Объездная железная и автодорога вокруг Корабельного района – путь развития портов и предприятий корабельного края

Я прожил долгую интересную жизнь профессионального строителя многих промышленных гигантов СССР и объектов, построенных в Корабельном и Витовском районах в 70-90-е годы. Всем стройкам тогда предшествовали множественные экспертизы, исследования, анализы, измерения и прогнозы. По роду моей работы, связанной со строительством НГЗ, мне пришлось построить Днепро-Бугский морской порт, участвовать в разработке ТЭО по строительству 31 причала на защитной косе в акватории порта пл. 90 га. Непосредственный участник разработки ТЭО и согласовании заинтересованными инспекциями рейдового причала глубиной 15-17 м для распаузки многотоннажных судов с бокситами, так называемая «Банка Трутаева» в районе г. Очакова.

Эти мероприятия обеспечили большую экономию, т.к. ранее эти работы производились в порту «Усть-Дунайск». Первая распаузка судов с бокситами была произведена под руководством В.Н.Капацины. Моё рацпредложение было отмечено вознаграждением. Позже участвовал в рассмотрении привязки порта «Галициново» в районе Ожарского маяка по добыче песка земснарядами. В 90-е годы территории Ожарского маяка и НГЗ привлекали многих инвесторов по отгрузке угля, сжиженного газа, торфа из Белоруссии и т.д. Так что Корабельный и окрестности Витовщины и надвигающийся транспортный коллапс я органично чувствую и понимаю. Имея такой потенциал, не могу оставаться в стороне, не могу быть безразличным и хочу донести общественности и руководству Корабельного района и города Николаева своё виденье разрешения проблемы выноса железной и автодороги за пределы населённого пункта, что автоматически решит вопрос запуска долгожданного жителями троллейбуса.
Немного предыстории вопроса. 1976 год – второй год строительства Николаевского глиноземного завода. Не было ясности по оборудованию и технологиям производства будущей продукции (глинозёма). Вносятся большие коррективы в очередность строительства объектов завода. Подписывается договор на поставки французского оборудования До этого строились только вспомогательные объекты: Днепро-Бугский морской порт с перевалкой импортного боксита 5,5 млн. тонн в год, водовод Днепр-Николаев протяженностью 72 км для обеспечения жителей г. Николаева питьевой водой мощностью 200 тыс. м3. Параллельно со строительством этих объектов решается вопрос подъездной железной и автомобильной дороги.
Для грузооборота 2,5 млн. тонн грузов на НГЗ управление Одесской железной дороги ставит условия заводу: выполнить реконструкции ближних, уже существующих железнодорожных станций с разработкой сметно-технической документации, финансированием и строительством. Так, были реконструированы станции Котлярево и Прибугская (построено трое путей), при морпорте на ст. Жовтневая уложено две нитки путей протяжностью 1,7 км и строительство ст. Заводская в районе НГЗ. Не отстаёт и строительство объектов соцкультбыта. Строятся школы №48, 54, 4 детских садика, сеть магазинов, гостиница, плавательный бассейн, жильё. Завод финансирует строительство 5-этажного лечебного корпуса Жовтневой ЦРБ, реконструкцию городских очистных сооружений, строительство объездной автодороги от остановки Жукова до хлебозавода. Выделяется 50 млн. рублей для расширения и реконструкции предприятий по выпуску железобетонных и металлоконструкций.
1977 год. Молодой Корабельный район пестрит новостройками и наращивает количество населения. Всплывают проблемы перевозки, как жителей в центр города, так и рабочих на НГЗ. Мне пришлось участвовать в совещании у председателя горисполкома Канаева Ивана Максимовича, где принимается решение строить троллейбусную линию между заводами «Заря» и НГЗ. Разработка сметно-технической документации и строительство линии возлагается на НГЗ, как заказчика. При проектировании маршрута на отрезке з-д «Заря» – ост. Жукова вопросов не возникало. А вот между остановками Жукова и Торговой подъём, где перепад составил 42 метра, да ещё кривизна возле Богоявленского парка. Принимается решение – возведение моста через парк. Для устранения второго узла проблем, связанного с железнодорожным переездом возле рынка, было предложено три варианта: строительство тоннеля под железной дорогой; строительство моста над ней (для обоих вариантов препятствие составляли здания музыкальной школы и бывшей стоматологии, санстанции, их было необходимо снести); вынос ж/д путей за пределы Балабановки, что требовало на некоторое время для переврезки путей приостановления потока грузов на з-д «Океан» и порт» Октябрьский» (ныне «Ольвия»). Все три варианта не были согласованы, и вопрос троллейбуса в Корабельный район был снят с повестки дня, периодически всплывая в популистских предвыборных обещаниях некоторых кандидатов в мэры.
В 2009 году Владимир Дмитриевич Чайка с областной администрацией, привлекая специалистов, среди которых был и я, рассматривали возможности строительства и вывода автодороги «Ника-Тера» – на трассу Никалаев-Херсон в район посёлка Шевченково. В дальнейшем этот вариант для реализации не поднимался из-за финансовых трудностей, землеотвода и пересечения с существующей ж/д Николаев–Херсон.
Прошли десятилетия, уже наступили 20-е годы 21 столетия, а проблемы не то чтобы решились, а выросли в разы. Грузоперевозки по существующим авто- и железным дорогам выросли почти в три раза. Разрушаются проспекты и улицы, страдают от шума грузовых составов поездов жители, простаивают на ж/д переезде и подвергают свои жизни опасности в непосредственной близости от своих жилищ.
Моё виденье и предложение заключается в следующем: Объездную железную дорогу вынести в район Ожарский маяк – НГЗ. Автомобильную дорогу для грузового транспорта вывести с территории морского порта «Ольвия» на автодорогу с песчаного карьера в Галициновке (предусмотрев при этом районе обустройство площадки для отстоя большегрузных авто), далее выход на трассу Корабельный район – с. Прибугское с выходом на уже существующие просёлочные дороги до посёлка Луч или Посад-Покровское на трассу Николаев-Херсон.
Преимущества данного предложения следующие: улучшение транспортной структуры сельських ОТГ Витовского района, отсутствие рисков и тяжб по отводу земель, отсутствие пересечения с железной дорогой. А главное преимущество – возможность реализации права жителей Корабельного района на безопасную и комфортную среду обитания.
А.В.Андрейченко,
ветеран труда, главный инженер, начальник по капитальному строительству НГЗ (1975-1987 гг.), краевед, общественный активист, награждён почётным знаком «За заслуги перед
г. Николаевом».