Корабельная история – летопись событий. (Что написано пером…)

книги

Я не хочу судьбу иную.
Мне ни за что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

Эти слова известной песни живут в душе каждого корабела, потому что завод в течение всей трудовой жизни был вторым домом, надежным причалом рабочего человека.

На пустыре между железнодорожной станцией и коммерческим портом в 1895 г. бельгийское акционерное общество арендовало землю на 30 лет. Началось строительство «Общества судостроительных механических и литейных заводов». Неофициально предприятие называлось «Наваль» (морской), а в народе – просто «Французский завод», т.к. его техперсонал общался на французском языке.
Уже через два года, в октябре 1897 г., при официальном богослужении и народном гулянии было объявлено о введении завода в эксплуатацию. Он рос, достраивался и вскоре объединился с построенным на соседнем участке «Черноморским механическим и котельным заводом». Началось строительство судов для военного и коммерческого флота, выпуск продукции машиностроения.
На протяжении своей истории завод менял названия – «Наваль», имени Андре Марти, имени Ивана Носенко, ЧСЗ, но при этом всегда оставался флагманом судостроения. Его деятельность не вычеркнуть из истории города, из памяти ветеранов, она представлена в экспозиции музея судостроения и флота, на страницах газет, журналов и книг.книга
В 1973 г. к 75-летию завода в издательстве «Судостроение», благодаря материалу, собранному работником ЧСЗ Александром Ивановичем Смирновым, вышла книга «Черноморский судостроительный». Многие годы А.Смирнов был рабкором, хорошо знал завод. Свой трудовой путь начинал в литейном цехе, участвовал в молодежном движении по восстановлению завода в 30-е гг., прошел с боями от Сталинграда до Белграда. После войны работал инженером, много делал для развития завода, пропаганды научно-технического прогресса, руководил деятельностью заводского технического кабинета, выступал с интересными, содержательными лекциями.
На основе архивных материалов в книге подробно раскрыты исторические предпосылки, юридические и хозяйственные мероприятия, заложенные в основу создания завода. Ярко освещен энтузиазм довоенных пятилеток, строительство нефтевозов, ледоколов, крейсеров, лидеров, эсминцев. И имена, имена. Лучшие рабочие, трудовые династии – это наши деды и отцы, выросшие в нелегкие годы, самоотверженно трудившиеся, создававшие славу своему заводу.книга
Дополнительные сведения о трудовых победах заводчан собраны в книге «Наш Черноморский», вышедший в издательстве «Мысль» в 1989 г. Инициатором ее создания был Леонид Аронович Плясков, ветеран, начинавший свой трудовой путь в 30-е гг. и проработавший на ЧСЗ более полувека. Он скрупулезно собирал документальные факты, личные воспоминания о событиях и судьбах конкретных людей.
С волнением читаешь страницы о героизме николаевцев на фронтах Великой Отечественной, о нелегких условиях труда заводчан, эвакуированных на восток. Нацистам не достался ни один недостроенный корабль, а уникальные станки, основная часть оборудования были отправлены в Астрахань, Горький, Поти, Сталинград, на Урал и Алтай. Наши специалисты осваивали там производство корпусов танков и самолетов, участвовали в выпуске бомб, снарядов, минометов, узлов орудий, бронекатеров, производили ремонт судов, перевозивших грузы для фронта.
Страшные разрушения оставили оккупанты в Николаеве. На заводе все было взорвано и сожжено. Но уже на второй день после освобождения города к заводу потянулись люди с лопатами, кирками, инструментом – в большинстве женщины и подростки. Возвращались из эвакуации специалисты, цеха и отделы были укомплектованы руководством, разработан план восстановления и реконструкции.
Начав с достройки кораблей, строительство которых прервала война, завод уже в 1947 г. приступил к строительству цельносварных танкеров и модернизированных крейсеров. В 1949 г. за успешное выполнение государственных заданий и в связи с 50-летием со дня основания завод был награжден орденом Ленина, а 275 его особо отличившихся сотрудников получили ордена и медали.
Л.Плясков был тесно связан с работой технологических служб, поэтому в его книге подробно освещаются вопросы технического прогресса, совершенствования технологических процессов, за счет чего выросли возможности и мощности ЧСЗ.
