Олег Игнатьев: «Призвание театра – каждый день доказывать человеку,что он – человек!»

14:25

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

ПОЛВЕКА –
В ОДНОМ ГОРОДЕ,
В ОДНОМ ТЕАТРЕ
Олег Игнатьев – главный режиссер Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии, заслуженный деятель искусств Украины. Актер, режиссер, педагог. Отец семейства, эмоциональный и отходчивый, грустный и заводной. А еще – уважаемая в городе и в театральном мире незаурядная личность. За многолетнюю профессиональную деятельность Олег Игнатьев награжден орденом «За заслуги» II и III степеней, Почетным знаком Министерства культуры и туризма Украины; Грамотой Верховной Рады Украины и множеством других наград, премий, знаков отличия. Одним из первых, еще в 1997 году, он был признан «Горожанином года» в номинации «Искусство» в общегородской программе «Горожанин года»-«Человек года». Олегу Григорьевичу дороги и театральные премии, и знаки общественного признания. Особенно – почетные знаки «За заслуги перед городом Николаевом» и «За заслуги перед Николаевщиной». Целый ряд его постановок отмечался престижными премиями на театральных фестивалях, их перечисление заняло бы целую страницу.
Это – знаки признания, и, само собой, – это приятно. Официальное признание – своеобразный стимул работать и творить дальше. Но не ради наград и званий Олег Игнатьев служит в театре без малого вот уже 50 лет. В одном городе. В одном театре. Удивительно постоянный и последовательный в своем призвании человек. За годы творческой деятельности О.Г. Игнатьев сыграл десятки главных и эпизодических ролей, поставил около 100 спектаклей. Хотя… Количество тоже не важно. Главное – качество. Игнатьев – всегда ищущий, разноплановый актер и режиссер. Пробовал себя в разных жанрах и стилях. Отмечают и помнят его незабываемые роли Деда Захара в спектакле «Бабий бунт» Е. Птичкина по М. Шолохову; Майора в спектакле «Майор Тоот и др.» Эркеня, завоевавшие победы на различных фестивалях, отмеченные наградами и званиями. Среди лучших ролей последнего времени – Исаак в спектакле «Сто перша дружина Султана», Альфред Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Зупан («Цыганский барон» И. Штрауса), Барон Зетта («Веселая вдова» Ф. Легара), Мустафа («Бал в Савойе» П. Абрахама) и др. Да что там говорить! Каждой своей ролью, хоть главной, хоть эпизодической, Олег Григорьевич дорожит. И ценит, как свое родное дитя. Потому что на сцене он каждую роль не играет, а проживает вместе со своим персонажем.
– Олег Григорьевич, что значит для вас театр?
– Театр – это все, – отвечает Игнатьев. – Это мой мир и вся моя жизнь. Работа, если хотите, средство к существованию, увлечение. Целый комплекс. И как бы банально это ни звучало, если бы мне пришлось начать все сначала, я бы ничего не изменил в своей жизни, выбрал тот же путь. Именно этот город, этот театр – со всеми взлетами и падениями, успехами и разочарованиями.
– Впрочем, нет, – в глазах Игнатьева появляется юморная искорка. – Я бы научился не кричать и не бушевать так на репетициях. В конце концов, я бы не допустил такой лысины на голове… Если бы начинал все сначала.
Чувство юмора, самоирония всегда помогали ему выбираться даже из самых сложных житейских и театральных перипетий.
– А если серьезно, – продолжает Игнатьев, – то я – человек старой, еще советской закалки, из того поколения, которое воспитывалось по-другому. Нас так учили: мы – должны. Своей стране, своему родному городу. Я и теперь придерживаюсь такого же мнения. Поэтому, отучившись в свое время в Киевском институте театрального искусства, вернулся в Николаев «поднимать искусство». Тогда даже такого понятия не существовало: «провинциальный театр». Ты сам должен сделать у себя дома такой театр, чтобы он гремел на всю страну, а зрители толпами валили на твой спектакль. И мы все старались. Да, честно говоря, и мысли не возникало – куда-то ехать в поисках лучшей жизни, и не хотелось. Несмотря на то, что не все складывалось гладко. Были более удачные периоды, менее удачные. А иногда такое было, что стыдно вспоминать – полный провал. Но на ошибках мы учились и шли дальше. Зато теперь я могу гордиться своим театром – настоящий храм искусства, любимый горожанами. И главная заслуга в этом нашего нынешнего директора народного артиста Украины Н.С. Берсона, всего коллектива. Мой маленький вклад, надеюсь, в этом тоже есть.
