Кабинет высоких зарплат: оклады и премии украинских министров

кабмин

Выплаты, получаемые топ-чиновниками Кабмина, на порядок превышают среднюю зарплату по Украине. У их европейских коллег разрыв существенно меньше, а формула начисления не так запутана, пишет журнал «НВ».кабмин

В середине января президент Владимир Зеленский встретился с премьером Алексеем Гончаруком, чтобы перед телевизионными камерами показательно пожурить его за высокие зарплаты чиновников. Говорил только президент, а премьер лишь кивал головой. Под это кивание Зеленский заявил, что финансовые аппетиты чиновников должны быть скромнее, добавив, что придется прощаться с теми из них, кто хочет больше денег. «Вот когда вы и ваше правительство поднимете эту экономику – можем поднимать заработные платы», – назидательно сказал Зеленский.
Поводом для публичной порки послужили попавшие в СМИ данные о зарплатах в министерствах и правительстве – те оказались достаточно высокими. Так, в декабре 2019 года министрам и заместителям в правительстве Гончарука начислили от 70 тыс. до 220 тыс. грн, что значительно превышает среднюю зарплату по стране, равную 10,5 тыс. грн. Доходы нынешней правительственной команды в два-пять раз перекрыли те суммы, которые получали министры и их замы в Кабмине Владимира Гройсмана.
И это притом, что и общие затраты на содержание чиновничьего аппарата растут. В частности, в госбюджете-2020 на финансирование расходов секретариата Кабмина выделили почти 1,1 млрд грн – сразу на 25,6% больше, чем было в 2019-м (848 млн грн). А Верховная Рада на свои нужды получила 2 млрд грн, то есть на 338 млн грн больше. Да и самого главу государства теперь будут обслуживать щедрее: Госуправделами (ГУД), которое обеспечивает работу президента и его Офиса (ОП), согласно данным из госбюджета-2020, сможет распоряжаться 2,4 млрд грн – это плюс 5% к прошлому году.
«Власть не объяснила обществу, для чего повышается заработная плата топ-чиновников, почему это нужно и что это даст каждому гражданину», – считает Владимир Омелян, министр инфраструктуры в правительстве Гройсмана.

СДЕЛАНО ПО-УКРАИНСКИ
Начисление заработной платы чиновникам в Украине происходит по запутанной формуле, удобной для манипуляций. Для начала учитывается должностной оклад: у министра он равен 16 тыс. грн, а у замминистра – 14 тыс. грн. Также начисляется надбавка за выслугу лет – 3% от должностного оклада за каждый год, но не более 8 тыс. (в случае министра) или 7 тыс. (его зама). Далее – переменные выплаты, выглядящие весьма странно: надбавка за интенсивность труда в размере до 100% должностного оклада, два вида материальной помощи – на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска (она не может быть выше среднемесячной зарплаты работника) и на решение социально-бытовых вопросов. Также в зарплатных ведомостях отечественных топ-чиновников всегда есть место премиям.
Вот как все это выглядит на примере декабрьского заработка министра по делам ветеранов и оккупированных территорий Оксаны Коляды. За последний месяц 2019-го ей начислили 158 тыс. грн ($ 6,4 тыс.). Из них матпомощь на решение социально-бытовых проблем – 23 тыс. грн, ровно столько же – на оздоровление. И премия 80 тыс. грн. Все эти данные содержатся в ответе, полученном «НВ» из министерства.
Там же указано, что Александр Терещенко, зам Коляды, получил даже больше – 190 тыс. грн ($ 7,7 тыс.). А все потому, что помощи на решение бытовых проблем и на оздоровление ему перепало больше – 53 тыс. грн по каждой из статей.
Полученные «НВ» данные по заработкам топ-чиновников свидетельствуют, что зарплаты выросли во всех ведомствах. Резче всего – в Минюсте: если в декабре 2018-го министр Павел Петренко получил 65 тыс. грн, то через год его преемник Денис Малюська – уже 226 тыс. грн ($ 9,1 тыс.).
Сами министры не слишком охотно комментируют тему персональных финансов. А те, кто решается на это, не готовы прямо говорить о соответствии своей зарплаты собственным успехам.
К примеру, глава Миноб­разования Анна Новосад признает, что в стране существует огромный разрыв в доходах разных слоев населения. При этом она считает, что «не менее важно строить общество, где каждый может собственными знаниями и честной работой достигать большего». К слову, зарплата самой Новосад в декабре с учетом всех доплат и премий составила 138 тыс. грн ($ 5,5 тыс.).
В Министерстве экономики «НВ» не предоставили информацию о заработках министра и его замов. Хотя Кабмин ранее обнародовал данные о полученной в декабре главой ведомства сумме – более 170 тыс. грн.
Зато министр Тимофей Милованов согласился прокомментировать зарплатную тему. По его мнению, подавляющее большинство украинцев до сих пор хотят видеть среди руководителей образованных, желательно с дипломом международного образца молодых, но не совсем зеленых, честных и низкооплачиваемых профессионалов, которые живут на сбережения родителей в их же квартире. «Напомню, что Виктор Янукович получал 20 тыс. грн заработной платы, но $ 40 млрд (один бюджет Украины) при нем исчезли», – уточнил Милованов.

