Наказание за добросовестность: облэнерго с января не возвращает переплаты пенсионерам

14:35

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

Казалось бы, уж сколько было писано-переписано о ситуации вокруг перевода бытовых потребителей электроэнергии из филиалов «Николаевоблэнерго» в ООО «Николаевская энергоснабжающая компания»! С января, когда этот перевод осуществился, прошло несколько месяцев. Но ситуация в лучшую сторону так и не изменилась, по-прежнему – неразбериха, нервы, очереди, зависшие долги и т.д. и т.п.

В эту мешанину может попасть каждый. Вот, например, депутат облсовета, в недавнем прошлом глава администрации Ингульского района Светлана Гладун на своей страничке в социальной сети «Фейсбук» оставила иронично-возмущенный пост:
«Если вам необходимо решить вопрос в облэнерго, возьмите отпуск на пару дней. Оплату на месте сделать невозможно, переоформление в среднем 40 мин. на человека.
1. Дождись своей очереди.
2. Выслушай, каких документов не хватает, и сгоняй на Садовую сделай ксерокс.
3. Оформи документы.
4. Опять, куда хочешь, сгоняй заплати!!!)))
5. Вернись, отдай чек!!»
Впрочем, молодой женщине с опытом чиновничьей работы все-таки проще разобраться в такой ситуации. А как быть старикам? Вот одна из достаточно типичных историй.
Пенсионерка преклонного возраста В. (она просила не называть ее имени), в прошлом году отметившая 90-летие, до сих пор ведет активный образ жизни, полностью самостоятельна и даже – невиданное для такого возраста дело! – уже много лет пользуется Интернетом. Но есть у этой бабушки большой «недостаток»: добросовестность.
За коммунальные услуги она платит по расчетным книжкам и старается заплатить наперед: постоянно меняются тарифы, начисляются и переначисляются субсидии, а если у тебя образовался двухмесячный долг – могут субсидии лишить. Поэтому платить наперед как-то надежнее.
Так вот, когда в очередной раз пришло время менять книжку по электроэнергии, выяснилось, что переплата у нее накопилась приличная – аж 755 грн. 67 коп. по состоянию на 1 мая 2018 г. Примечательно, что до этого о столь существенной переплате ее никто не предупреждал, хотя ежемесячно она дисциплинированно передавала показания счетчика в call-центр облэнерго, и ее регулярно посещали контролеры.
В январе нынешнего года В. в очередной раз позвонила, чтобы передать показания. Ей сообщили: «У вас переплата в 612 грн.». И отправили в облэнерго разбираться, учитывая тот факт, что с января поменялся поставщик электроэнергии для бытовых потребителей.
Прежде пенсионерка меняла книжку на ул. Потемкинской, 12, но там её перенаправили по двум другим адресам – на Пограничную, 39 и Пограничную, 94.
Сначала она пошла на Пограничную, 39, где сразу с головой окунулась в атмосферу неразберихи и многочасовых очередей. Вскоре оттуда ее направили на Пограничную, 94.
Где конкретно находится этот адрес, и до какой остановки нужно ехать, бабушка не знала, а потому пошла пешком, внимательно следя за номерами домов. Нашла. Но там ее встретила очередь еще больших масштабов. До конца рабочего дня В. так и не приняли.
Пенсионерка сделала разумный вывод: новому поставщику следует платить строго по показаниям счетчика, а с переплатами старому – разберусь, когда схлынет ажиотаж.
Вторую попытку разобраться с энергетиками она предприняла в феврале. Но не тут-то было! Ее с порога встретила все та же самая железобетонная очередь, состоящая в основном из стариков и старух – с палочками, плохо слышащих и зачастую плохо понимающих, чего от них хотят операторы.
В. выдали форму заявления: «Прошу повернути переплату 612 грн. на рахунок в «Ощадбанку»…». Но беда в том, что не было у нее счета в «Ощадбанке», и вообще никаких банковских карточек не было. Пенсию она всегда получала наличными. Вдобавок к этому заявлению у нее потребовали копию паспорта, копию справки о присвоении идентификационного кода, копию справки об открытии счета в банке и акт сверки взаимных расчетов.