РОЖДЕННЫЙ
АРТИСТОМ
Если спросить Олега Игнатьева, когда он стал актером, он ответит, что был им всегда.
– Не понимаю, за что тебе в школе ставят «четверки» и «пятерки»? – иногда удивлялась мама. – Может, за то, что ты все время танцуешь и прыгаешь на сцене?
Просто у Олега Игнатьева была хорошая память, потому в школе учился легко, без напряга. Да как-то особо и не запомнился процесс учебы. Зато запомнилось, что все свободное время он пропадал в детской самодеятельности – во Дворце пионеров, Доме культуры завода им. 61-го коммунара, Доме культуры строителей. Драматические, кружки юного чтеца, народный театр под руководством Н.Троянова. Да где его только не было? Не пропускал ни одной репетиции, завоевывал лучшие призы на фестивалях, смотрах художественной самодеятельности. И как только все успевал? А хорошая память пригодилась ему не только в школе, но и в театре – Игнатьев быстро и легко запоминал целые спектакли и мог заменить, в случае

С Николаем Берсоном

чего, любого актера. Потому что он родился артистом – и с этим фактом не поспоришь. Он вспоминает, что в детстве тяготел к драме и трагедии, на сцене играл только главные роли, и только героического плана!. И искренне не понимал, почему люди смеются – он же так серьезно играет Гамлета или, к примеру, Ромео? И чем больше он старался выжать из публики слезу, хмурил брови, понижал голос, добавлял эмоций, – тем чаще слышал в зале подленький смешок. И уже потом, в театральном институте, куда успешно поступил, выдержав огромный конкурс, он понял, что все время пытался влезть в чужую «шкуру». Не его это амплуа! Скорее, ему больше подходили роли острохарактерного плана и особенно – комедийного.
В институте учился у замечательных педагогов. Это были ученики знаменитых мастеров театрального искусства, таких как Хохлов, Немирович-Данченко и др. – настоящая профессиональная школа. Педагоги очень скрупулезно подходили к каждому студенту, изучали его способности, давали уроки мастерства. С Игнатьевым было определено все еще на втором курсе.
– Я читал серьезные вещи, – вспоминает Олег Григорьевич, – например, отрывок из повести «Мати» А. Довженко. Мне нравилось, что это трогало публику, люди плакали. И я выжимал из себя все, чтобы это произвело на других впечатление. Но однажды мой педагог (учился у заслуженного деятеля искусств Украины М.М. Карасева) спрашивает: «А у тебя есть что-то смешное?». «Есть, – говорю. – Правда, это женский монолог – мамаши из «Шельменко-денщика». Буквально с первых фраз, прочитанных мною, преподаватели начали хохотать. «Вот это совсем другое дело!» – сделал заключение педагог. И с тех пор меня стали развивать в этом направлении. Для меня это было открытие и полный переворот в сознании: так вот кто я такой! Закончил институт как острохарактерный герой – дипломной работой был Дулитл в «Пигмалионе». А еще я играл Довгоносика в спектакле «В степах України» Корнейчука.
Уже с годами, по мере накопления жизненного опыта, Олег Григорьевич все больше стал понимать: в театре зрители должны смеяться, отдыхать душой, а слез и в жизни у каждого хватает.
В Николаевском украинском муздрамтеатре, куда Олег Игнатьев приехал после окончания института, началась совсем другая жизнь. Молодому актеру доставались самые разнообразные роли – принцы, возвышенные романтические герои, влюбленные юноши. Но ничего особо выдающегося из этого не получалось. Иногда он даже злился:
– И за что меня только взяли в театральный институт? Ни кожи, ни рожи. В актерской среде такие красавцы ходят – высокие, статные, да еще с усами! Ахнешь. Выйдет такой на сцену, ему и говорить ничего не надо – зрители уже у его ног. Особенно женская половина.
