«Мюнхенский план» — новая инициатива по достижению мира

12 шагов к миру, среди соавторов — РФ. Поинтересовались ли мнением Украины?

Украина, Мюнхен, РФ, "Мюнхенский план",план, Донбасс, война, Крым

В преддверии Мюнхенской конференции по безопасности, которая стартует сегодня в Германии, ее организаторы обнародовали новую международную инициативу по урегулированию конфликта на Донбассе. Утром в пятницу, 14 февраля, «Мюнхенский план» под названием «Двенадцать шагов к большей безопасности в Украине и евроатлантическом регионе» (Twelve Steps Toward Greater Security in Ukraine and the Euro-Atlantic Region) был опубликован на сайте 56-й Мюнхенской конференции по безопасности.

Среди его инициаторов есть и российская сторона. «НВ» рассказывает главное, что важно знать об этом плане.

Кто авторы плана и какова его цель:

Инициатива предложена Группой лидеров по вопросам евроатлантической безопасности (Euro-Atlantic Security Leadership Group). В нее входят председатели трех крупных международных организаций и форумов, а также глава Российского совета по международным делам:

  • экс-министр обороны Великобритании Дес Браун (от Европейской сети лидеров, European Leadership Network — это крупнейший общеевропейский аналитический центр по вопросам безопасности);

  • председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер;

  • экс-сенатор США Сэм Нанн и бывший министр энергетики США, американский физик-ядерщик Эрнест Мониз (от Инициативы по ядерной угрозе, Nuclear Threat Initiative);

  • бывший глава МИД РФ Игорь Иванов (от Российского совета по международным делам).

 — В преддверии Мюнхенской конференции по безопасности 2020 года Группа лидеров евроатлантической безопасности подчеркивает необходимость политического урегулирования вооруженного конфликта на украинском Донбассе, — говорится в официальной публикации плана.

Его подписали, помимо пятерки инициаторов, более 40 влиятельных специалистов в области международной безопасности — лидеры аналитических центров из Западной Европы, бывшие дипломаты и т. д.

В самом документе говорится, что политическое решение конфликта «имеет фундаментальное значение — для его прекращения; для «улучшения перспективы конструктивного украинско-российского диалога в более широком смысле, в том числе по Крыму, а также для улучшения ситуации в сфере евроатлантической безопасности».

Какие 12 шагов предлагает план:

Все шаги, предложенные в плане, разбиты на несколько тематических блоков. Мы излагаем суть каждой из 12 предложенных мер в соответствии с этими разделами.

  • Безопасность:

1. Восстановление работы Совместного центра по контролю и координации (СЦКК). Эта российско-украинская группа по контролю за соблюдением Минского протокола была создана в 2014 году, однако с самого начала РФ саботировала ее работу, а в 2017 году вышла из нее окончательно.

2. Создание переговорной группы между военными ведомствами в нормандском формате. Лидерам стран нормандской четверки предлагается дать распоряжение о том, чтобы диалог в формате четырех стран был организован и на уровне военных ведомств (military-to-military). Предполагается, что такая группа «может поддержать работу СЦКК, а также может действовать отдельно или параллельно» с усилиями по решению российско-украинского конфликта на экспертном уровне (как двустороннем, так и международном — к примеру, в рамках Совета Россия-НАТО).

3. Улучшение и расширение свободы передвижения. Предлагается увеличить количество и усилить безопасность пунктов пропуска на линии разграничения, в том числе чтобы обеспечить более эффективную работу Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ. Отдельно отмечается необходимость выполнять договоренности о режиме прекращения огня, достигнутые в Минске и на саммите нормандской четверки в Париже (2019). «Должен быть положен конец ночным обстрелам и случаям отказа в доступе участникам СММ ОБСЕ», — говорится в этом пункте.

  • Гуманитарная сфера:

4. Поиск пропавших без вести на Донбассе. На этой проблеме сделан особый акцент: установление их местонахождения «имеет решающее значение для долгосрочного урегулирования конфликта, восстановление правопорядка и обеспечения прав выживших семей», — говорится в документе. Для этого его авторы также призывают выполнить договоренности Парижского саммита и открыть доступ Красному Кресту и другим организациям на временно оккупированные территории Украины.