ОГЛЯНУТЬСЯ НА СОСЕДЕЙ
Проживающий в Чехии политолог Иван Преображенский говорит, что средняя зарплата министра в этой стране составляется около 150 тыс. чешских крон ($ 6,5 тыс.). Что примерно равно доходам их украинских коллег. «Даже для Праги это высокая зарплата. Есть зарплаты в 150-200 тыс. крон, но это в коммерческом секторе. Из госслужащих схожие имеют только президент и премьер-министр», – говорит политолог.
Но при этом средняя зарплата в чешской столице приближается к 40 тыс. крон ($ 1,7 тыс.), а в Киеве составляет 15,9 тыс. грн ($ 646). И если оплата труда чешского топ-чиновника лишь в 3,7 раза больше, чем у среднестатистического пражанина, то в Киеве – примерно в 10 раз.
«Когда в Чехии происходит очередное повышение зарплат чиновников, наблюдается возмущение и раздражение, хотя очень серьезным его не назовешь, – говорит Преображенский. – Зарплаты чиновников устанавливаются по коэффициенту средней зарплаты по стране и обосновываются».
Польские министры получают поменьше, чем их украинские и даже чешские коллеги, – чуть более 12 тыс. злотых ($ 3,1 тыс.) в месяц, рассказывает журналист издания Krytyka Polityczna Елена Бабакова. Да и разница между их заработками и средней зарплатой в стране, а это 5 тыс. злотых ($ 1,3 тыс.), меньше – 2,3 раза.
Поэтому польские политики, если они хотят получать приличные деньги, стремятся попасть не на госслужбу, а в Европарламент или Еврокомиссию – там платят по $ 8 тыс. «Это выглядит выигрышнее, чем обеспечение чиновников в Польше», – уверяет Бабакова.
Существующая разница в доходах топ-чиновников и обычных граждан не вызывает недовольства у польского населения – зачастую про несоответствие доходов на госслужбе говорят лишь эксперты. Потому что в обществе есть, по словам Бабаковой, устоявшийся консенсус: политическая карьера – это не про деньги, а про амбиции.
По подсчетам «НВ», скромная разница в доходах топ-чиновников и обычных граждан характерна для всех развитых европейских стран. И если в Украине средняя зарплата по стране – это лишь 18% от среднего заработка министра, то в Германии – 23%, а в Великобритании – 48%.
Иван Миклош, бывший министр финансов Словакии, консультировавший украинское правительство, сказал в интервью «Громадському радио»: Зеленскому, Гончаруку и прочим стоит провести аудит министерств, чтобы понять, чем по сути заняты чиновники, какова их эффективность. И уже отталкиваясь от этого, подумать о размере зарплат.
Сам Миклош провел аудит в словацком минфине, результатом которого стало сокращение его штата на треть и повышение зарплат топ-чиновникам, нагруженным большой ответственностью. Как следствие, министерство смогло нанимать на работу лучших специалистов на рынке труда. «Качество работы министерства значительно возросло», – пояснил Миклош.
Зарплаты топ-чиновников должны быть сбалансированными: не мизерными, но и не огромными. «Польские реформаторы, совершившие прорыв в 90-х, не просили много денег, потому что менять страну для них было престижно», – говорит по этому поводу Кущ.
5 февраля премьер Гончарук объявил, что теперь оплата труда министров будет привязана к средней зарплате по Украине.
Максим Бутченко, «НВ».