«Моя виставка – це моя церква». Выставка А.Антонюка

11:00

Откройте «Вечерний Николаев» в Google News и  Телеграм-канале

— Если углубиться в историю, Николаевщина – родина нескольких великих художников. С Очаковом связано имя Руфина Судковского – одного из выдающихся маринистов XIX века. XX век ознаменован фигурой народного художника СССР, блестящего графика Евгения Кибрика, который родился в Вознесенске. Наш современник Андрей Антонюк, народный художник Украины, лауреат премии им. Т.Г. Шевченко и еще десятка других премий, помимо последней трети XX века, работал еще и в XXI. Он родом из Первомайска, где прошло его детство. Вот почему эти три города – Очаков, Вознесенск, Первомайск – я называю «золотым художественным треугольником» Николаевщины…
Так начинается наша беседа с директором Николаевского областного художественного музея имени Василия Верещагина Сергеем Росляковым. Рассказывая о знаменательном событии – открытии в нашем музее постоянно действующего зала, посвященного Андрею Антонюку, – директор никак не может обойти стороной «золотой треугольник». Это гордость нашей земли, родившей гениев. И далеко не каждая область Украины может похвалиться наличием «именных» музеев.
Музей маринистической живописи имени Руфина Гаврииловича Судковского открылся в 1982 году: в нем разместилась вся коллекция художника – 24 картины, а теперь там около 600 единиц хранения – работы маринистов XIX–XX веков. «Это наша первая «жемчужина», – говорит Сергей Николаевич.
Вторая «жемчужина» – музей Евгения Адольфовича Кибрика, созданный в 1985 году. Более двух тысяч экспонатов – коллекция графики, личные вещи художника. В мемуарах Кибрика сохранились детские впечатления от картины В. Верещагина «Забытый солдат»: огромное полотно настолько поразило десятилетнего Женю, что он дал себе клятву стать художником.
С уходом в лучший мир Андрея Даниловича Антонюка (1943–2013) николаевцы и первомайцы задумались о «третьей жемчужине». Появились планы создать музей его памяти в Первомайске. Когда-нибудь он однозначно появится – об этом на презентации зала говорил глава комиссии по культуре областного совета Евгений Горбуров.
А пока реализована прекрасная идея – создание в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина постоянно действующего «именного» зала, посвященного творчеству Мастера, – нашего земляка, который первым в истории Николаевщины был удостоен звания «народный художник Украины».
– Этот зал обычно использовался как выставочный. Он достаточно просторный, там легко помещаются 60–70 картин. Сегодня мы разместили здесь более 50 работ Антонюка, – рассказал Сергей Росляков. – Экспозиция уникальна. Во-первых, здесь впервые показаны его линогравюры, созданные в начале 60-х годов прошлого века. Это иллюстрации к произведениям Тараса Шевченко и Михаила Коцюбинского. Во-вторых, мы показываем более двух десятков акварелей 70–80-х годов. Акварели очень красивые, они никогда не были на выставках, их практически никто не видел и не знает. Работы настолько высокого уровня… возьмите акварели Антонюка и поставьте рядом с Михаилом Врубелем, Ильей Репиным – они по светоносности, по многим другим параметрам не уступают великим.
Основу нынешней экспозиция составляют 14 больших полотен, хранящихся в николаевском музее, остальные работы предоставлены владельцами частных коллекций и родственниками художника. Музейная часть экспозиции будет постоянной, остальные работы попадут «под ротацию» – вернутся к владельцам, а их место займут другие. В Николаеве достаточно много картин Андрея Антонюка находится у горожан-коллекционеров, и николаевцы готовы поделиться, показав их городу.
На этой выставке – очень «разный Антонюк». Есть давно знакомый – светлый, праздничный, с его любимой краской «церулеум» – небесно-голубой кобальт. А есть – непривычный, мрачноватый… это посвящение голодомору. Вот ранние работы – «карпатский» период, время знакомства с киногруппой, снимавшей «Тени забытых предков»… Сергей Параджанов, Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова – тогда они подружились с Андреем на многие годы.
Акварели, безусловно, – это шедевры настоящей экспозиции. Рекомендуем николаевцам поторопиться, чтобы увидеть уникальные работы. Они будут находиться в зале не более полугода – так положено по законам музейного хранения, иначе краски выгорят, и бумага начнет пропадать.
Красота родной земли и ее народа, тема войны, «космический цикл»… Есть работы, датированные 1988-2012 годами… это значит – он вновь и вновь возвращался к холстам, дописывал на протяжении 30 с лишним лет.
– Сегодня мы выводим Андрея Антонюка на уровень классика, а классик должен иметь свое представительство. Теперь оно – в нашем зале, – говорит в заключение Сергей Росляков. – Сюда должны приходить дети. К сожалению, молодежь у нас сейчас «недообразованная». Каждое время рождает свои поколения, а нашей молодежи выпало жить в эпоху перехода к цифровому миру. В этот мир нужно взять с собой всё хорошее из старого.
В зале Антонюка оформлен мемориальный уголок, в котором размещены его вещи, переданные в музей сыном Данилой: палитра и краски с кистями, бандура, любимый соломенный брыль, незаконченная картина на мольберте. Уголок завершает экспозицию. А открывает ее – цитата «из Андрея Антонюка»: «Моя виставка – це моя церква, в якій мало місця для плотського. Навіть роблячи матеріальний світ, я шукаю дорогу – а що далі, там?».
Наталья Христова.
Фото Александра
Сайковского.