Ищите новые возможности или как выстоять предпринимателям в “карантинный” кризис

10:26

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

кризис

Экономический кризис, грянувший следом за начавшейся эпидемией COVID-19 и глобальным общемировым карантином, жесткой метлой прошелся по представителям разных слоев общества. Словно старая ржавчина под нажимом проволочной щетки, посыпался бизнес у многих предпринимателей, из года в год работавших по каким-то сложившимся устоям. Над пропастью оказались все – и рядовой потребитель, и производитель товаров и услуг.
Одни вынуждены были закрыться, распустив по домам персонал. Другие – ушли работать в “онлайн”, экстренно перестроив свои схемы продаж. Третьи – провалились в глухую “тень”, без перспектив работать снова легально.

Корреспонденту «Вечерки» удалось побеседовать с некоторыми предпринимателями – представителями малого бизнеса.
Например, Татьяна М., владелица магазина товаров для рукоделия, рассказала, что слово «карантин» прозвучало, как приговор.
– Мы вынуждены были работников отправить по домам. По новостям говорят, что, мол, в европейских странах поддерживают малый и средний бизнес, и немного стало теплее на душе: а вдруг и нам поможет государство, мы же стремимся в Евросоюз! Но не тут-то было. Налоги платите, и если даже персонал не работает – все равно платите. В общем, мы остались один на один с проблемой. Стали искать выходы из ситуации. Перешли работать в Интернет, причём так стремительно я ещё не работала раньше, а теперь пришлось очень напрячься! Эти 2 месяца пролетели как одно мгновение, потому что 24/7 пришлось в буквальном смысле «пахать»… Но я всегда во всем ищу плюсы – каждая, казалось бы, безвыходная, ситуация нас закаляет!
Другая предпринимательница, Ксения Л., хозяйка небольшого шоурума, где продавались изделия от украинских дизайнеров – одежда, сумки, кошельки, купальники и т.д. – оказалась в менее выгодном положении.кризис
– У нас маленький магазин. В первый день я еще не нервничала, так как были какие-то планы, клиенты обещали зайти за отложенными вещами, был запас заказов и свежих рекламных фото для нашей странички в Instagram. Мы закрыли магазин и начали работать в онлайн режиме, используя, как бонус, бесплатную доставку клиентам. Но на этом все и остановилось. В первый же месяц я оказалась в убытке чуть больше пяти тысяч гривен. Слава Богу, владелец помещения, которое мы арендуем, оказался порядочным человеком и снял арендную плату до конца карантина, оставив только оплату коммунальных услуг. В общем, понадобилось не так много времени, чтобы все усилия пошли прахом. Кроме того, где гарантия, что когда магазин откроется, люди кинутся за обновками – им бы семьи прокормить сейчас. К тому же, мы уже это поняли, в этом году наш обычный клиент не поедет отдыхать в Турцию или Египет, потому и прошлогоднего бума на брендовые купальники у нас точно не будет. Все, что я могу – это надеяться на лучшее, сократить рабочее время магазина для экономии коммуналки и зарплаты, сделать небольшие скидки для покупателей. На какие-то шаги от государства для поддержки малого бизнеса лично я абсолютно не рассчитываю.
Вот так вот, каждый вертится, как может.
А что же говорят по этому поводу специалисты?
Директор Регионального фонда поддержки предпринимательства в Николаевской области Владимир Евсеев согласился прокомментировать сложившуюся ситуацию и поделиться небольшими прогнозами относительно дальнейшего выживания и существования в целом местной «буржуазии».
– По нашим расчетам, кризис должен был начаться еще в 2018 году, вторая дата – 2019 год, но каждый раз правители мировых держав находили точки соприкосновения и поэтому катализатора для запуска кризисных процессов не было. Хотя мы уже два раза стояли над пропастью.
Поэтому когда случилась беда в Китае и пошла гулять по всему миру, абсолютно логично это ударило по экономике всех стран без исключения – коронавирус, хотели мы того или нет, и стал вот тем самым катализатором.
Люди выживают по-разному. Некоторые, несмотря на кризис, начали получать такое количество заказов, которых раньше и близко не было. Другие – наоборот, упали на самое дно.
Умному, сильному, ищущему предпринимателю бояться нечего. Настало время, когда надо переосмыслить свои действия, сделать соответствующие выводы, научиться работать по-новому, потому что, как было – уже не будет.
В ближайшее время изменится не только способ ведения бизнеса – изменится сама психология человечества под гнетом и инфекции, и самоизоляции. Мы уже сейчас четко видим, что люди стали меньше болеть кишечными заболеваниями – стали чаще мыть руки, меньше контактировать друг с другом, держать дистанцию. В какой-то степени надо приспосабливаться к таким условиям.
