По следам «артистов»-аферистов

аферисты

…Невнятный голос в телефонной трубке «захлебывается» слезами: «Мама, я попал в больницу, меня сбила машина! Мама, сейчас к тебе приедет мой друг, дай ему денег. Срочно!»…
Чья-то, как правило, сильно пожилая мама в ужасе диктует звонящему адрес и бежит собирать по сусекам какие-то заначки, вытаскивает на свет Божий припрятанное «золото-брильянты». Если оно, конечно, у нее есть.аферисты

Логика здесь бессильна: в самом деле, если родственник действительно в больнице – почему он в состоянии рыдать в трубку, но не может назвать якобы «другу» свой точный адрес, а выпытывает его у собеседницы? По идее, должен возникнуть и другой закономерный вопрос: в какой именно больнице лежит «страдалец»? Каков диагноз? Не говоря уже о том, как его зовут?
Не судите строго материнские сердца, особенно преклонного возраста: какое из них не тревожится денно и нощно за свое чадо? Да и «исполнители» телефонных «арий», как правило, люди небесталанные, многим из них на сцене бы играть. Так что телефонным аферистам частенько везет. Вот как в этом недавнем случае – далеко не единственном и, к сожалению, не последнем.
Вечером среды, 22 апреля, жильцы одного из подъездов многоэтажки на ул. Соборной были взбудоражены: многим из них – тем, кто еще не отказался от стационарного телефона, трезвонили какие-то пройдохи. Текст, ими озвучиваемый, варьировался от вышеприведенного – «машина, больница, деньги, лечение» до «машина, ДТП, полиция, деньги, свобода». Кто-то из жильцов, не гнушаясь крепким словцом, слал звонивших по известному адресу, кто-то просто клал трубку, кто-то, имеющий дочь, ехидно переспрашивал: «Чей-чей ты сын?». Но усердие «артистов»-аферистов было, в конце концов, вознаграждено. Одна из живущих в доме пенсионерок таки впустила в квартиру мошенника, который, по ее словам, прибыл очень быстро, буквально в течение получаса после звонка, и отдала ему за «спасение» от уголовной ответственности своего сына, который якобы совершил ДТП, кажется, даже с пострадавшими, весьма внушительную сумму. Собеседник в прокуратуре, на которого ссылается интернет-издание «Новости-N», перечислил «улов» кидал: «14 тысяч гривен, 45 тысяч российских рублей, а также семейные ценности – золотые наручные часы «Чайка» и золотое кольцо с крупным сапфиром».
Но вызывает недоумение даже не это. Дело в том, что сын пенсионерки давным-давно живет… в далекой стране, является ее гражданином и в Украину приезжает крайне редко. Сама она инвалид, но этот факт отнюдь не стал для жуликов «смягчающим обстоятельством». Связавшись с сыном через несколько минут после их ухода, женщина поняла, какую ошибку совершила, и вызвала полицию. Которая, опросив «под протокол» свидетелей-жильцов, взахлеб описывавших собственные грамотные действия, начала уголовное производство по ч. 1 ст. 190 УКУ «Мошенничество» и ныне расследует этот инцидент.аферисты
Еще один похожий казус, тоже недавний. Старушке позвонил молодой человек, который представился другом ее внука. Он сообщил, что тот находится в больнице – ему срочно нужна операция, за которую необходимо заплатить. Естественно, пенсионерка ринулась к «кубышке». Очень скоро (а мошенники ворон не ловят и действуют быстро и рисково) в квартиру дома по ул. Образцова наведался парень, который якобы согласился, не считаясь со временем, передать деньги на операцию ее «внуку». Женщина вручила ему 300 долларов, а позже выяснила, что ее внук здоров и ни в какой больнице не лежит.
Что и говорить: полиции в таких случаях приходится туго. Официальная статистика это подтверждает: за I квартал 2020 года в области были совершены 598 различного рода мошенничеств, раскрыто 111. За аналогичный период 2019 года – 571, из них раскрыто 95. За весь прошлый год совершено 1749 мошеннических действий, а раскрыто всего 449. Цифры говорят о том, что раскрывать подобные преступления крайне сложно в силу многих объективных причин. И не последними из них являются неосведомленность и несвоевременное обращение в полицию.
Как уберечься от таких преступлений? Начальник Управления уголовного розыска ГУ НП в Николаевской области Максим Варавва пояснил, что схема «ваш родственник в беде – нужна помощь» на сегодня – самый распространенный вид мошенничества. Ведь он так прост: используется лишь фактор неожиданности и «игра» на эмоциях потерпевшего, во многих случаях действительно высокоартистичная.
«Мошенники звонят, как правило, вечером или ночью, и начинают массированную словесную «атаку». Иногда они спрашивают, есть ли у собеседницы сын (муж, внук), и если ответ положительный, то «голос», тут же становясь строже, представляется работником правоохранительного органа и сообщает, что этот самый родственник задержан полицейскими. И настойчиво предлагает «решить вопрос» о непривлечении его к ответственности, разумеется, за определенную мзду. (О другой разновидности аферы из этой же серии – смотрите выше).
