стапелей сошли скорее». Они становились учениками опытных бригадиров, учились у них мастерству и рабочей гордости.
Может сложиться мнение, что подростки стремились на завод из-за трудного материального положения в семье. Но нет — тяжелый труд корабельных специалистов нормально оплачивался, отцы могли содержать семьи. Просто приводить детей на производство, где трудились родители, считалось гордостью семьи, достойным продолжением дела дедов и отцов.
Престижную должность на заводе занимал Иосиф Маркович Аптекарь. Пятнадцатилетним пареньком пришел сюда его сын Саша Аптекарь. И прошел путь от ученика-разметчика до главного строителя кораблей…
Владимир Шандыба первые трудовые навыки корабела получил в бригаде своего отца — известного судомонтажника Михаила Афанасьевича Шандыбы.
И таких примеров сотни.
Вечерняя школа, вечернее отделение техникума или института – так из подростков вырастали опытные специалисты. Тогда все беспрерывно учились. Ветеран ЧСЗ Владимир Федорович Яковлев вспоминает, что в 1958 г. в вечерней школе при заводе было шесть (!!!) восьмых классов.
В то время в городских общеобразовательных школах был введен в программу обучения день профессиональной подготовки. С одноклассниками теорию электросварки крепкий и общительный Володя Гольтер изучал в учебном комбинате завода, а практику проходил в корпусосборочном цехе. Было интересно, кое-что уже получалось. Появилось желание попробовать себя во взрослой жизни производственника, а дальнейшую учебу продолжить в вечерней школе. Так пятнадцатилетний паренек пришел в бригаду судовых сборщиков Василия Павленко.
Семью Гольтер хорошо знали на заводе. Отец Илья Израилевич с 18 лет служил в армии, участник Великой Отечественной войны, воевал на Северном Кавказе, за боевые заслуги награжден орденом Боевого Красного Знамени; медалью «За оборону Кавказа». После войны работал на ЧСЗ старшим мастером на участке разметки и газовой резки. Здесь же, в корпусосборочном цехе, работала мама Володи Мария Федоровна, а на участке плаза — старший брат Лёва.
Быстро пролетели три года допризывного возраста. Окончил Володя вечернюю школу, из скромного ученика стал квалифицированным судосборщиком. Службу в армии проходил на закрытом объекте в городе Арзамасе Горьковской области. Опыт работы на производстве, хорошая физподготовка, привычка к дисциплине и труду способствовали тому, что уже в первые месяцы службы он получил благодарность в приказе, что прибавило самоуважения и уверенности в себе. После вернулся в свой цех, вскоре стал бригадиром, учился на вечернем отделении НКИ. Далее – карьера мастера, начальника производственного участка, начальника управления капитального строительства завода, начальника производственно-диспетчерского отдела машиностроения, заместителя генерального директора — технического директора Черноморского машиностроительного завода.
Ещё бригадиром судьба свела Владимира с замечательным человеком, преданным профессии – Степаном Алексеевичем Юсовым. С первой же встречи он общался с молодым бригадиром как с добрым старым знакомым. Таким он был в жизни. Легко знакомился с людьми, в общении выделялся как лидер, умел организовать людей на выполнение, казалось бы, невыполнимых задач. Во всех делах старался быть лучшим.
Наиболее памятные и самые трудные периоды работы – это освоение новых видов продукции, зачастую не имевшей отношения к судостроению.
Старое здание цеха №17 представляло собой наполовину разрушенный корпус, без окон и дверей, с изношенной крышей. На этом месте предстояло организовать многопрофильное производство товаров народного потребления – мотолодок «Казанка», весел, бытовых котлов, сборочно-сварочное производство машчасти судов для собственного производства и межзаводской кооперации. Начальником вновь организованного цеха легких судовых и машиностроительных конструкций был назначен Степан Алексеевич Юсов.
Изготовление судовых фланцев, оснований тракторных прицепов, сушильных барабанов для производства витаминизированной муки необходимо было организовать в исправительных учреждениях строгого режима в Ольшанском и Новоданиловке.
С присущей ему энергией С.А. Юсов сумел подобрать необходимые кадры. Из родственных цехов были переведены опытные специалисты, большинство бригад возглавили молодые, хорошо зарекомендовавшие себя рабочие, а среднее звено руководящего состава пополнилось молодыми выпускниками вузов.
Огромная работа была проделана по созданию благоприятных условий труда, организации освещения и отопления. Цех заработал, стал полноценным подразделением завода. И Степан Алексеевич отрапортовал о выполнении годового плана уже ранней осенью.
В цехе работала преимущественно молодежь, одному из первых ему было присвоено звание «комсомольско-молодежного». А следовательно, на высоком уровне были организованы спортивные команды и коллективы художественной самодеятельности.
В бригадах и на участках совместно с инженерными службами разрабатывались и внедрялись комплексные планы повышения производительности труда, что давало положительные результаты.
Степана Алексеевича ценили не только работники цеха, но и руководители смежных цехов. Не зря он был избран старостой совета начальников цехов.
Время быстротечно. На должности начальника цеха С.А. Юсов проработал более десятка лет. По-разному сложились судьбы товарищей по работе. Но и сегодня при встрече черноморцы вспоминают свой коллектив и то время, когда начальником цеха был Степан Алексеевич Юсов.
Александр Сергеевич Волчок всю жизнь проработал в судостроении, член литобъединения «Стапель», известный в городе шахматист, международный гроссмейстер, автор восьми книг по шахматам. На ЧСЗ он работал у С.А. Юсова начальником бюро технического контроля, а значит, делил с ним ответственность за дела цеха.
Рабочий ритм передан в его стихотворении, посвященном Степану Алексеевичу Юсову:
До спуска остается только месяц,
И наш маэстро сутки на ногах!
Он в этом деле растворится, если
Длиннее сделать дни в календарях.
Он окружен: со всех сторон работа!
Обычный штурм – апофеоз труда.
Но прошибает до седьмого пота,
Да так, что не забудешь никогда!
Маэстро – бог, центральная фигура
И феномен, и ангел во плоти.
Своя игра – своя и партитура,
И музыки духовней не найти!
Железный график напряжен и тесен,
Но каждый скажет: «Это не предел!
Ты нас веди, хотя маршрут известен.
Мы – твой оркестр, маэстро-корабел!»
Алла Царенко,
ветеран ЧСЗ, в прошлом — библиограф
научно-технической библиотеки завода.