Но Олегу Игнатьеву не нужны ни усы, ни высокая статная фигура. Красавцев-то много, а он один-единственный такой – неповторимый. Потому что, как мало кто, умеет владеть залом, повелевать, буквально завораживать. Как незаурядный актер – заставляет своих зрителей плакать, смеяться, думать, а иногда даже переосмысливать жизнь. Он отдается зрителям сполна, ведет с ними откровенный диалог.
После долгих поисков Олег Игнатьев опять пришел к своему острохарактерному герою. Это были годы творческого поиска, проб, ошибок. И не только. В начале актерской деятельности он успел отслужить в армии, закончить режиссерский факультет того же Киевского института театрального искусства без отрыва от основной деятельности и опять начать совершенно новую жизнь в своем родном театре в роли режиссера. И не все складывалось гладко.
ЗАКРЫТЬ!
ПРЕКРАТИТЬ!
НЕ ПУСКАТЬ!
Было, что спектакли даже закрывали. Но не по причине низкой художественности, а по идейным соображениям всевидящего «партийного ока», которое в прежние времена и «на пустом месте» могло усмотреть несоответствие советским идеалам.
Первый спектакль, который поставил О. Игнатьев в качестве режиссера, – «Сладка ягода» по рассказу В. Шукшина «Живет такой парень». Казалось бы, материал замечательный, актеры подобраны удачные, музыка, костюмы – все удалось, но… Худсовет постановку запретил (была такая инстанция в советские времена, где главное мнение принадлежало ответственным партийным работникам, курирующим искусство, и от которой зависела судьба каждого спектакля). Так вот, спектакль сочли малоидейным и каким-то там еще не таким. Директором театра на то время был фронтовик, инвалид войны В.И. Кириллов, волевой и резкий человек, На столе у него всегда лежала кипа папок, припорошенных пылью, которые он никогда не открывал. Не очень-то разбирался в искусстве, но зато в театр был влюблен по самую макушку. Услышав мнение худсовета, директор хлопнул папкой по столу, так, что пыль поднялась столбом, и решительно заявил: «А я сказав, що вистава буде!». И премьера состоялась. Посмотреть «Сладку ягоду» тогда пришел первый секретарь обкома партии В.А. Васляев (кстати, он с большим уважением относился к культуре и искусству). «Какая замечательная постановка, – похвалил он. – И идея хорошая!». Очень забавно было смотреть на его партийных подчиненных, которые накануне перестраховались и пытались этот спектакль закрыть, а теперь полезли за кулисы с похвалой.
Еще один из первых спектаклей в постановке О.Г. Игнатьева по пьесе выдающегося бразильского драматурга Фигейреду «Дон Жуан» был закрыт художественным советом. Усмотрели в нем крамолу – «много эротического». Хотя ничего подобного там не было, кроме названия. Кто-то донес об этом партийному начальству, и группа важных работников, ответственная за мораль советских граждан, пришла запретить спектакль. А перед входом в театр уже собралась толпа зрителей на премьеру. Шум, возмущение, возврат билетов, пока разобрались, что к чему. Выяснилось, что герой в этом спектакле вовсе не развратный маньяк, а просто искал настоящие чувства.