Если человек нервничает и поддерживает беседу, злоумышленник торжествует: жертва «на крючке». Телефонные аферисты – хорошие психологи, они не дают ей выйти из стрессовой ситуации, ведут диалог так, что та соглашается помочь родственнику и послушно выполняет указания «доброго» посредника. Часто мошенники требуют не прекращать разговор и не отключать телефон, чтобы лишить возможности перезвонить родным и выяснить истину. А иногда они меняют голос и представляются теми же родственниками. За деньгами их сообщники приезжают домой к жертве обмана. Это так называемые «курьеры». Полученные неправедным путем средства они переводят на счета организаторов аферы, которые часто отбывают срок заключения где-нибудь в отдаленной области. Или в колонии где-то за рубежом. Руководят из-за колючей проволоки и снимают «сливки».
Но это – далеко не единственный вид мошенничества, махровым цветом ныне цветущего в городах и весях Украины.
Начальник УУР, пользуясь случаем, перечислил основные «схемы» проходимцев, порой ведущие отсчет едва ли не со времен Базилио и Алисы. Только вот фигуранты их – далеко не такие обаятельные, как эти сказочные герои.
Казалось бы, всем давно уже известен такой вид аферы, как обмен «старых» денежных купюр на «новые». Но на эту удочку снова и снова попадаются: злоумышленники, пользуясь доверием пожилых людей, приходят к ним домой с предложением поменять их сбережения на новые купюры в рамках «денежной реформы», затем вручают им конверт с нарезанной бумагой или нахально обещают вернуться с «новыми купюрами» когда-нибудь попозже. Мало того: мошенники чутко реагируют на социальную ситуацию, отслеживая любые изменения в ней, даже новшества, связанные с карантином и коронавирусом, мешая правду с ложью. За примером далеко идти не надо: тем же злосчастным 22 апреля в полицию обратилась и 79-летняя жительница Ингульского района. Пенсионерка рассказала, что несколько часов назад ей позвонила женщина, представившаяся работником Пенсионного фонда. И рассказала, что отныне они разносят продуктовые наборы, и на период карантина для одиноких пожилых людей свои услуги предоставляют адресно. Поэтому, несмотря на то, что сейчас проводится замена пенсионного удостоверения старого образца на новое, для оформления необходимых бумаг к пенсионерке придут работницы фонда. Также собеседница сообщила, что, дескать, проводится денежная реформа, поэтому пенсионерка еще имеет возможность обменять имеющиеся у нее деньги на «новые».
Почти сразу же в дверь квартиры постучались две гражданки, и старушка позволила им войти. Она отдала им сэкономленные 38 тыс. гривен и 1500 долларов. За это получила пачку сувенирных купюр и пакет с сахаром и макаронами. То, что деньги ненастоящие, пожилая женщина поняла уже после того, как прохиндейки ушли.
Как ни странно, в 21-м веке и старое как мир «снятие порчи» до сих пор находит свои жертвы. Оно также рассчитано на уязвимую категорию населения: на пожилых или больных людей, детей. Как правило, лица неславянского происхождения (слишком, по-моему, толерантное определение, – прим. авт.) психологически давят на них, уверяя в том, что их родные, или же они сами неизлечимо больны, а помочь избавиться от недуга традиционная медицина не в силах. То ли дело трясущие монистами тетки в цветастых юбках…
Но благодаря возможностям, предоставляемым «интернет-культурой», действия современных «джентльменов удачи» становятся все более «интеллектуальными».
«В этом они стараются идти в ногу со временем, осваивая, например, «вишинг» – выманивание реквизитов банковских карт или другой конфиденциальной информации, – рассказывает Максим Варавва. – Злоумышленники, позвонив на мобильный телефон жертвы, представляются сотрудниками банка и, якобы с целью сохранить средства на банковском счету клиента, сообщают ей ложную информацию о блокировании карты и необходимости уточнения контактных данных. Объясняют это хакерской атакой на систему банка или чем-нибудь еще. Люди добровольно называют свои персональные данные, а затем с их счетов исчезают денежные средства.
Другая «инновационная» схема – онлайн-кредиты по телефону. Бывают случаи, когда абонентам звонит «псевдооператор» мобильной связи. Ему нужен только номер их телефона, к которому «привязаны» банковские карточки. Он уверяет, что намерен всего лишь проверить возможность владельца сим-карты пополнять баланс через мобильное приложение, просит сверить информацию, после чего рекомендует выключить на час сим-карту для ее якобы перезагрузки. А потом обманутые люди с ужасом узнают о том, что им нужно погасить задолженность по нескольким кредитам в десятки тысяч гривен, которые они «оформили» онлайн. Известны факты, когда мошенники для своих афер покупают в интернете сим-карты с иностранными локациями, и вам звонят, например, из Берлина или Лондона, представляются кредитным союзом или офисом банка».
Сейчас мы все чаще покупаем или продаем с помощью различных интернет-площадок. «Будьте осторожны в случае, если вы нашли товар по значительно более низкой цене в интернете, или же продавец требует полную предоплату товара. Не спешите платить или отправлять подписку, пользуйтесь услугой наложенного платежа уже после получения заказа или купите товар в другом месте», – советуют в полиции.