В производственной жизни Л.А. Пляскова было много интересных событий, ситуаций, которые он изложил в книге «Труд – моя жизнь». Она написана в Израиле, а вышла в Николаеве в 2005 г., через год после смерти автора, тиражом всего 20 экземпляров и находится в семейных библиотеках родственников и друзей. Наряду с сугубо семейными делами изложены многие эпизоды из трудовой жизни коллег, сверстников, руководства завода.
Танкеры, китобазы, сухогрузы, несколько поколений траулеров, уникальная машиностроительная продукция, – таков вклад корабелов в развитие экономики страны.
ЧСЗ – это не только судостроение, но и машиностроительное, металлургическое, деревообрабатывающее, вспомогательные производства, конструкторские и технологические подразделения, научные лаборатории. Это был большой дом, трудовая семья.книга
Новое время, новые масштабы мышления позволили детально рассказать о цехах и сооружениях, о реконструкции завода в разные периоды его деятельности, о заказах, ранее числившихся секретными. К примеру, как в начале 50-х гг. было организовано поточно-позиционное серийное производство подводных лодок. Для ВМФ строились плавмастерские, плавбазы, спецстенды, несколько научно-исследовательских судов для обеспечения связи с космическими спутниками. Обо всем этом с волнением рассказывали люди, проработавшие на заводе не один десяток лет и досконально знавшие свое дело. Они легли в основу книги «Рожденный в краю корабельном», вышедшей в 1997 г. к столетию завода. Это коллективный труд, воспоминания о трудовых буднях и достижениях цехов, отделов, лабораторий.
Радостным событием для заводчан были спуски и сдачи кораблей и судов. Были ситуации, когда что-то не ладилось, не хватало рук, приходилось работать сверхурочно. Так трудились наши отцы, так они учили работать молодое поколение.
В очерке «Машиностроительное производство» речь идет об изготовлении как традиционных изделий судового машиностроения, так и уникальных спецустройств. Книга Р.Гиммельштейна «История котельного производства» (1992 г.), посвящена котлостроению в Николаеве, в т.ч. на Черноморском заводе.книга
Самая яркая и значимая страница в истории ЧСЗ – строительство авианесущих кораблей. В ноябре 1945 г. была утверждена программа военного судостроения, однако авианосцы там не значились. Объяснялось это сложностью создания кораблей такого класса и самолетов для них. Путь создания отечественных авианосцев оказался долгим. Лишь в начале 60-х гг. состоялась закладка первого авианесущего корабля. Их создание доверили ЧСЗ, к тому времени успешно освоившему строительство и сдачу уникальных промысловых и гражданских судов. Требовалась концентрация опытных инженерно-технических кадров в конструкторском и технологическом подразделениях завода. Об этом – очерк ведущего специалиста-технолога Леонида Константиновича Назарова.
Для руководства работами по постройке авианесущих кораблей создается отдельное бюро строителей, куда приглашают специалистов из числа производственных мастеров и их помощников. Все они должны были быть как можно моложе, чтобы, научившись работать, дальше обучать новое поколение. Это было мудрое решение руководства.
Уникальна книга Юрия Ивановича Макарова «Авианосец», вышедшая несколькими изданиями (1997-2010 гг.). Авианосцы – любимое детище известного корабела. К ним он относился как к живым существам. В книге – рассказы о соратниках, об интересных событиях и фактах, а также ценнейшие исторические документы – выступления, докладные, позволяющие представлять, какие возникали проблемы при создании авианосцев и как нелегко они решались, зачастую – благодаря непреклонной воле директора.
В книгах Валерия Васильевича Бабича «Авианосцы» (2003 г.) и «Город Святого Николая и его авианосцы» (2012 г.) показано, каким образом ЧСЗ достиг технологического уровня, позволявшего ему успешно осуществить строительство серии авианесущих кораблей.
Цель его книг – показать, как мы жили и работали. Это встреча с интересными, талантливыми людьми – создателями авианосцев и палубой авиации. Во время походов на авианесущих крейсерах В.Бабич – инженер-судостроитель, участник создания и сдачи всех наших авианосцев, вел дневники, сделал тысячи фотографий. Этот материал – бесценный подарок николаевцам.
В одном обзоре невозможно вспомнить всех черноморцев. Возьмите в руки одну из этих книг, и вы снова в кругу товарищей по работе, близких друзей – в семье корабелов. Люди, вся трудовая жизнь которых связана с заводом, – настоящие патриоты, помнящие все трудности и победы коллектива, своих коллег.
