Пассажирский транспорт Николаева: движение в правильном направлении

16:16

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

транспорт

Скажем прямо: мэр Александр Сенкевич и депутатский корпус горсовета получили незавидное транспортное наследство. Схема и графики движения городского пассажирского транспорта, его техническое состояние, состояние остановок, наконец, поведение водителей и руководителей транспортных предприятий вызывали множество справедливых нареканий. Хотя не стоит винить во всех грехах «папередников», ведь они действовали в условиях жесткой ограниченности бюджетных ресурсов и использовали сеть электротранспорта, доставшуюся им еще с советских времен, к настоящему времени до невозможности изношенную и не отвечающую новым реалиям.
Но оптимизировать транспортную схему, модернизировать тяговые подстанции или построить новые линии было невозможно. И дело не только в хронической нехватке средств, но ещё и в отсутствии у города целостной стратегии развития транспорта. Поэтому в 2015 году, при мэре Юрии Гранатурове, ограничились покупкой нескольких десятков бывших в употреблении чешских трамваев и троллейбусов. А потом сменилась городская власть. И произошел настоящий транспортный прорыв.

Любое важное и сложное дело начинается с разработки системы и правил игры. Так было и с пассажирскими перевозками, которые являются одним из приоритетов для нынешнего городского головы. Руководство города решило разработать актуальную и адекватную стратегию развития пассажирского транспорта. Это объемный документ, представляющий собой результат большого труда целого коллектива, на разработку которого потребовалось время. Предварительно изучались пассажиропотоки, опыт других городов, в частности, Киева и Ивано-Франковска.
Стратегия основана на минимизации использования маршруток за счет развития перевозок автобусами и электротранспортом. Она предусматривает максимальное приближение транспортной сети к потребностям горожан, внедрение единого билета, чтобы николаевцы, которые ездят много и с пересадками, могли сэкономить средства, а перевозчики, в свою очередь, авансом получали бы гарантированный доход. Сделана ставка на ликвидацию дублирующих маршрутов и внедрение т.н. «коротких», которые курсируют внутри отдельных частей города. «Мы постарались сделать максимально практичные вещи, – отмечал один из разработчиков стратегии, руководитель компании «А+С Украина» Дмитрий Беспалов. – У вас потрясающе широкие улицы, классное обустройство которых можно спланировать. Николаев – огромное полотно для транспортного инженера. Здесь можно сделать комфортную инфраструктуру. Большинство европейских городов только мечтают об этом, но имеют стесненные условия».
Окончательный вариант транспортной стратегии презентовали в 2018 году. Однако это не значит, что до её появления в мэрии сидели сложа руки. Конечно, нет! Работа по основным направлениям развития инфраструктуры пассажирских перевозок велась и до этого.
Итак, что получил Николаев на практике?
Прежде всего – новые автобусы.
К хорошему привыкаешь быстро. Николаевцы уже успели привыкнуть к муниципальным, или, как их окрестили за цвет кузова, «зеленым» автобусам, вышедшим на маршруты в прошлом году.
Стоит напомнить, что старое АТП-14827, занимавшееся городскими автобусными перевозками, ликвидировали еще в начале 2000-х гг. Город добивался, чтобы автопарк стал коммунальным предприятием, но его пустили на приватизацию, после чего стахановскими темпами угробили (кстати, как и многие предприятия города, по результатам приватизации попавшие в нечистоплотные лапы «эффективных собственников»). Старые «Икарусы», «Каросы» и еще более древние «ЛиАЗы», пожиравшие невероятное количество топлива, пошли на металлолом, а город остался без муниципальных автобусов и попал в полную зависимость от частных перевозчиков, качество работы которых контролировать было очень сложно. Это напоминало махновскую вольницу: ездим, как хотим и на чем хотим, льготников возить не будем, а если вздумаете нас контролировать и не повысите цены на проезд – устроим забастовку. И не раз устраивали, хотя на транспорте законодательством забастовки запрещены! Приходилось потом десяткам тысяч горожан добираться на работу по снегу, слякоти или в летнюю жару пешком, в лучшем случае – на такси.
В прошлом году муниципальный автопарк воскрес, словно птица Феникс – на новом месте, с новым коллективом и новыми автобусами. Речь о КП «Николаевпастранс». Сейчас у предприятия – 23 комфортабельных автобуса средней вместимости белорусского производства, удачно вписавшихся в городскую транспортную сеть. Они оснащены экологичными двигателями стандарта Евро-5, кондиционерами, GPS-трекерами, камерами видеонаблюдения, электронными табло с информацией о маршруте, пандусом для людей с ограниченными возможностями. Автобусы, ежедневно работающие с 6:00 по 22:00, в месяц перевозят не менее 400 тыс. пассажиров, из которых добрая половина пользуется правом бесплатного проезда. Предприятие предоставляет бесплатный проезд и школьникам – на период учебного года.
«Зеленые автобусы» поставили на проблемные городские маршруты: №51 «Терновка – ж/д вокзал («Сортировка»)», №81 «Намыв – Ракетное Урочище» и №91 «Балабановка – Центральный городской стадион». И сразу значительная часть вопросов была снята. Горожане предпочитают старым раздолбанным маршруткам новенькие машины, где соблюдаются все льготы и выдаются талоны. Эти автобусы даже в том, сравнительно небольшой количестве, которое есть на сегодня, существенно помогли в решении проблем пассажирских перевозок. Мэрия намерена за счет кредита Европейского инвестиционного банка купить еще 50 современных автобусов. Их планируют запустить по новым маршрутам в ту же Терновку, Р.Урочище и в другие отдаленные микрорайоны – Большую и Малую Коренихи, Матвеевку и, возможно, – в Кульбакино.