Также полицейские рассказывают о том, что аренда жилья и трудоустройство за рубежом иногда также содержат «подводные камни». Суть жульничества в этих случаях заключается в том, что мошенник вначале арендует помещение под офис, обустраивает его оргтехникой и так далее, после чего дает объявления о наборе работников различных специальностей с указанием высокой заработной платы. От желающих заполучить такую работу принимает аванс, будто бы для оформления документов, приобретения билетов и прочего. Собрав большую сумму, аферист исчезает. Так же происходит и в случае со сдачей в аренду жилья. Прощелыга размещает объявления в интернете, представляется клиенту риэлтором, показывает квартиру только на фото, берет предоплату или взнос за первый и последний месяцы и улетучивается.
Вопрос: насколько можно быть доверчивым и простодушным? Оказывается, этот человеческий «ресурс» – безграничен!
Еще одно относительное новшество в «когорте» современных махинаций: на мобильный телефон вдруг ни с того ни с сего приходит сообщение о выигрыше… автомобиля. За более подробной информацией предлагается обратиться по указанному номеру или перейти по ссылке. Когда «выигравший» звонит, собеседник представляется сотрудником компании, проводящей «розыгрыш». Он рассказывает о некоторых условиях, выполнив которые, можно получить приз – комиссионных за транспортировку и страхование. Доверчивые граждане оплачивают предложенные суммы и ждут не дождутся своего выигрыша… Ключевое слово здесь – «не дождутся».
Полицейские уже устали напоминать: если предложение слишком привлекательно, то в нем кроется подвох. Если обман произошел, не стоит искать виновных – вспомните о том, где обычно находится бесплатный сыр. И лучше бы вспомнить об этом «до того», а не «после».
Но не все так печально, и мошенники – не семи пядей во лбу. Так, 25 апреля 81-летней жительнице Ингульского района позвонил неизвестный, который представился сотрудником полиции и сказал, что ее дочь находится в полиции за совершение преступления… ну, и так далее. Пенсионерка передала 26 тысяч гривен явившемуся к ней молодому человеку. Но мошенникам было этого мало: они снова позвонили ей и спросили, есть ли у нее еще деньги? Тут, как говорится, жадность фраера и сгубила: старушка все-таки заподозрила неладное и заявила в полицию.
В течение часа оперативники Управления уголовного розыска нашли жулика и задержали его вместе с деньгами пенсионерки.
По словам задержанного, он действовал по указаниям так называемого куратора, с которым познакомился в соцсети, и таким же образом он получил задание. При этом «работодатель» требовал сразу же удалять их переписку. Часть денег исполнитель мог забирать себе за проделанную работу, а остальное отдавать «мозговому центру».
Задержанному уже сообщено о подозрении в совершении преступления, предусмотренного все той же ч. 2 ст. 190 УК «Мошенничество». Санкция которой предусматривает до трех лет лишения свободы. В ближайшее время суд изберет ему меру пресечения.
А немногим ранее к шести годам за решеткой николаевский суд приговорил 29-летнего жителя Сумской области, который в совершенстве «освоил» как раз ту самую, излюбленную схему: «ваш родственник попал в полицию». Летом прошлого года он обманул четырех пожилых жительниц Николаева на общую сумму более 600 тыс. гривен. Поймав, ему инкриминировали целый «букет» статей: ч.3 ст. 15, ч. 2 ст. 190, ч.2 и ч.3 ст. 190 УК Украины (мошенничество, совершенное повторно, по предварительному сговору группой лиц, и совершенное в крупных размерах).
Что особенно радует в этом случае: гражданские иски пострадавших по возврату им средств удовлетворены.
Как говорится, такой пример – другим наука…
P.S. Пользуясь случаем, отдел коммуникации полиции Николаевской области снова обращается к жителям региона: возьмите на себя часть забот по обеспечению безопасности пожилых родителей, родственников. Чаще им звоните, приходите, будьте в курсе их дел. Объясните, как опасно пускать в дом посторонних. Научите требовать у визитеров, в том числе – у контролеров ЖКХ, документы, а у представителей властей – номера рабочих телефонов, по которым можно сразу перезвонить и узнать о цели визита. Это может отпугнуть мошенников.
Сами же будьте бдительны и осторожны при общении с незнакомыми людьми. Не сообщайте им свои личные данные: банковские учреждения и государственные службы обладают достаточными сведениями о вас и не будут их выспрашивать. Покупая товары в интернете, пользуйтесь проверенными сайтами, изучайте отзывы, анализируйте комментарии. Не спешите расставаться со своими деньгами, проверяйте информацию. Немедленно прекращайте разговор с человеком, который пытается ввести вас в заблуждение по телефону. Не обращая внимания на угрозы, по возможности, сразу же звоните в полицию. Ведь раскрытие подобных преступлений во многом зависит от своевременного обращения.
От себя добавлю: выбейте своим здравым смыслом мошенникам почву из-под ног!
Елена Кураса.