Последний сюжет Мастера — выставка Валерия Купцова

18:23

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

выставка Купцова, новости, Николаев ,художник, Валерий Купцов, выставка, картины, живопись,
Валерий Евдокимович Купцов

Николаевский художник Валерий Евдокимович Купцов планировал показать горожанам большую персональную выставку в свой юбилейный год — в 2020-м ему исполнилось 85 лет. Подбирал картины для экспозиции, собственноручно «одевал» их в рамы. Сделать выставку помешал сначала карантин. А в мае нынешнего года закончился земной путь художника — COVID забрал жизнь энергичного, спортивного, полного творческих сил человека.

Выставка открылась, но уже без него. Сегодня в выставочном зале Дома художников размещены более 80 работ Мастера. Отобрала произведения, оформила картины, скомпоновала экспозицию дочь Валерия Евдокимовича — николаевский живописец Юлия Гурьева. Это дань памяти, дань уважения отцу и большому художнику.

В день открытия прозвучало много воспоминаний, жизненных историй, высоких оценок творчества Валерия Купцова. Жаль – все эти торжественные речи должен был услышать сам Мастер. Но мы не всегда успеваем при жизни сказать человеку добрые, заслуженные слова. Чаще всего они звучат с опозданием – вдогонку ушедшему от нас. И мы с удивлением констатируем: как мало знали о нашем современнике, о его судьбе, о том, чем был полезен и что оставил для человечества.

Так было и на сей раз. Скромность и большое трудолюбие – эти два качества делали Валерия Купцова «непубличным». То, что услышали и увидели горожане на его выставке, для многих стало открытием.

— Валерий Купцов – знаковая фигура в Николаевском союзе художников. Во-первых, он был одним из корифеев, которые основали организацию в далеких 1970-71 годах: вместе с ним — Николай Бережной, Анатолий Завгородний, Михаил Ряснянский, — сказал в своем выступлении директор художественного музея им. В.В. Верещагина Сергей Росляков. – И еще он — знаковая фигура потому, что научил коллег-художников относиться к искусству очень требовательно, быть мастерами своего дела. Его взгляд на мир был многосторонним. Создавая свои работы, он каждый раз шел самобытной тропинкой, выбирал разные пути, чтобы показать многоликость нашей жизни. И это признак высокого мастерства художника.

Возможно, тяга к искусству Дальнего Востока, к японской тематике в его творчестве не случайна. Не случайно родилась знаменитая серия «Хроники самурая», которая в 2009 году выставлялась в галерее Национального союза художников Украины. «Японская культура – это культура очень высокого уровня, и Валерий Купцов также стремился к тому, чтобы его искусство было высшего качества», – считает Сергей Росляков.

В нашем городе Валерий Евдокимович жил и работал 50 лет. Приехал из Сибири вместе с женой Татьяной Купцовой и маленькой дочкой Юлей в 1971 году. Одно время был главным художником Николаева, внес большой вклад в современное оформление города. В детском городке «Сказка» создал монументальное мозаичное «сказочное» панно площадью 100 кв. метров, а также 4 витража на тему «Древние города». Потомки эти работы — увы — не сохранили.

В 1970-1990-х годах прошлого века профессиональные художники были активными созидателями творческого пространства в городе и за его пределами, украшали своими работами городские здания, помещения кораблей, уходивших в океаны со стапелей наших судостроительных заводов.
Валерий Купцов принимал участие в создании «Кольца боевой славы Березнеговато-Снигиревской операции», оформил мозаичное панно «Рождение корабля» для завода «Океан», работал над оформлением (живопись и чеканка) авианосцев «Киев» и «Минск», делал росписи и витражи в ресторанах «Каравелла», «Украина», «Нептун», кафе «Садко».

Для актового зала в музыкальной школе №4 он разработал собственный проект: сделал роспись «Искусство» площадью 100 кв. метров и изготовил 4-ярусную кованую люстру. Кто знает сегодня, кто помнит об этом? Что мы сохранили, сделанное для города руками Мастера?

