К 115-летию со дня рождения Леонида Луккера, талантливого режиссера, который спас один из театров Николаева от исчезновения

9:30
Луккер
''Жди меня'' К. Симонова. Сцена из спектакля. Реж. Л.Луккер. г. Алапаевск, 1943 г.

Есть в истории Николаева личности, незаслуженно забытые. Люди, которые внесли огромный вклад в его развитие, в частности – культурное, но остались в тени более амбициозных, конъюнктурно-крикливых, эпатажных деятелей. В связи со 115-летием со дня рождения (26 августа), уместно вспомнить о Леониде Луккере, талантливом режиссере и художественном руководителе, благодаря которому николаевцы в течение многих десятилетий имеют неоценимую возможность гордиться старейшим творческим коллективом города – Николаевским академическим художественным русским драматическим театром, не догадываясь даже, что в далекие 40-е гг. он мог навсегда исчезнуть с театральной карты Украины.

Луккер
Леонид Луккер

До появления в Николаеве молодой Леонид Луккер заслужил уважение культурного сообщества СССР как организатор театра оперетты в Свердловске (Екатеринбург). Получив задание от партийных чиновников, 28-летний Луккер справился с ним на «отлично»: в качестве директора и художественного руководителя в одном лице сформировал труппу, организовал непростое театральное дело. Сегодня Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии – процветающий творческий коллектив, один из ведущих театров России.
Николаевский русский театр Леонид Луккер возглавил в 1936 году. Новый художественный руководитель сбалансировал репертуар, в равной степени насытив его классическими произведениями высокого литературного уровня и свежими наработками современной драматургии. «Анна Каренина» по Л. Толстому, «Дубровский» по А. Пушкину, «Мачеха» О. де Бальзака, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера вполне успешно соседствовали с новомодными «Очной ставкой» бр. Тур, Л. Шейнина, «Землей» Н. Вирты, популярными во всем Союзе «Любовью Яровой» К. Тренева, «За океаном» Я. Гордина.
Сегодня уже невозможно с точностью определить, почему в 1939-м Луккер покидает Николаев, но зная о непростых перипетиях общения с НКВД на тему сотрудничества с артистом Галичем (беглым князем Голицыным), которого новый художественный руководитель принял в труппу, логично предположить, что причина – в излишнем внимании к его персоне и творчеству в связи с этим делом.
Как подтверждение данной версии – размещенная в 1937-м в газете «Советское искусство» статья-пасквиль под названием «Луккер остался в стороне». В рубрике «Письма читателей» некто С. Башелин обвиняет Луккера в развале театра, в сознательном провале «всей массово-политической работы». Более того, Луккер якобы привел в коллектив «своих людей», которые занимаются его «обслуживанием», и за счет театра выстроил себе дом и купил автомашину. К слову, автомобиль был куплен на авторский гонорар за инсценировку «Анны Карениной», которая с огромным успехом шла сразу в нескольких театрах страны, и был отдан в 1941-м для нужд фронта обкому партии в Полтаве (именно там на гастролях застала театр война)…
Итак, исчезнувший на год Луккер в 1940-м вернулся, снова возглавил театр и до начала Второй мировой поставил еще ряд безусловно качественных спектаклей – «Хищница» О. де Бальзака, «Кровавая шутка» по Шолом-Алейхему, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Анджело, тиран Падуанский» В. Гюго, «Лейтенант Волгин» В. и В. Таратутиных.
Согласно постановлению исполнительного комитета Николаевского областного совета депутатов трудящихся № 3143 от 2 августа 1941 года, творческий состав областного театра имени Чкалова (имя летчика-героя театр носил с 1939 по 1994 гг.) был эвакуирован на Урал. Конечно же, всё театральное имущество осталось в Николаеве. Когда приехали в Свердловск, выяснилось, что в очереди на размещение в этом городе они далеко не первые – тут же стояли составы с коллективами московских театров. Молодая профессиональная труппа из провинциального украинского Николаева, труппа, которой не исполнилось и 10 лет, оказалась никому не нужной. Театр попросту расформировали.
Луккер и его жена, актриса Огонь-Догановская нашли творческое убежище в Смоленском театре, перемещенном в Первоуральск. Но Луккер не был бы Луккером, если бы сдался так просто, без борьбы. Его усилия возродить Николаевский русский театр увенчались успехом: 14 мая 1942 года спектаклем «Парень из нашего города» К. Симонова был открыт новый сезон в Доме культуры металлургов скромного рабочего городка Алапаевск Свердловской области.