5. Планирование и реализация инициативы по разминированию. Этот пункт предлагает, во-первых, немедленно организовать обучающие программы среди детей и взрослых в зоне конфликта, чтобы рассказать об опасностях наземных мин и других снарядов, минимизируя риски травм и смертей. Во-вторых, властям Украины предложено разработать специальную программу и комплекс мер по разминированию Донбасса.

  • Экономическая сфера:

6. Экономическое восстановление Донбасса. Пункт базируется на идеях осеннего инвестиционного форума в Мариуполе, где Владимир Зеленский и топ-чиновники Украины озвучили инициативу об экономическом возрождении Донбасса. Мюнхенский план предлагает уже на Дельфийском экономическом форуме (пройдет в Греции 5−8 марта 2020) положить начало такой же инициативе на глобальном уровне и организовать в ее поддержку международную донорскую конференцию, «которая могла бы включать и Россию». Собранные средства могли бы оказать «решающую помощь в восстановлении критической инфраструктуры, здравоохранения и системы образования» на Донбассе.

7. Создание зоны свободной торговли. Предполагается, что для возрождения Донбасса он должен стать частью зоны свободной торговли как с ЕС (в рамках соглашения Украины с ЕС), так и с РФ. Также озвучивается идея «целенаправленных мер в поддержку экспорта» из этого региона.

8. «Дорожная карта» по антроссийским санкциям. Речь идет о том, что в случае поддержки «Мюнхенского плана» и при выполнении требований Минских соглашений РФ гипотетически может рассчитывать на «соответствующие изменения» в санкциях — т. е. их ослабление. Однако отдельно отмечено, что такие возможности следует тщательно изучить и проработать.

9. Устранение радиоактивных угроз. В документе утверждается, что на Донбассе сосредоточены более 1200 радиоактивных источников — «используемых для медицинских, промышленных или научных целей», — многие из которых уже давно исчерпали пригодный срок своей эксплуатации. Это создает чрезвычайные риски для здоровья людей, экологии и безопасности региона. Поэтому авторы документы призывают ОБСЕ, трехстороннюю контактную группу в Минске и страны нормандского формата найти решение этой проблемы: обеспечить безопасный вывоз непригодных и опасных объектов за пределы Донбасса, а также организовать строгий мониторинг оставшихся, в том числе научных и медицинских источников радиации.

  • Политическая сфера:

10. Новый диалог между евроатлантическими государствами о взаимной безопасности. Инициатор «Мюнхенского плана», Группа лидеров по вопросам евроатлантической безопасности (куда входит и российская сторона) предлагает стать площадкой для предметных и постоянных контактов глав МИД «евроатлантических государств» и их департаментов. Цель — решать основные проблемы безопасности «посредством динамического процесса, который работает непосредственно с ключевыми разногласиями». Такой диалог должен быть согласован политическими лидерами стран.

11. Поддержка и определение «областей взаимодействия» между ЕС и Россией. Речь идет о том, что в случае выполнения Минских соглашений Евросоюз готов пойти навстречу РФ в более тесном сотрудничестве в ряде сфер «взаимного интереса» — наука и исследования, трансграничное и региональное сотрудничество и т. д. «Наявные человеческие и экономические связи должны получить дальнейшее развитие», — говорится в документе.

12. Запуск «нового диалога о национальной идентичности» в Украине. Поскольку этот пункт — один из наиболее спорных и может быть истолкован по-разному, цитируем его полностью:

 — Новый инклюзивный национальный диалог во всей Украине желателен и мог бы быть запущен как можно скорее. В таком диалоге должны участвовать лидеры мнений, ведущие ученые и международно признанные эксперты. Должны быть приложены усилия для взаимодействия с видением соседей Украины, в частности Польши, Венгрии и России. Диалог должен касаться тем истории и национальной памяти, языка, идентичности и опыта меньшинств. Он должно охватывать [проблематику] терпимости и уважения к этническим и религиозным меньшинствам — как внутри страны так и в международном контексте — для расширения взаимодействия, инклюзивности и социальной сплоченности.