Николаевские заводские жетоны-пропуски. Новые страницы

16:11

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Многие годы одной из тем моих исследований была история появления жетонов-пропусков на николаевских предприятиях в конце XIX – начале ХХ веков. Коллекционеров особенно радует разнообразие жетонов, действовавших в тот период для входа на территории судостроительных заводов
нашего города.
Этим жетонам я посвятил около десятка статей, в том числе опубликованных в газете «Вечерний Николаев»: «Ваш пропуск» (11 ноября 2014 года), «Интересная история заводского жетона» (9 июня 2018 года), а также очерк «Жетоны-пропуски николаевских судостроительных заводов XIX – середины ХХ вв.», размещенный в моей монографии «Знаки как символы эпохи». О знаках, жетонах и медалях, связанных с историей Николаева» (2014).
Практически во всех этих публикациях описывались разновидности жетонов, «доживших» до наших дней. В одном из очерков была предпринята попытка реконструировать механизм использования этих жетонов на практике. Почему реконструкция? Виной всему – отсутствие нормативных, первичных документов, регламентирующих порядок введения этих жетонов в обиход на заводах. А без первоисточников невозможно ответить: когда и с какой целью были введены жетоны, какое количество их было изготовлено, правила их ношения и использования и тому подобное.
На поиск таких документов ушел не один год. Казалось, это так и останется загадкой.
Ответ пришел неожиданно. Работая в Государственном архиве Николаевской области с документами прошлого века, доктор исторических наук В.С.Ермилов нашел интересующие меня документы и любезно предоставил их координаты для дальнейшего исследования. Позже я лично прикоснулся к этим пожелтевшим от времени листам.
Для меня это была особая радость. А что еще может быть важнее для исследователя, когда ключ к разгадке интересующего тебя вопроса найден!
Вот, о чем поведали старые документы.
В циркуляре № 16 от 12 марта 1912 года заводоуправления «Руссуда» в IX пункте сказано:
«Со 2 апреля всем рабочим, кроме поденных – валовых, должны быть выданы нагрудные знаки, с которыми рабочие являются на работу в Завод и должны иметь их прикрепленными на груди во все время бытности их на Заводе.
Впущенный на Завод с нагрудным знаком рабочий должен подойти к табельной доске и снять с неё свой № и, имея его, идет в свой цех.
В цеху контрольный номер рабочий предъявляет тому старшему, с которым по указанию администрации он будет работать. После составления нужной для работы партии, эти контрольные номера сдаются цеховому табельщику. Для остающихся работать по цеху имеется особая кружка у лица, назначенного Заведующим цехом».
Позже, 29 марта 1912 года, заводоуправлением «Руссуда» выдано объявление № 18, в котором «объявляется для сведения список нумеров рабочих Русского Судостроительного Общества, порядок выдачи их, а также и пользования ими».
Пять пунктов этого объявления доходчиво поясняли весь механизм введения и «работы» нагрудных металлических знаков.
Думаю, читателям будет интересно ознакомиться с этим объявлением. Тем более, из его текста узнаем, что существовал жетон треугольной формы, о котором ранее не было известно.
«1. 31 марта всем рабочим, принятым на работы, должны быть выданы цеховыми табельщиками нагрудные металлические (медные) знаки с нумером, для ношения их на груди во все время бытности на Заводе.
2. Для учета рабочего времени вводятся контрольные нумера, которые будут находиться развешенными на табельных досках у главных ворот. Каждый рабочий, входя на Завод, как утром, так и после обеда с нагрудным знаком, обязан снять с доски свой контрольный нумер и сдать его в мастерской; подручный – своему старшему, а старшие, рабочие-одиночки на сдельных работах, а также и рабочие, работающие по цеху – цеховому табельщику.
3. Контрольные нумера, с окончанием отметки, в 1-й половине дня из цеховой конторы, передаются в проходную Старшему Отметчику не позднее 10 час. утра, а после отметки 2-й половины дня – до 4 час. дня. Эти контрольные нумера должны быть развешанными на табельных досках до 12 час. дня и до 5 1/2 часов вечера.
4. Каждому принятому рабочему выдается не позднее седьмого дня по допущении к работе нагрудный знак и в тот же день цеховым табельщиком пересылается в проходную контору, паспорт его, для передачи Приставу Завода.
5. Рабочим, остающимся на сверхурочной работе, выдаются во второй половине дня особые треугольные знаки, которые должны быть спущены после окончания сверхурочных работ в проходной конторе, при выходе с завода. По этим знакам делается отметка как продолжительности, так и действительной бытности рабочаго на сверхурочных работах».
Все жетоны-пропуски были разбиты на группы по специальности их владельцев: сборщики, прессовщики, сверлильщики и болторезы, клепальщики, кузнецы, такелажники-крановожатые и т. д. Всего жетоны предназначались для лиц 14 специальностей, включая чернорабочих и учеников. Исходя из численности работников той или иной специальности – было изготовлено нужное количество жетонов.