Второе важное направление для городских властей – развитие электротранспорта. Здесь накопилось огромное количество проблем, не решавшихся десятилетиями. Но решать их необходимо, иначе – транспортный коллапс.
Во времена СССР только трамвайные депо Николаева насчитывали до двух сотен единиц подвижного состава, их парк регулярно обновлялся за счет централизованных поставок. Но с развалом Союза вся система рухнула. В 90-х, уже при независимости, город получил всего 7 российских трамваев КТМ-8, позже – несколько новых вагонов «Татра-Юг» совместной чешско-украинской сборки, а в 2015 году докупил еще чуть больше десятка «бэушных» чешских «Татр», выпущенных при царе Горохе. Примерно такая же ситуация с троллейбусным парком, с той лишь разницей, что троллейбусы при эксплуатации в силу объективных причин изнашиваются быстрее трамваев.
Выход на линии по сравнению с советскими временами упал в разы, трамвайное депо №2 при Владимире Чайке и вовсе ликвидировали. Правда, и пассажиропоток упал – сократилось население, большинство крупных промышленных предприятий не работает либо вообще исчезло с карты города. Тем не менее, без удобного и экологичного, а для Николаева еще и исторически присущего электротранспорта (он появился в городе 105 лет назад, а дореволюционные трансформаторные будки, «средневековая» подстанция на просп. Центральном, непонятный приезжим вопрос: «Какая марка?» и разбитная песенка «Николаевский трамвай» – это наши, чисто николаевские феномены) решить проблему городских пассажирских перевозок нереально.
КП «Николаевэлектротранс», где работает свыше 700 человек, остается стратегическим для города предприятием. Сегодня здесь кипит работа, специалисты не просто ремонтируют подвижной состав, а практически восстанавливают его с нуля. Сейчас капитально ремонтируют пять трамваев, одному из них – более 30 лет. И всё приходится полностью заменять: обшивку, освещение, сиденья. По окончании ремонта получится практически новый комфортный вагон. Один современный трамвай стоит около 25 млн. грн., что равно цене нескольких новых троллейбусов. А вот капремонт вагона с продлением ресурса эксплуатации на много лет вперед обходится в десятки раз дешевле. Экономия налицо!
На «Николаевэлектротрансе» сумели увеличить выход подвижного состава на линии (правда, карантин на время прервал эту тенденцию), оснастили его GPS-трекерами и частично – бесплатным Wi-Fi для пассажиров, обновляют производственную базу, развивают ремонтные мастерские, оборудуют мойку, для которой приобретено специализированное оборудование, большое внимание уделяют ремонту помещений, созданию достойных условий труда и быта. На протяжении последних лет намного активнее, чем прежде, выполняются ремонты трамвайных переездов, контактной сети, идет замена рельсошпальных решеток, устанавливаются новые стрелочные переводы.
Но, положа руку на сердце, пока что все эти улучшения сродни массажу деревянной ноги – новая нога от такой процедуры не вырастет. Нужна не просто ситуативная работа по латанию дыр, а реализация проектов стратегического развития.
Начало такому процессу уже положено. «Для затравки» в Николаеве появились десятки остановочных павильонов европейского образца, многие из них – с электронными табло, информирующими о времени прибытия пассажирского транспорта по каждому маршруту. Больше того, завершен проект, который не сумели реализовать даже в сытное советское время: проложена и испытана в тестовом режиме троллейбусная линия вокруг Намыва, по которой уже в ближайшее время начнется регулярное движение.
На очереди – прокладка по Богоявленскому проспекту многокилометровой троллейбусной линии в Корабельный район, что также не удалось сделать во времена СССР, хотя планы такие вынашивались многие годы. Этот инфраструктурный проект со всеми его остановками и объездами по масштабам грандиозен для города. Он уже на финальной стадии, в ближайшее время будет объявлен тендер. На этот год в бюджете предусмотрена небольшая сумма – около 10 млн. грн., которые пойдут на установку столбов контактной электросети с освещением от автовокзала до т.н. «Октябрьского перегона». Работы будут выполняться планомерно и продолжатся в следующем году.
Новые линии потребуют дополнительного количества подвижного состава. Да и старые троллейбусы, сколько бы их ни ремонтировали, постепенно отживают свой век. Именно поэтому мэрия ведет работу с Европейским инвестиционным банком по закупке 60 троллейбусов (20 из них – с системой автономного хода, способные часть маршрута преодолевать без контактной сети). Сегодня она находятся на стадии разработки тендерной документации и получения согласования от Минфина.
Да, проекты эти затратны для городского бюджета, даже несмотря на увеличение его доходной части благодаря процессу децентрализации. Да окупаемость таких проектов – процесс длительный, если не бесконечный. Но тут нужно понимать: когда речь идет о муниципальном транспорте, в первую очередь важна не прибыль. Важно то, что николаевцам предоставляется услуга нового, более высокого уровня.
Городская власть движется в правильном направлении – дать горожанам возможность почувствовать себя людьми, регулярно пользуясь услугами комфортного и недорогого муниципального пассажирского транспорта, работающего на удобных для них маршрутах и соблюдающего графики движения с точностью швейцарского хронометра.
С.Радишевский.