Николай Троянов и Николаевский русский театр

17:00

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

“Разбуженная совесть” В. Шаврина. Федор Галай, 1964 г.

Приближается 16 декабря – столетний юбилей Николая Алексеевича Троянова – режиссера, актёра, драматурга, педагога, общественного деятеля, заслуженного артиста Грузии, Почетного гражданина города Николаева. Городское управление по вопросам культуры и охраны культурного наследия Николаевского горсовета объявило 2021 год годом памяти Николая Троянова.

Недавно вышла из печати книга «Николай Троянов. Пересказанная жизнь». Её составитель – театровед Елена Жатько. Один из многочисленных авторов воспоминаний – актриса нашего русского театра Марина Васильева. Книга издана и теперь отправится в путешествие по всему миру: к ученикам Николая Алексеевича (Украина, Россия, Грузия, Израиль, Англия, США, ОАЭ) и его родственникам, в библиотеки, музеи Тбилисского театра им. А. Грибоедова, Малого театра и николаевского русского театра.

Предлагаем вниманию читателей «ВН» фрагмент из этого замечательного издания.

“Заговор имератрицы” А. Толстого. Генерал Алексеев, 1973 г.

Если проанализировать историю Николаевского русского театра, начиная с момента его фактического появления в 1934 году до первого десятилетия 2000-х включительно, самый унылый и затяжной в своей нестабильности период – это 60-е годы и большая часть 70-х, вплоть до 1978-го, пока кресло главного режиссера не занял Геннадий Пименов. До его прихода мощные попытки поднять творчество на высокий уровень совершались не единожды и имели успех, но, как правило, были краткосрочны: и безусловно талантливые, и менее одаренные главные режиссеры по разным причинам не задерживались в николаевской драме надолго. Руководство передавалось от одного к другому, менялись направления творческих поисков, художественный уровень не мог найти своей постоянной отметки, труппа старательно приспосабливалась к каждому новому режиссеру…

Возглавивший коллектив в первой половине 1970-х признанный мэтр режиссуры Владимир Оглоблин однажды в беседе с николаевским журналистом отметил, что «труппа здесь все-таки не сложилась» – школы и актерские почерки «разношерстны»… Прав или не прав был уважаемый мастер, за которым приехали в Николаев ЕГО «звезды» – именитые артисты, не будем судить. Для нас сегодня важно другое: осознать всю сложность отношений в театральном коллективе, искавшем выход из творческого тупика почти два десятилетия. Понять, почему одна из самых выдающихся личностей театральной культуры Николаева – заслуженный артист Грузинской ССР Николай Троянов, ученик прославленных артистов Малого театра Москвы Веры Пашенной и Константина Зубова, Евдокии Турчаниновой и Николая Анненкова покинул профессиональную сцену русского театра в 1974 году ради свободного творчества в народном театре. Для актеров-аматоров он стал больше чем режиссер, учитель. Самодеятельный коллектив объединила трепетная любовь Троянова к театру как к очагу высокой духовной культуры. Николаевская русская драма «потеряла» опытнейшего мастера сцены, колоритного артиста, необыкновенно владеющего мастерством слова…

“Мария Стюарт” Ф. Шиллера. Мортимер, 60-е гг.

Перечень ролей, сыгранных Трояновым за 14 лет в русском театре Николаева, достаточно велик и вполне многообразен. Обладая благородной внешностью и внушительной фактурой, он играл, в основном, социальных героев. Впрочем, иногда попадались и роли подлецов, негодяев, моральных уродов. Многие из его персонажей – военные чины, кадровые разведчики, капитаны, бывшие фронтовики, представители милиции: майор Меткаф («Мышеловка» А. Кристи), Рихард Зорге («Пресс-атташе в Токио» М. Маклярского, К. Рапопорта), Федор Галай («Разбуженная совесть» В. Шаврина), генерал Гофман («Баллада о разведчике» Ю. Юровского), Врангель («Финал» П. Строгова), Иозеф Нунке – фон Кроне («Когда молчат пушки» Ю. Дольд-Михайлика, Г. Ткаченко) и другие.

Театровед И. Давыдова, написавшая в 90-х монографию «Театр города корабелов», отмечала, что особенными удачами стали для актера герои ищущие, откликающиеся «на требования эпохи всеми силами души»: вышеупомянутый Рихард Зорге, Балясников («Сказки старого Арбата» А. Арбузова), Агабо Богверадзе («Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани). Николаевские критики и те, кто смотрели спектакли с участием Троянова на гастролях, не скупились как на похвалы, так и на замечания (как же без них?).

“Сказки старого Арбата” А. Арбузова. Балясников, 1970 г.

Особый интерес представляет описание его работы в образе ханжи и тунеядца Долотова в спектакле «Временный жилец» по пьесе В. Полякова: автор статьи П. Куляс был явно под большим впечатлением от исполнительского мастерства актера и передал его игру в тончайших нюансах, воодушевленно и трогательно. «Н. Троянов разнообразными сценическими средствами «раздевает» своего героя. Щедро использованы жест, мимика, интонация, – пишет рецензент. – […] Это идеолог и практик тотального тунеядства: материального, морального, духовного. К тому же паразитизм Долотова – воинствующий. Н. Троянов удачно это подчеркивает, напевая куплеты тореадора. Стоит ему оказаться в комнате одному, как немедленно звучит эта мелодия, и пружинится тело Долотова. Всем своим видом он как бы говорит: эта квартира — мое поле битвы, моя арена, и я даю бой быкам. Всем своим видом он дает понять о превосходстве над противниками. И лишь где-то одной черточкой, но очень метко, Троянов «добивает» самого Долотова, приняв на мгновение петушино-наполеоновскую позу».

“Третья, патетическая” Н. Погодина. Дятлов, 1970 г.

Троянов разрабатывал свои роли очень тщательно и своих воспитанников учил тому же. А еще вселял в них искреннюю веру в то, что театр – это храм, уважение к сцене и актерскому труду. В Николаевском театре ему довелось играть с любимцами местной публики, величинами в театральной биографии города: народными артистами УССР В. Высоковым и Б. Сабуровым, заслуженными артистами УССР П. Ивановым, И. Ротновым, Р. Подьяковой, А. Квасенко, К. Милич, заслуженным артистом Северо-Осетинской АССР Д. Гуторовым, артистами Р. Гинетом, А. Кучинским, А. Жабиным.

Он стал частью плеяды этих одаренных, сильных и творчески очень мотивированных людей, боровшихся за славное имя театра в непростые годы застоя. Но личность Троянова имела не только актерский — многогранный потенциал, который призывал к переходу на новый уровень самореализации: драматургический, режиссерский, педагогический. В театре была поставлена пьеса Троянова «Гнев» об Алексее Гмыреве. Автор выступил также режиссером (постановщик – А. Литко), сыграл одну из ролей. Это был 1971 год. И это была «первая ласточка», возвещавшая о скором уходе на вольные творческие просторы удивительного художника сцены, которому предстояло еще многое сделать для культуры города, но – не в русском театре…

Марина Васильева.