Даже в небольшом перечне указанных выше работ видна многогранность художника – акварелиста, живописца, графика, чеканщика, витражиста, мастера-создателя мозаичных панно. В 1970-80-х годах он входил в десятку лучших акварелистов Советского Союза! А еще – был иллюстратором книг. Поэтому принял участие в десяти республиканских выставках акварели и в трех выставках «Художник и книга». Всего же в его творческой биографии насчитывается около 40 всесоюзных, всеукраинских, международных выставок.

Признание, высокая оценка творчества художника со стороны коллег – это всегда наивысшая похвала творцу.

— Светлый художник жил среди нас. Он работал «с образа». Сейчас мир всё больше заполоняет массовая культура, современные художники занимаются «заимствованием» сюжетов из компьютера. Ничего подобного нет в творчестве Купцова. Только «взращивание» художественного образа внутри себя может дать достойный результат, — отметил экс-председатель Николаевской областной организации НСХУ, заслуженный деятель искусств Украины Олег Приходько. — Такую выставку, как эта, нужно было бы показывать всей стране. Ее с удовольствием посмотрели бы в Киеве, и Харькове, и во Львове. Это была бы пропаганда творца — он заслужил, оставив после себя такое замечательное наследие. Скажу больше – таким образом мы могли бы показать Украине Николаевскую художественную школу. Она, может быть, пока еще не состоялась, не сложилась до конца, но путь у нее хороший, и движение правильное.

Олег Приходько обратился к горожанам с предложением: надо издавать каталоги николаевских художников, которых уже нет с нами. Пройдет совсем немного времени – работы разойдутся, и не останется никакой памяти. На создание таких каталогов следует настроить городскую громаду и местную власть.

Своим взглядом на творчество Валерия Евдокимовича также поделилась заслуженный художник Украины Татьяна Купцова.

— Он работал очень напряженно, был в постоянном поиске, часто переписывал работы, повторяя одну и ту же тему в разных цветовых решениях. Его произведения поражают глубиной и разнообразием. При этом автор не выпячивает себя, в работах нет манерности, а есть некая отстраненность – и это знак очень высокой культуры творчества. Художник постоянно работал над самим материалом, над той самой художественной культурой, о которой теперь часто забывают вообще.

Председатель НООНСХУ Дмитрий Артым предоставил честь открыть выставку председателю Николаевской организации Союза писателей Украины Вере Марущак.

— На скрижалях нашего города можно написать с большой любовью фамилию Купцовых. Если говорить только о Валерии – будет сказано не всё. Сегодня надо держать речь о семье в целом – семье, которая очень много вложила в развитие культуры в Николаеве и продолжает вкладывать, — сказала Вера Марущак.

С этой мыслью нельзя не согласиться. Дочь Юлия Купцова-Гурьева стала достойным преемником творческих семейных традиций, выбрав художественную стезю вслед за родителями. Сегодня уже третье поколение этой семьи – внучки Валерия Евдокимовича продолжают путь в искусстве. Окончила Львовскую национальную академию искусств Кира Гурьева, увлечена живописью младшая Арина.

На выставке также присутствовали ученики Валерия Купцова. Для Каролины Пехлак это был любимый учитель и к тому же – большой друг, с которым было интересно и почаёвничать, и обсудить любые темы.

— Я работаю дизайнером, и то, чем занимаюсь, – это заслуга моего учителя. Он сформировал моё видение, знание, понимание творчества. Годы общения с ним вспоминаю как интересный, незабываемый пласт моей жизни. У него в мастерской я познакомилась с другими его учениками. Хоть это и было много лет назад, мы до сих пор общаемся. И нередко замечаем, что говорим «его фразочками».

Завершая открытие выставки, Юлия Гурьева обратилась к гостям – сотрудникам николаевских музеев: несколько картин Валерия Купцова будут переданы в дар музеям – художественному и краеведческому, станут достоянием городской общины.

 *     *     *

Та самая неоконченная картина

Он работал до последнего. В мастерской на мольберте осталось незаконченное полотно — силуэты скачущих лошадей. При одном взгляде на них всплывают в памяти строки Булата Окуджавы: «Еще он не сшит, твой наряд подвенечный. И хор в нашу честь не споёт. А время торопит – возница беспечный, И просятся кони в полет». Как-то особенно символично, пронзительно «звучит» теперь его последний сюжет.

Наталья Христова.
Фото Александра Сайковского.