Новеллы о любви Ильи Старикова. Новое дыхание старого жанра

9:55

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

новеллы

Я держу в руках новую книгу николаевского писателя, педагога, доктора педагогических наук, профессора факультета психологии Ильи Моисеевича Старикова. Автор назвал ее до невероятности просто – «О любви». Историко-психологические новеллы Старикова – это новая разновидность жанра новеллы. В XXI веке сделать открытие на литературном поприще – событие неординарное. Безусловно, создать подобный жанр, представляющий собой «синтез» короткой художественной прозы и психоаналитических оценок поступков персонажей, мог только человек, интеллект которого счастливо объединил несколько факторов: литературный дар, практический опыт ученого-психолога, обширные знания, жизненную мудрость.Илья Стариков

«Новое дыхание старого жанра» – так оценивает произведения своего коллеги николаевский филолог, литературовед, писатель Леонид Шкаруба. А вот как о них говорит сам автор: «Историко-психологическая новелла – это особый жанр прозы… героем является не вымышленный персонаж, а конкретное лицо, довольно известное в литературе, науке или в других сферах общественной деятельности. Но основное внимание читателя сосредотачивается не на исторической новизне материала, а на передаче психологических переживаний участников новеллы. Моя задача – как можно точнее реконструировать психологические тонкости чувств, эмоций и характеров действующих лиц».
Всё в нашем мире зиждется на любви: создание стихов и симфоний, научные открытия и героические подвиги, покорение вершин и возведение храмов… И потому во главу своих литературно-психологических «наблюдений» автор поставил величайшее из человеческих чувств – любовь. Несмотря на то, что героями его новелл являются порой очень известные люди, любовные истории которых неплохо знакомы читателям (по крайней мере, старшему поколению), – всё-таки в книге Старикова мы прочитываем эти истории любви по-новому.новеллы
Живые картинки, жизненные зарисовки, диалоги героев, тайные переживания персонажей,.. Что кроется за теми или иными словами, мыслями, поступками – помогает понять ученый-психолог. А писатель-новеллист излагает всё это с большим мастерством, предъявляя читателю хорошую литературу и пробуждая в нем стойкий интерес к тексту.
Главная мысль новеллы зачастую определена и уже заложена в самом ее названии – очень точном, метком: «Подъемы и падения Магды Геббельс», «Горькая слава Анны Ахматовой», «Женский сумбур Фаины Раневской», «Грех и благодать Эрнеста Хемингуэя», «Мятежные дни Леси Украинки», «Сто часов счастья Вероники Тушновой»…
Сорок три новеллы повествуют о любви. Иногда – о единственной и вечной… как это было в судьбе Шопена. Иногда – о мимолетной встрече, запомнившейся на всю жизнь, которая случилась в жизни николаевского художника Владимира Зебека. Вереницы мужчин в биографиях двух кинодив – Мэрилин Монро и Людмилы Гурченко – это отчаянные поиски настоящей любви.
Какая галерея образов открывается в новой книге! Зигмунд Фрейд, Федор Михайлович Достоевский, Иван Бунин и Антон Чехов, Исаак Бабель, Антуан Сент-Экзюпери, Джек Лондон, Айзек Азимов…
Не только психология, но и литература – как вид искусства – «звучит» на каждой странице книги. В новелле «Жизнь и песни Михаила Танича» автор дает потрясающее описание лесоповала.
«Бригада быстро снесла хоровод елок вокруг великана-кедра. Свалились последние деревья, и отчетливо проступило величие векового кедра в центре участка. В хмуром одиночестве гигант наблюдал за тем, что происходило вокруг. Его мощный ствол стали крушить сразу двумя пилами. Из глубоких надрезов прозрачной слезой просочился пахучий сок. Но дерево даже не пошатнулось. Вокруг нижних веток кедра на ствол набросили удавку каната, чтобы завалить упрямца в нужную сторону… Начали делать надрезы на встречной стороне ствола. Кедр вздрогнул и рухнул молчаливо, без скрипа… Там от неожиданной пустоты поляны его (Михаила Танича – прим. авт.) и пронзило острое чувство утраты. Словно не только уголок тайги, но и он сам потерял что-то важное»…
Есть в книге несколько новелл, посвященных николаевцам. Корабел Леонид Плясков. Поэт Яков Тублин. Инженер Владимир Рюмин. Художник Владимир Зебек. Благодаря текстам, перед нами открывается внутренний мир наших земляков.
Это уже не первая книга историко-психологических новелл Ильи Старикова. В 2010 году были написаны «Таинства истории», в 2013-м – «Птахи злітаються на свято», затем «Таинства судеб и личностей» (2014), «Еврейские судьбы» (2018).
А началось рождение нового жанра много лет назад. Илья Моисеевич – автор более 20 учебных пособий и монографий по профессиональной педагогике и психологии и более 500 публикаций по актуальной социально-психологической проблематике. Его книга «Психология взаимопонимания в конкретных ситуациях» оказалась настолько популярной и востребованной, что выдержала пять изданий!
Психология «конкретных ситуаций» чрезвычайно интересна человечеству – в особенности ситуаций, в которых оказывались известные исторические персонажи. Новеллы Ильи Старикова публиковались в разных журналах и интернет-изданиях не только в Украине, но и в Нью-Йорке, Польше, Канаде, Израиле, России, Беларуси.
Новая книга увидела свет в издательстве «Илион». Иллюстрировала ее молодой николаевский художник Александра Кручинина.
Наталья Христова.

новеллы

новеллы

новеллы