Так, жетоны с № 1 до № 999 предназначались для сборщиков, с № 4000 до № 4299 – для чеканщиков, с №4700 до №4999 – для маляров. Всего жетонов для всех специальностей изготовлено 6999 штук.
Отдельно жетоны изготовлялись для конкретных производственных участков, таких как: слесарно-механического цеха, строительного цеха, такелажно-дворового цеха, литейного цеха и электрической части. На каждый цех изготовлялось тоже определенное количество жетонов. Например, для литейного цеха – жетоны с №№ 7600 до 7699, то есть всего 99 штук. Жетонов для структурных подразделений изготовлено 625 экземпляров.
Исходя из этого документа, теперь неодушевленный кусочек металла может рассказать свою историю: рабочий какой профессии носил жетон на груди, или в каком цеху работал мастеровой или рабочий.
В преддверии и в период Первой мировой войны (1914-1918 гг.) на судостроительных заводах ужесточались меры пропускной системы на сам завод, в цеха, на строящиеся корабли и подводные лодки с целью избежать диверсий и шпионажа со стороны воюющих с Россией государств.
Так, 4 июня 1914 года временно исполняющий дела управляющего заводом Ф.И.Рядченко подписал объявление следующего содержания:
«Объявляется Гг. студентам-практикантам, работающим на Заводе Русского Судостроительного Общества, нижеследующия извлечения из правил внутреннего распорядка к сведению и исполнению:
§ 5. «Являясь на работу в Завод, как утром, так и после обеда, рабочие должны непременно иметь при себе нагрудный знак с номером, служащий удостоверением его личности.
Этот знак при входе в Завод рабочий должен иметь на виду и без него он в Завод не впускается.
Входить в Завод рабочие должны через те отделения Проходной Конторы, над которыми значатся их номера.
Каждый рабочий, входя в Завод для работы, снимает с доски, находящейся у турникетов, свой рабочий контрольный номер, с которым идет в цех» и т. д.
Настоящее объявление вызвано вследствие того, что некоторые Гг. студенты-практиканты снимают контрольные №№, входя в Отделение турникетов не с улицы, как это следует, а со двора, что, безусловно, недопустимо, т. к. этим нарушается установленная система правильного учета бытности работающих на Заводе.
Во избежание недоразумений Заводоуправление предлагает Гг. практикантам точно соблюдать правила внутреннего распорядка».
Документ подписал за управляющего заводом Федор Иванович Рядченко.
28 декабря 1914 года членами заводоуправления «Руссуда» было подписано объявление № 83:
«С сего числа впуск в Завод мастеровых и рабочих без ясно видных снаружи одежды знаков абсолютно воспрещен».
Видно, спохватившись, что не всегда краткость является сестрой таланта, заводоуправление 29 декабря 1914 года издает объявление № 85, в котором подробно информирует работников «Руссуда» о нижеследующим:
«По обстоятельствам военного времени сим объявляется во всеобщее сведение, что каждый мастеровой или рабочий должен иметь на верхней одежде во все время пребывания на территории Завода нагрудный знак или бляху.
При входе на спущенные корабли для производства работ, а также во время работ, особо назначенными контролерами будут задерживаться все лица, не имеющия нагрудных знаков, а также служащие, не имеющие при себе билетов из Канцелярии Заводоуправления на право входа на корабли.
При задержании в пределах Завода лица, не имеющаго законнаго пропуска, задержавшему предлагается немедленно такое лицо передавать в распоряжение Заводской Полиции.
В случае утери нагруднаго знака или билета, утерявший должен известить своего цехового табельщика или Начальника Отдела.
Если в Заводе будет обнаружено лицо с чужим нагрудным знаком или пропуском, то такое лицо задерживается и передается в распоряжение Заводской Полиции, а затем докладывается Управляющему Заводом.
Все агенты Завода, которым поручен контроль впуска, подлежат законной ответственности в случае впуска в Завод лиц, не снабженных пропуском.
Общий надзор за исполнением настоящего распоряжения возлагается на Старшего Отметчика Завода в районе турникетов и на Заведывающаго Дворовым Отделом у всех ворот и калитках Завода».
Можно сказать, период самого массового выпуска жетонов-пропусков и их введение на судостроительном заводе «Руссуд» установлен, известен их тираж, а также к какой специальности или производственному подразделению относится тот или иной жетон.
Еще одна страница неизвестного исторического прошлого заполнена. На один вопрос без ответа стало меньше. Тем и интересна исследовательская работа – находить ответы на, казалось бы, исторические «глухари» и делиться информацией с широким кругом любознательных людей.
Желаю удачи в этом увлекательном поиске всем пытливым и неугомонным.
Евгений Горбуров,
кандидат исторических
наук, доцент ННУ
имени В.А. Сухомлинского.
На фото: жетоны-пропуски для работников николаевских судостроительных заводов.
Из частных коллекций.