Луккер
«Любовь Яровая» К. Тренева. Сцена из спектакля. Реж. Л.Луккер. г. Алапаевск, 1943 г.

Понимаете ли вы, что это такое: организовать полноценную работу театрального коллектива, что называется «с нуля» да ещё в ситуации, когда «Все для фронта, все для Победы!»? Из чего шить костюмы? Из чего изготавливать декорации? Как обойтись без рабочих сцены, столяров, швей, костюмеров, бутафоров, реквизиторов? Актеры, вернувшиеся в родной коллектив, не гнушались никакой работой – сами шили, гладили, строгали, мастерили нехитрое оформление сцены. А Луккер просил у местной власти помощи – краску, старую мебель, бумагу, дерево, ткани…
И буквально за считанные месяцы театр заблистал роскошными постановками, «костюмными», как это принято говорить в театральном мире, спектаклями: «Собака на сене» Лопе де Вега, «Женитьба Белугина» А. Островского, Н. Соловьева, «Забавный случай» К. Гольдони, «Стакан воды» Э. Скриба, «Пигмалион» Б.Шоу, «Без вины виноватые» и «Бесприданница» А. Островского. Но особую гордость коллектива, безусловно, составляли спектакли идейно глубокие, призывающие к защите Родины от врага: «Жди меня» К. Симонова, «Надежда Дурова» А. Липскерова, А. Кочеткова, «Беспокойная старость» Л. Рахманова, «Вынужденная посадка» М. Водопьянова, Ю. Лаптева, «Петр Крымов» К. Финна и другие. В программках – призывы нещадно бороться с захватчиками. В стремлении подчинить работу театра интересам фронта вернувшийся к творчеству коллектив видел свою великую миссию.

Луккер
»Надежда Дурова» А.Липскерова, А.Кочеткова. Сцена из спектакля. Реж. Л.Луккер. г. Алапаевск, 1942 г.

В первый же театральный сезон в Алапаевске коллектив, несмотря на огромные трудности, выпустил 12 премьер. А за 27 месяцев работы на Урале создал 27 новых постановок. Было сыграно более 400 спектаклей, дано 216 концертов, в том числе – для военных. Провели 45 целевых мероприятий по сбору средств для помощи семьям и детям фронтовиков. На деньги театра был построен самолет «Николаевский театр Чкалова». Коллектив мощного идейного и творческого потенциала, «чкаловцы» были необходимы обществу, снова, но уже на чужой земле, заслужили безграничную любовь и доверие зрителя. В Николаев вернулись сразу после освобождения от оккупантов – в 1944 году. Приехали не с пустыми руками – привезли с собой два вагона нажитого в Алапаевске театрального имущества.
Как и бывает в жизни, за доброе дело добром не платят. Хотя, следует отметить, звание заслуженного артиста Луккеру в Москве предлагали, но он отказался – не то, мол, время, война идет. А после реэвакуации художественного руководителя обвинили… в раскрадывании имущества возобновившего свою работу театра! Луккер покинул коллектив, уехал работать в Днепропетровск, судился и выиграл суд – перед законом оказался чист. Но, понятное дело, николаевский период в его творческой судьбе был окончен.
О Леониде Викторовиче Луккере в сегодняшнем русском театре Николаева можно узнать в музее: на стендах висят фотографии, видеоэкскурсия повествует о возрождении театра в 40-х годах прошлого столетия. Литературной частью театра всячески поддерживается связь с его родными в США и здесь, в Николаеве. То, что сделали в свое время Луккер и команда его единомышленников, – настоящий подвиг. И ценность этого подвига в том, что не ради себя совершал его Луккер – во имя счастливого будущего коллектива Николаевского русского театра. Поневоле задумываешься: многие ли сегодня на такое способны? Многие ли наши современники готовы положить свою судьбу на алтарь искусства?
Марина Васильева.