Легенда про туристический Николаев

В прошлом году у города Николаева как туристического бренда появился свой логотип. Его разработала студентка Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств Екатерина Билык. Однако знают ли о его существовании горожане? Видели ли какую-нибудь сувенирную продукцию с его изображением? Не видели, потому что её нет, как и нет подробно разработанных туристических маршрутов, табличек с историческим экскурсом на памятниках архитектуры и качественной видеовизитки города, рекламирующей Николаев за пределами области. На всеукраинском уровне наш город известен в основном жестокими убийствами и ужасными дорогами. Да и сами горожане скептически относятся к туристическому потенциалу города. А ведь он, безусловно, есть. Так что же, туристический Николаев — миф или реальность?

Этой весной на встречу с николаевскими студентами приехали ученики Украинской академии лидерства со всей страны. И, конечно же, студенты поспешили узнать, каково первое впечатление гостей о Николаеве. Вначале ученики поделились своими ожиданиями и опасениями по поводу поездки в Николаев. По их словам, их пугал распространённый стереотипный образ Николаева как криминального, опасного города, с безликими серыми зданиями и снующими по улицам сворами бешеных собак. Однако, к счастью, их опасения не оправдались. Среди характеристик нашего города звучали слова «город живописных закатов над мостами», «город прямых улиц», «южный город», «город лесов» и «город маяков». Услышав последнее, николаевские студенты удивлённо переглянулись. А ведь у нас в городе действительно есть действующие маяки! Сиверсовы маяки, расположенные в районе Широкой Балки, функционируют по сей день: горят красным светом и обеспечивают проход судов по 11 и 12 коленам Бугско-Днепровского лиманского канала. Да и «городом лесов» мы себя не считаем, хотя для степной области лесов у нас достаточно много: Балабановский, Матвеевский, а чуть поодаль – Марьина роща, Трикратский, Волыжин лес…
Отметили гости также и моменты, которые неприятно удивили. Девушка из Львова заметила, что ни в каком другом городе Украины она не видела столько рекламных билбордов, перекрывающих вид на город. А парень из Харькова посочувствовал плачевному состоянию дорог в области.
С чего же начать обустройство Николаева? Обратимся к экспертам.
– Чтобы улучшить имидж города, необходимо, прежде всего, заботиться о нем, постоянно улучшать парковые зоны, основные пешеходные улицы, площади. Поддержать зоопарк, местные экскурсии, сделать общедоступными интересные маршруты, карточки или стенды или доски с описанием этих маршрутов, домов, — говорит Алина Нигматулина, менеджер по работе с клиентами онлайн-сервиса PRNEWS.io.
По её словам, необходимо перенимать европейский опыт обустройства города: делать современные детские площадки, убрать билборды и крупные вывески магазинов, перекрывающие фасады зданий, сделать больше мест для отдыха у воды. Подобные нововведения выгодны не только с эстетической, но и экономической точки зрения, ведь локации, привлекательные для туристов, будут приносить доход городу.
– Сувенирная продукция – это не стимул. Она должна быть, но ее будут приобретать после приятных визитов в город, а это первое, о чем надо позаботиться, – уверена Алина.
В век современных технологий необходимо ориентироваться на современные способы создания и продвижения имиджа Николаева. Эффектная видеовизитка города привлечёт внимание туристов со всей страны, считает кандидат экономических наук, профессор Национальной металлургической академии Украины Валентина Лебедева. Подобный рекламный ролик должен быть коротким, чтобы как можно большее количество людей досмотрело его до конца, креативным и современным, чтобы привлечь молодую аудиторию, а также максимально иллюстративным, чтобы успеть за несколько минут показать и рассказать о выдающихся местах и сильных сторонах города. При грамотной рекламной кампании на сайтах, в социальных сетях и мессенджерах сотни тысяч людей смогут открыть для себя Николаев. Такой ролик сможет привлечь не только туристов, но и бизнес-партнёров.
– Также необходимо создать уникальный туристический продукт, – делится директор Туристическо-информационного центра г. Дрогобыча Игорь Чава. У него есть идеи и насчёт того, как справиться с криминальным имиджем Николаева:
– Суть продукта – уникальность. Необходимо быть вовлеченным в процесс и сделать что-то своими руками. Начать можно с буклета «13 мест, которые «не стоит» посещать в Николаеве». Здесь можно описать необычные уголовные истории города. Важно их правильно подать – это позволит из слабой стороны сделать сильную.
Опыт Туристическо-информационного центра г. Дрогобыча (Львовская область) вдохновляет. За два года креативная команда центра разработала необычные театрализованные экскурсии, различные туристические локации, создала бренд и особый узнаваемый стиль города. А в конце прошлого года были разработаны экскурсии на известный солеварный завод. Все эти усилия дали впечатляющий результат – за два года турпоток увеличился более чем вдвое.
14 марта Николаевский городской совет принял Программу развития туристической отрасли города Николаева до 2020 года. Выглядит она довольно оптимистично. Программа включает в себя разработку и утверждение туристического бренда города, создание и дальнейшее развитие КУ «Туристический информационный центр г. Николаева», размещение в городском пространстве туристической навигации, создание аудиоэкскурсий туристическими маршрутами, подготовку календаря событий «Николаевский год», а также организацию фестивалей, промотуров, форумов, рекламных акций и других мероприятий. В этом году на эту программу планируют выделить 2,77 миллиона гривен, а в следующем – 3,77 миллиона. Если в ближайшие два года будет реализована хотя бы половина этой программы, это станет первым шагом не только на пути развития туризма, но и на пути внимания и уважения к городу его жителей.
У нас уже существуют проекты, которые могут стать качественной базой для дальнейшей популяризации Николаева. Это авторские экскурсии историка Татьяны Губской, сайт-каталог Евгения Васюкова и Яны Ружинской «Архитектура Николаева», посвящённый историческим памятникам и зданиям города, ценные экспонаты и важные исторические документы, хранящиеся в музеях города и областном архиве.
Когда в 2017 году американские фотографы Марк Айзек и Габриэла Булисова для съёмок своего фотопроекта выбрали Николаев, их соотечественники лишь удивлённо пожали плечами. Когда они приехали в Николаев и стали делиться своим восторгом от города с николаевцами, те лишь иронично улыбались. А ведь стоит взглянуть на наш город их глазами: живописный южный город, где встречаются две реки, где волшебным образом уживаются 133 национальности, где находится лучший в Украине зоопарк, старейшая в Восточной Европе обсерватория. Город, окутанный тайной, поскольку много лет имел статус закрытого, в течение многих десятилетий был центром судостроения страны. Город, получивший своё название в честь святого Николая Чудотворца, который одновременно является и покровителем города. Город, который в 1944 году освобождал геройский десант в составе 68 человек, за двое суток отбивший 18 атак противника и уничтоживший около 700 гитлеровцев. В конце концов, город, где первые поселения появились около 20 000 лет назад, где в самом центре было обнаружено городище Дикий Сад времён бронзового века.
Конечно же, рекламная кампания и производство сувенирной продукции – важные составляющие туристической программы, но любовь горожан к родному городу и их желание влюбить в Николаев жителей других городов и есть настоящий катализатор перемен. Тогда уважение к собственной истории и упорная работа над настоящим смогут обеспечить городу достойное будущее.
Елизавета Безушко.