Притча о любви, смерти и жизни с самовлюбленным нарциссом — премьера в русском театре

Недавно в Николаевском русском драматическом театре состоялась премьера спектакля Николая Яремкива по пьесе Танкреда Дорста «Фернандо Крапп написал мне письмо». В основе пьесы лежит новелла классика испанской литературы Мигеля де Унамуно. Пьеса весьма популярна в мире, она неоднократно ставилась в разных странах.

Постановка сложна в эмоциональном отношении, она обладает сильным воздействием на зрителей, склоняя их к сопереживанию. Сценическое действие разворачивается стремительно: девушка (в этой роли Марина Васильева) с возмущением рассказывает отцу, что получила письмо от самого богатого человека страны, который желает на ней жениться, так как у Юлии слава «самой красивой девушки страны».
Испанский колорит спектакля подчеркнут музыкой, в которой звенит гитара, и деталями костюмов, но эти детали, на мой взгляд, вовсе не обязательны: они романтизируют события, а это, как кажется, противоречит замыслу автора, рассказывающего очень жесткую историю. В тексте пьесы нет бытовых деталей и подробностей, все представлено предельно обобщенно; образы приподняты до уровня символов. Действие – причудливая игра подсознательного, жестко обнажающего чувства героев. Порой непонятно: действительно ли персонажи принимают участие в событиях на сцене или это всего лишь игра их воображения.
Сценография спектакля, вполне соответствует замыслу драматурга: она лаконична и не содержит деталей. Трех стульев достаточно, чтобы пространство сцены было заполнено; эти предметы мебели используются режиссером в разных качествах.
Мигель де Унамуно был приверженцем теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Не знаю, излечила ли кого-нибудь концепция великого австрийского ученого, но, безусловно, оказала очень сильное влияние на европейскую культуру XX века; многие художники творили под ее воздействием, особенно плодотворно в первой половине прошлого столетия.
Итак, письмо. В нем Фернандо Крапп безапелляционно заявляет Юлии, что женится на ней. Девушка отвечает отказом: она влюблена в студента, и, казалось бы, никаких предпосылок к исполнению желания Краппа нет.
Однако все не так просто: Отец героини (эту роль блестяще играет народный артист Украины Василий Остафийчук) разорен, и Крапп сообщает Юлии, что и шаль на ней, и туфли (еще один фрейдистский символ) куплены на его деньги, так как он оплатил все долги Отца. Со студентом, в которого Юлия влюблена, ее ожидает весьма смутное будущее: молодая пара решила жить до тех пор, пока не закончатся деньги, а потом покончить жизнь самоубийством. Мечта невротиков. Отец настаивает на браке с богатым человеком, он, конечно, хочет дочери счастья, но, по сути, предает и продает. Юлия возмущается и спрашивает, сколько стоит фунт ее тела.
Самоуверенный Крапп, едва появившись на сцене, заявляет девушке: «Вы уже влюблены в меня». Типичное поведение нарцисса, этот тип личности изучен и описан Фрейдом. Юлия выходит замуж за Фернандо Краппа, рождается наследник, что очень радует Фернандо. В жизни самой Юлии ребенок никакого места не занимает, он всего один раз символически появляется на сцене. Незрелая, инфантильная женщина живет своей красотой и своими грезами; она любит читать. Любое желание жены, даже каприз немедленно исполняется в гипертрофированно преувеличенном виде, но…
И, как говорится, это очень большое «но». Юлия мечтает о гармонии и слиянии душ, она хочет обсуждать с мужем прочитанные романы, наслаждаться поэзией. Крапп строит для нее в саду павильон, где супруга может наслаждаться чтением, но раскрывать свой внутренний мир он не намерен. Томимый комплексами Фернандо (его играет давний любимец николаевский публики Евгений Сокольченко), не в состоянии обнажить свои чувства. И хотя внешне он выглядит как брутальный и решительный мачо, в глубине его души живет страх и боязнь показаться слабым и несостоятельным.
Крапп совершает ту сакраментальную ошибку, которая неизбежно ведет к краху любой брак: герой не дает своей женщине тепла. Наивно полагать, что тепло души могут заменить деньги. Невротическая, недолюбленная (нет матери, нет понимания с отцом) Юлия жаждет от мужа слов любви, однако самолюбивый нарцисс не в силах их произнести, считая, по-видимому, что это покажет слишком большую его зависимость от любимой женщины. К тому же к откровенности Фернандо Краппа не располагает его весьма темное прошлое, о котором точно никто не знает, но ходят слухи, что он в Америке убил свою первую жену, завладев ее рудниками.
Юлия страдает, но, разумеется, утешитель находится. Сосед Граф (в этой роли молодой актер Максим Подгайко) готов говорить о своей страстной любви, читать стихи и обсуждать книги. Узнав об измене, Крапп приходит в ярость: он увозит жену и буквально запирает ее в деревенском доме.
Режиссер изящно и лаконично показывает процесс заточения, используя все те же стулья; образ несвободы получился ярким и запоминающимся.
Фернандо не хватается за пистолет, он не убивает любовника (хотя, скорее всего, судя по слухам, он на это способен). Любовник куплен и уверяет Юлию, что вся их любовь ей только привиделась. А будучи хозяином не только богатых рудников, но и психиатрической клиники, Крапп легко объявляет жену сумасшедшей.
В конце спектакля Юлия – сломленная женщина, которая верит, что все случившееся ей привиделось. Она говорит мужу, что любит его, нарцисс может торжествовать. Но жить женщине незачем, она умирает. Хотелось бы, чтобы метаморфоза героини была сыграна более выразительно. Жаль, что актриса боится быть некрасивой, и ни один волосок не сдвигается в ее идеальной укладке.
Спектакль украшают пластические этюды, которые становятся неотъемлемым компонентом действия; они идеально снимают пафос напряженных сцен и дают зрителю время для медитации и осмысления стремительно развивающихся событий.
Некоторые женщины вышли из зала с мокрыми глазами. Бывает… Символистская мелодрама – оказалось, что это то, что нужно сегодня израненным сердцам.
Спектакль сложен и многогранен, его можно смотреть не один раз. Вдумчивый и требовательный зритель вполне может быть удовлетворен встречей с высоким искусством.

Людмила Щетинина,
поэтесса, кандидат
филологических наук.