Тут новый «нежданчик»: даже если все оригиналы документов у тебя в наличии, копий в офисе на Пограничной тебе все равно никто не сделает – ни бесплатно, ни даже за деньги. Пришлось бродить по улице, искать ксерокс.
Наконец, В. оформила банковскую карту и со всеми копиями в третий раз пошла в пресловутую контору. И снова толпы стариков, очереди, нервы. Наконец у нашей героини – о чудо! – приняли документы.
– Сдала документы, сижу, жду, – рассказывает В. – Тишина. Звоню по всем телефонам – не дозвониться. Нахожу старую газетную статью, где вице-губернатор Валентин Гайдаржи обещает, что все переплаты вернут в течение полугода. Чего ж так долго? И ведь таких, как я, тысячи. Куда ушли наши деньги, и кто их вознамерился «крутить» в течение полугода, зарабатывая на беспомощных стариках?
В бесплодных ожиданиях прошли несколько месяцев. Не выдержав, пенсионерка даже написала заказное письмо менеджеру, на имя которого в феврале сдавала заявление. Но никто не ответил – ни устно, ни письменно. Потом по телефону с трудом удалось выяснить, что этот менеджер уже не работает на прежнем месте.
Итак, заявление было подано в феврале, пришло лето. Сколько еще ждать возврата собственных денег?
Эта история вызывает желание задать несколько вполне закономерных вопросов. Почти год облэнерго получает переплату от пенсионерки и молчит об этом. Почему? Ведь даже порядочный кассир в супермаркете всегда скажет, что вы обсчитались, и вернет вам лишние деньги. Промолчит только продавец-мошенник.
Почему облэнерго автоматически не перечислит переплаты новому поставщику электроэнергии на новые лицевые счета клиентов, ведь вся эта база данных есть? Было бы куда проще, если бы облэнерго и «Николаевская энергоснабжающая компания» разобрались друг с другом, не втягивая в этот непонятный круговорот многие тысячи потребителей. Раньше так и делали, например, передавали дом в обслуживание от одной жилищно-эксплуатационной организации другой со всеми долгами и переплатами. Почему с электроэнергией не так?
Создан искусственный ажиотаж, очереди, взбудоражены тысячи людей. А почему эту работу нельзя было провести заблаговременно, до наступления января? Почему необходимую информацию и бланки заявлений не передали с контролерами, которые регулярно ходят по домам, проверяя счетчики?
Наконец, собраны персональные данные одинокой пенсионерки, которой в нынешнем году исполнится уже 91 год. Что с ними будет? «Не оформят ли на меня липовый кредит, не перепишут ли на кого-то мою квартиру? – переживает В. – Честно, за эти месяцы утомительного ожидания я уже стала бояться звонков в дверь».
Складывается впечатление, что совсем не с того начала новая энергоснабжающая компания, что такие категории, как имидж и безукоризненная деловая репутация для нее пустой звук. В Европе, куда мы вроде бы стремимся, репутация фирмы имеет огромное значение. А еще Европа начинается с элементарной порядочности и уважения к человеку, тем более к своему клиенту, за счет которого ты кормишься. У нас же, выходит, всем на всех плевать? А ведь для пенсионерки эти 612 грн. – большие деньги, только на лекарства у нее уходит 600-700 грн. в месяц. Никто не подумал, как жить ей и тысячам таких, как она?
По факту получается, что под предлогом борьбы с монополией на рынке электроэнергии у нас попросту засунули лапу в карман к пенсионерам.
Кстати, соседка В., которой облэнерго тоже не вернуло переплату – около 300 грн. – утверждает, что ей доверительно сообщили, будто эти деньги ушли государству, и никто их уже не вернет…
Станислав Козлов.