Не остывшая от зноя ночь июльская блистала… Второй летний месяц в Николаевской истории

12:27

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

В июле нет необходимости смотреть утром на градусник, чтобы понять, сколько градусов за окном. Степная июльская жара прокрадывается в жилые дома и офисы через открытые окна, просачивается сквозь стены и крыши и повисает в воздухе над городом. Коты и собаки находят приют в тени деревьев, кустов и автомобилей, а горожане спасаются от жары мыслью о том, что скоро отпуск. И лишь когда садится солнце, город снова оживает, и по улицам, освещённым разгоряченными за день фонарями, носится июльский ветер – «степной нечесаный растрёпа, пропахший липой и травой, ботвой и запахом укропа». Каким же был этот знойный месяц в истории Николаева?

Именно в один из солнечных июльских дней князь Григорий Потёмкин основал судостроительную верфь на Ингуле, которая дала начало городу Николаеву. 21 июля 1788 года в своём ордере полковнику Михаилу Фалееву Потёмкин приказал «заготовить на Ингуле эллинги для построения по апробированному рисунку двух кораблей десятипушечных». Именно эту дату многие историки считают одной из важнейших в предыстории Николаева.
11 июля 1882 года в Николаеве на Адмиральской площади, напротив мужской гимназии, был открыт Манганариевский сквер, названный в честь военного губернатора Николаева, талантливейшего гидрографа Михаила Павловича Манганари. За один год своего губернаторства Михаил Павлович основал общественную библиотеку с бесплатной читальней (ныне областная научная библиотека), открыл сквер напротив мужской гимназии и образцовый спасательный приют у реки Ингул. Кроме того, почти всё своё состояние он завещал городским благотворительным учреждениям.
18 июля 1887 года был официально открыт Очаковский канал, позволивший значительно увеличить судоходство в Днепро-Бугском лимане. Постройка в Николаеве броненосцев впервые потребовала во второй половине XIX века углубления фарватера в Бугском лимане. С тех пор проблема вывода крупных военных кораблей всегда остро стояла перед николаевскими судостроителями. Благодаря углублению Очаковского канала до 20 футов движение судоходства в Днепровско-Бугском лимане, со времени открытия в Николаеве коммерческого порта и проведения к нему железной дороги, чрезвычайно увеличилось. Также это значительно уменьшило неизбежные и убыточные перегрузки приходящих к Николаеву судов дальнего плавания.
Впервые свет электрических лампочек разлился по Соборной площади 2 июля 1902 года, когда Николаевская городская управа приняла в эксплуатацию законченное строительство электрической станции. Как предполагают историки, первые четыре фонаря осветили городскую управу Николаева. Место для строительства электростанции было выбрано вблизи Каботажной гавани, перспективного и промышленно развитого района города, в котором располагались коммерческий порт, судостроительный завод «Наваль», элеватор. В этом же году были разработаны и правила подключения общественных зданий и частного сектора к электрическому освещению. Подключение каждой лампы к общей городской сети стоило предприятиям и жителям Николаева 1-4 рубля. Плата за пользование электроэнергией производилась либо по счетчику, либо по установленным тарифам. Проверка счетчиков проводилась специальным городским управлением бесплатно раз в три месяца.
В июле в Николаеве торжественно был открыт мост, без которого теперь трудно представить наш город – Варваровский мост через Южный Буг, соединивший Варваровку и остальную часть Николаева. 18 июля 1964 года было открыто движение по мосту, а 27 августа он был сдан Государственной комиссии. До этого на этом месте более века существовал наплавной мост, ежегодно разрушаемый штормами и льдом. Впервые переправа через Южный Буг в Николаеве была построена в 1827 году. Это была паромная переправа в районе Малой Коренихи. Во время Крымской войны в 1855 г. через реку Южный Буг был построен наплавной мост, прослуживший до 1964 года.
Процесс строительства нового моста на то время был революционным. Впервые было успешно освоено изготовление цельноперевозимых железобетонных балок, с криволинейным размещением преднапряженных пучков. Впервые в практике отечественного мостостроения вибропогружением опускались наклонные сваи оболочки. Погружение свай полной длины с применением оригинального способа подмыва дало возможность вести работы без перерыва на их стыкование и удлинение в грунте, а также свести к минимуму водолазные работы.
Ещё одно важное для истории города событие состоялось в этом летнем месяце. 31 июля 1988 года яхта «Икар» Николаевского кораблестроительного института под руководством Б.С. Немирова завершила первое в СССР кругосветное плавание на яхте и возвратилась в Николаев. За 325 ходовых суток яхтсмены прошли 31 тысячу миль, посетив Канарские острова, Тасманию, обогнув мыс Горн, и зашли на остров Святой Елены.
В июле открывались различные культурно-общественные учреждения. Так, 9 июля 1976 года в Николаеве в микрорайоне Лески открылся новый кинотеатр «Искра». А 30 июля 1978 года состоялось открытие единственного в Украине музея судостроения и флота.
Современный флаг Николаева утверждён 2 июля 1999 года. Он представляет собой белое полотнище с изображением герба города и двумя голубыми волнистыми горизонтальными полосами, символизирующими две николаевские реки.
В июле родилось множество выдающихся николаевцев – это основатель научной школы отечественных ученых геологов-палеонтологов Иван Яцко, физик Грегори Брейт, учёный-математик Лилиан Розанофф Либер, живописец Жан Мирослав Песке, сценарист Александр Баранев, поэтесса, драматург и актриса Светлана Ищенко-Торнтон, доктор педагогических наук, профессор Владимир Гладышев.
В этом месяце никто не скрывается от дождя. Когда на небе сгущаются тучи, прохожие даже не ускоряют шаг. Лишь стрижи с радостным кличем пикируют вниз, а божьи коровки поспешно прячутся в цветах. Первые дождевые капли отзываются лёгким эхом на крышах домов. Раскалившаяся от зноя степная земля жадно впитывает всю воду – и скоро догадаться о том, что прошёл дождь, будет почти невозможно. Лишь по забрызганным кроссовкам прохожих, по голубям, с довольным видом уплетающим намокшую шелковицу, и, конечно же, по детям, которые, не скрывая радости, будут шлёпать по полувысохшим лужам с выражением неповторимого детского счастья на лице.

Елизавета Безушко.