О людях, созидавших будущее

5 июля отметил 80-летний юбилей один из лучших представителей научной элиты нашего города Вадим Евгеньевич Микитюк. Его путь в науку начался в 1962 году, когда он, выпускник НКИ, получивший специальность инженера-механика, пришел работать конструктором в престижное и широко известное в стране ЦКБ «Черноморсудопроект».

А в 1974-м произошла его судьбоносная встреча с Юрием Семеновичем Крючковым: грамотный и очень способный конструктор привлек внимание профессора, который стал научным руководителем у Вадима во время его учебы в аспирантуре. «Ученик научной школы Ю.С. Крючкова» — ученых с этим статусом особенно уважали и ценили в научной среде кораблестроителей.
В НКИ Вадим Микитюк начал работать с 1979 года, и это означает: почти 40 лет отдано машиностроительной науке и преподавательской деятельности. После защиты диссертации получил степень кандидата технических наук и звание доцента, преподавал на кафедре динамики и прочности судовых машин (в настоящее время — кафедра механики и конструирования машин). И выходит так, что продолжил Вадим Микитюк семейную династию: его отец Евгений Пантелеймонович сначала возглавлял в Николаеве крупное конструкторское бюро, из которого вышли известные конструкторы-машиностроители, а затем был деканом вечернего отделения НКИ.
Работая рядом с Крючковым, Вадим Евгеньевич увлекся судовыми ветроэнергетическими установками. Он стал автором более 60 статей, повествующих о применении различных конструкций ветроустановок для судов-ветроходов, получил 24 авторских свидетельства на изобретения; имеет на своем счету более 120 научно-технических и учебно-методических разработок.

***

Работа над созданием судов-ветроходов составила большую, интересную часть его жизни. Об том повествует уникальная книга «Ветроходы атомного века», которая увидела свет в 2015 году. Авторы: Ю.С. Крючков, В.Е. Микитюк, В.С. Подгуренко, В.В. Торубара… образно говоря – профессор Крючков и его ученики. История книги уходит корнями в 70-е годы XX столетия, когда ученые Николаевского кораблестроительного института увлеклись разработкой судов-ветроходов. Материалы, которые накапливались не один десяток лет, «собрались» в книгу только в XXI веке. Вот из нее отрывок.
«Более 20 лет назад институт приобрел сейнер (старый, списанный) примерно 100 тонн водоизмещением, чтобы сделать из него научно-исследовательское судно НКИ. Это была идея ректора М.Н. Александрова. Однажды на совете, призывая всех принять участие в насыщении этого судна, получившего название «Дельта», ректор обронил, что «неплохо бы и Юрию Семеновичу поставить не неё свои паруса»… Нам выделили немного денег, и началось проектирование и изготовление двух мачт с парусами.
Проект выполнил В.Е. Микитюк… Всю механическую часть и электрооборудование собирал и доводил Микитюк своими руками… мачты были собраны и испытаны у стен нашей лаборатории. Потом началась эпопея по дооборудованию и переоборудованию «Дельты», которую для этого поставили у стенки судостроительного завода имени 61 коммунара…
В сентябре 1990 года научно-исследовательское судно «Дельта» вышло в первое плавание… побывало в Болгарии, Турции, Греции и Италии, но… только после возвращения в Николаев В.Е. Микитюку удалось испытать судно под парусами и при совместной работе парусов и двигателя.
Эффект был очень хороший: на попутных курсах (от полветра до бакштага) судно прилично прибавляло в скорости. Если пересчитать это на постоянную рейсовую скорость, то снижение мощности двигателя (за счет добавочной работы парусов) приводило к экономии топлива от 10 до 40 процентов в зависимости от курса и силы ветра. Это было хорошим доказательством верности идеи возрождения судов-ветроходов, на восприятие которой в отечестве мы потратили 20 лет жизни в самые зрелые творческие годы».