Такая была первая практика в качестве режиссера-постановщика. Но оба спектакля Олега Игнатьева потом успешно шли на сцене, и публика принимала их замечательно. Зато молодой режиссер теперь мог бравировать: «Мои спектакли закрывали…». И в этом усматривался в те времена своеобразный бунт творческой личности против системы грубого партийного вмешательства в искусство, которое априори не выносит никакого давления. Кроме этих, на сцене появились такие постановки молодого режиссера, как «Кармалюк» М. Зарудного, «Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида и др. Каждый спектакль – это школа жизни и еще один шаг к самосовершенствованию. За годы неутомимого труда О. Игнатьеву удалось глубже раскрыть музыкальный потенциал труппы, освоить большие театральные формы и драматургию интеллектуальной драмы. В репертуаре появились такие спектакли, как «Оргия» Л. Украинки, «Пенелопа» О. Журбина. Режиссер испытал себя почти во всех жанрах и стилях. Среди лучших постановок последних лет – «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Енеїда» И. Котляревского, «Чудова потвора» – «Езоп» по Г. Фигейреду, «Франческа да Римини» М. Сытника, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Нелегалка» А. Крыма, «Наречена для батька» Д. Клдиашвили и др. Много внимания главный режиссер уделяет зрелищному театру. Опираясь на украинские культурные традиции, Игнатьев посвятил целую серию постановок выдающимся деятелям: Тарасу Шевченко («Сію слово», и «Тарасові весни»); Лесе Украинке («Contra spem spero»); Ивану Франко («Якби ти знав, як много важить слово»); «Україна – ти пісня солов’їна» по сценарию, написанному совместно с Н. Берсоном, и др. А его новогодние шоу и музыкально-театрализованные представления всегда создают в зрительном зале особую праздничную обстановку.
АХ, НАДЯ,
НАДЕНЬКА…
Кроме театра, у Олега Игнатьева есть еще одно сокровенное – семья. С Надей Олег Игнатьев познакомился еще в детстве, во Дворце пионеров. И даже фотография чудом сохранилась – они вдвоем играют в одном спектакле (она, героиня, – на целую голову выше его). Но это поправимо. Он уехал в театральный институт, вырос, возмужал, подтянулся. Когда приехал в Николаев, Надя уже работала в театре. Здесь и поженились. Это была творческая семья. Надежда Игнатьева – заслуженная артистка Украины, очень яркая актриса. Когда она выходила на сцену, то с первой реплики обращала весь зал на себя. В театре они не любили играть вдвоем в одном спектакле, слишком оба эмоциональные. А вот дома иногда устраивали целые баталии – каждый отстаивал бурно свое мнение, и это были настоящие спектакли. Но только в творчестве. В жизни они очень дорожили и любили друг друга. Может, потому, видя, сколько энергии отбирает актерская профессия у родителей, их единственный сын Егор не стал артистом. Он стал врачом-травматологом – лечит тело. Родители у него – для души. Теперь Олег Григорьевич присматривается к 5-летнему внуку Жене: может, вывести его на сцену, попробовать? А вдруг у него прорежется талант актера?
…К сожалению, однажды Надя серьезно заболела. Потом ее не стало – лучшего друга, коллеги, жены. Ах, Надя, Наденька… Смерть как будто вырвала у него кусок сердца. Но не согнула. Потому что у него есть еще театр, который лечит. И есть особая миссия.
– Главное призвание театра – каждый день доказывать человеку, что он – Человек! – говорит Олег Игнатьев. – Что у него есть совесть, стыд, честь. Именно этим человек и отличается от братьев наших меньших. Именно в этом главный смысл актерской профессии. И если мне удалось хоть на какую-то долю сделать своего зрителя духовно богаче, значит, не зря я посвятил театру свою жизнь.
…Но вот все – занавес закрыт, спектакль окончен, зал взрывается бурными аплодисментами, получив очередной заряд бодрости и энергии. А он, казалось бы, как выжатый лимон – отдал все свои силы до последней капли. Но нет, это мышцы и косточки устали, а душа снова ликует и поет: спектакль удался, а это значит, жизнь продолжается. И на завтра рождаются новые идеи, начинается работа над их воплощением в жизнь. Поиск подходящего материала, осмысление, репетиции, шлифовка каждой реплики, бурное обсуждение. В общем, полное погружение в разноликий, трудный, сладкий театральный мир. Время в театре – имеет свое течение: от премьеры – к премьере. Оглянешься: как? Только видел, что снег сошел, а уже акация цветет, заполняя своим ароматом дома и улицы родного города. Надо же, не заметил…
Екатерина Наточа.
21 мая главному режисеру Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии заслуженному деятелю искусств Украины Олегу Игнатьеву исполняется 70 лет. Редакция «ВН» искренне поздравляет его с юбилеем и желает крепкого здоровья и творческих успехов.