Таким был Анатолий Григорьевич Кушнырев – технолог сборочно-сварочного цеха, потомственный судостроитель, человек инициативный и благородный. Он скрупулёзно собирал материалы о родном цехе, его трудолюбивых людях и воплотил заветную идею – организовал уникальный музей своего цеха.
На основе материалов, которые собирались для экспозиции, чтобы оставить память о родном цехе и его людях, А.Кушнырев издал книгу «Наш сборочно-сварочный» (2001 г.) к полувековому юбилею цеха. Она была напечатана в типографии ЧСЗ тиражом 500 экземпляров. В книге много фотоиллюстраций, отражающих технологические моменты сборочно-сварочных работ, жизни коллектива и лица людей – тружеников цеха.
Пришли перестроечные 80-90-е гг. – непосильное испытание для ЧСЗ. Его руководители пытались удержать завод на плаву.
О судьбах людей, трудовая жизнь которых прошла на заводе и оказавшихся заложниками нового времени и строя, задумана книга Владимира Федоровича Яковлева, бывшего руководителя кадровой службы, и Владимира Ивановича Кожухаря – главного технолога судостроения «Флагманы Черноморского» (2018, 2019 гг.)
В книге описаны исторические эпохи развития, переоснащения, модернизации и реконструкций завода. Авторы посвятили разделы книги всем подразделениям завода и их руководителям – квалифицированным специалистам, составлявшим интеллектуальный корпус высокого достоинства.книги
Интерес к истории судостроения и людям, стоявшим у его истоков, не ослабевает со временем. Одним из таких людей был Николай Иванович Дмитриев – инженер-технолог, организатор судостроения в Николаеве, директор завода «Руссуд», руководитель Общества Николаевских заводов и верфей «Наваль» в 1909-1917 гг.
Итог многолетней работы историков и краеведов по сбору сведений и материалов о жизни и деятельности этого неординарного и незаслуженно забытого человека – книга Е.Горбурова, Н.Пономаревой, В.Левицкого «Инженер Николай Дмитриев» (2018 г.).
Под его руководством внедрены значительные и весомые инновации в области судостроения, передовые достижения науки. Его биография связана с известными боевыми кораблями, построенными для Черноморского флота.
Обширный труд Н.Дмитриева в соавторстве с военным инженером, преподавателем Николаевской инженерной академии В.Колпычевым «Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей» (1909 г.) – уникальное историческое описание николаевских судостроительных заводов как первый пример постройки в рекордно короткие сроки громадного разнопрофильного предприятия.
Много хороших слов хочется сказать о наших фотолетописцах. О трудовых буднях завода, о спусках судов, о людях, их создавших, богатый фотоматериал оставили В.Кудашкин, Н.Воронцов, И.Войков, Б.Панов, Д.Довгопол, А.Кремко, С.Сорокин, А.Гречишников, В.Белоград.
Суда, построенные на ЧСЗ, не всегда было можно показать в натуральном виде на выставках и международных ярмарках. Поэтому на стендах под стеклом стояли их прекрасные копии с описаниями и техническими характеристиками. Такие суда рождались на необычном стапеле – в судомодельной мастерской. В небольшом помещении на нескольких столах располагался, по сути, судостроительный завод в миниатюре, только работали здесь не тысячи рабочих, а несколько настоящих волшебников.
Начинал эту сложную работу известный в городе судомоделист, ювелир, скульптор А.Вычеров. Семнадцатилетним пареньком начал работать увлеченный судомоделизмом Анатолий Федченко. Более 30-ти лет возглавлял он этот творческий коллектив.
Модель судна – результат кропотливого труда. Судомоделист должен быть высококвалифицированным токарем, фрезеровщиком и лекальщиком, столяром и маляром, художником и гравером, формовщиком и литейщиком. К примеру, для изготовления модели сухогруза «Капитан Смирнов» пришлось изготовить почти четыре тысячи деталей. И каждую – вручную или на миниатюрном станке. Это умело делал Анатолий Федченко, «мастер – золотые руки». Вместе со своими талантливыми соратниками Вячеславом Лантухом, Николаем Прокопенко, Георгием Спринским они изготовили модели головных судов всех серий, строившихся на заводе, которые теперь украшают залы музея судостроения и флота.
Ушли в мир иной многие корабелы, отслужили свой век корабли, которые они создавали. Но память о них жива в сердцах ветеранов завода, в книгах, в стихотворных строках поэтов, бывших свидетелями трудовых будней и побед.
Алла Царенко, ветеран ЧСЗ, в прошлом – библиограф научно-технической библиотеки завода.