***

Помимо разработки, изготовления, монтажа вспомогательных ветросиловых установок для НИС НКИ «Дельта», Вадим Микитюк в 1980-90-х годах участвовал в реализации множества других интересных проектов: в создании экспериментальной модели валопровода с имитацией ГУП (главный упорный подшипник); модели наземного ветрохода; моделей нескольких типов жестких парусов и ротора Флеттнера; ветродвигателя для глубинного насоса; модели сухогруза «река-море» с вспомогательными ветросиловыми установками.
Удивительно, но на просторах Интернета сегодня удалось найти номер журнала «Вокруг света» за 1987 год (№6), где в статье под названием «ЛИСЭД выходит в море» рассказывается о работе лаборатории Крючкова. Чтобы написать статью, в Николаев специально приехал столичный журналист! Фрагмент из этой статьи, который очень хорошо передает «рабочую атмосферу» лаборатории, мы предлагаем нашим читателям.
«Мой приезд в город Николаев тоже был связан с парусом, но только не с тем, привычным нам с детства, который всегда ассоциировался с лермонтовским парусом, а с другим — парусом будущего. Им занимается в Николаевском кораблестроительном институте группа ЛИСЭД — лаборатория исследований судов с экологически чистыми двигателями.
Лаборатория располагалась в небольшом скромном одноэтажном домике позади учебного корпуса института. Столы, стеллажи завалены чертежами и эскизами, моделями судов, кусками пенопласта, жести, фанеры — в общем, все здесь будоражило воображение, уносило в открытое море… У стен — небольшие станки. Тут же рядом — стенды для испытания моделей.
Руководитель ЛИСЭД, доктор технических наук, профессор Юрий Семенович Крючков с мягкой располагающей улыбкой, познакомил меня со своими коллегами. Их было четверо: Вадим Евгеньевич Микитюк, Евгений Викторович Знаменский, Владимир Николаевич Щередин. И совсем молоденький светловолосый юноша. Его — еще студента — все звали Димой. Так он мне и представился.
После знакомства Знаменский показал мне несколько больших эскизов разных типов судов. Здесь были современные сухогрузы, танкеры, пассажирские суда. Но странно, все они несли на своих мачтах необычные паруса. На одном судне это были как бы широкие самолетные крылья, на другом — паруса-жалюзи, похожие на металлические шторы; на третьих — они были ромбовидные, на четвертых — напоминали крылья бабочки, на пятых — сплюснутые трубы…
Особенно долго я разглядывал эскиз сухогруза.
— Мечты далекого будущего? — невольно спросил я.
— Мечты, говорите?! — неожиданно улыбнулся Знаменский.- Нет, это уже не мечты… Вот разработан проект такого судна и даже изготовлена его модель. Вадим Евгеньевич и Дима как раз занимаются отправкой ее на ВДНХ»…
Кстати о ВДНХ: за свои разработки николаевские ученые в середине 80-х были удостоены дипломов ВДНХ СССР, ВДНХ Украины (бронзовая медаль) и Лейпцигской ярмарки. В общем активе ЛИСЭД оказалось авторских свидетельств больше, чем у всех занимающихся парусной тематикой изобретателей СССР вместе взятых!

***

Разумное человечество всегда размышляло над тем, как создать корабль, который ел бы меньше топлива, быстрее двигался, минимально загрязнял воздух и просторы океана. Лаборатория НКИ ЛИСЭД внесла большой вклад в разработку таких кораблей. К сожалению, в нашей стране ее наработки были реализованы только частично: по проектам «научной команды Крючкова» было построено научно-исследовательский тримаран «Таис-3», дооборудовано жесткими парусами научно-исследовательское судно «Дельта», разработаны проекты дооборудования судна «река-море» «Саатлы» и круизно-парусно-моторного катамарана «СИМ-Нико».

***

…Их заслуга в том, что они были в числе первых. И сегодня по стопам «пионеров» идут современные ученые: за рубежом разработан EnergySail (энергетический парус) — автоматизированный жесткий парус, позволяющий судам использовать энергию ветра для снижения расхода топлива и снижения выбросов (выхлопов) судна. Этот парус планируют оснастить гибкими солнечными панелями, с помощью которых можно будет заряжать аккумуляторы и питать судовую энергетическую систему.

Наталья Христова.