Как, к примеру, перестроились хозяева «VeteranoCafe», Алексей и Марина. Когда случился всеобщий карантин и пришлось уволить сотрудников, они начали работать вдвоем и искать новые решения реализации продукции, искать рецепты новых блюд для торговли онлайн. Почему новых? Да все очень просто. Банальные бургеры сейчас продаются на каждом шагу. У человека есть возможность придумать свое уникальное меню, а не быть, «как все». Для предпринимателя одна из самых больших угроз – это «обезьянничество», или «быть, как все». Кризис требует становиться не просто лучше, а быть оригинальным, индивидуальным. А для этого необходимо учиться и развиваться.
Статистика показывает, что только 5% предпринимателей могут быть успешными, независимо от места их проживания. Только 5 процентов. И только специальное обучение в бизнес-школах, в центрах поддержки предпринимательства, на специализированных курсах, там, где не морочат людям головы одними лишь мотивирующими спичами о личностном росте, а обучают ремеслу и правильному ведению собственного бизнеса, увеличивает эффективность этих пяти процентов в два раза.
Посудите сами, мы ведь не идем лечиться к человеку, который, посмотрев пару-тройку роликов на ютубе и купив стетоскоп, решил, что он – врач. Не идем. Зато идем к таким недопрофессиональным фотографам с дешевыми «зеркалками» и большими творческими амбициями, парикмахерам-любителям и прочим доморощенным мастерам маникюра-педикюра и т.д. и т.п.
Свалившийся на нас кризис – это своего рода очищение от непрофессионалов, от слабых игроков и переосмысливание стратегии для настоящих профи, истинных мастеров своего дела. И вот здесь обновление действительно должно пойти на пользу.
Но, с другой стороны – это все больно и печально. В Украине на сегодняшний день 300 тысяч предпринимателей закрыли свой бизнес из-за карантина. После окончания карантина, по нашим прикидкам, откроется тысяч 200-250. Те 50 тысяч, которые уйдут с рынка – они уже сейчас банкротятся, потому что у них не было финансовой подушки, чтобы пережить эти пару месяцев, они в долгах как в шелках, причем не в банковских долгах, которые можно реструктуризировать, отсрочить.
И вот представьте, что оставшиеся выйдут на рынок, скажут: «Пожалуйста – приходите! Все к вашим услугам!». Но покупательная способность нашего населения, опускающаяся с марта месяца еженедельно, не воспримет этих предпринимателей. Люди и рады бы что-то приобрести, да банально денег нет! И когда вернутся покупатели, хватит ли предпринимателю «финансовой подушки безопасности», тому же производителю мебели или модной одежды, к которому покупатель не идет – неизвестно.
К концу лета уйдут с рынка еще 50-60 тысяч представителей малого бизнеса. А потом придет осень и… новая волна коронавируса (об этом уже вовсю трубят врачи-эпидемиологи).
В конечном итоге, к началу 2021 года количество предпринимателей, легально работающих, в Украине может существенно уменьшиться. Возможно, мы вернемся на позиции 2009-10 годов, по количеству малого бизнеса, его развитию и т.д.
Сегодня предпринимателю надо оценить то, что у него есть, сделать понимание того, на каком уровне он находится, сколько может прожить не работая, и строить новую стратегию, рисовать новый «портрет клиента», искать «своего» покупателя.
Например, на улице Московской мы как-то насчитали аж 37 кафе и ресторанчиков. После карантина, дай-то Бог, откроется только половина. Кто туда пойдет? Условный «средний класс», который значительно обеднел за эти два месяца? Многие, возможно, вы заметили, уже сейчас носят с собой кофе в термосочке. И не только из-за боязни заразиться, а просто потому, что так дешевле – сварить дома кофе и взять с собой, чем выбрасывать условные 25-30 гривен за чашку эспрессо.
«Хорошо, – скажет среднестатистический предприниматель, – а на кого тогда ориентироваться? Где искать «своего» клиента?»
Владимир Евсеев рекомендует завышать собственную планку и смотреть в сторону людей обеспеченных.
– Если наши предприниматели смогут пересмотреть свою концепцию и смогут отоваривать клиента таким качественным продуктом, что он поднимет вверх большой палец и скажет «Класс! Я приду к вам еще и приведу своих друзей», – то все получится.
Кстати, в Николаеве богатых людей, хоть и не так много, но они есть. И это не судьи, прокуроры, депутаты, сбушники и прочие люди от «государевой кормушки», а те, кто своим горбом строит собственное благосостояние – зернотрейдеры, судостроители, строители, торговцы на портовых элеваторах и иные разного рода финансовые воротилы.
Как бы это странно ни звучало, но, по словам Владимира Евсеева, к обеспеченным людям, по нашим николаевским меркам, можно отнести и представителей IT-индустрии. Кризис кризисом, пандемия пандемией, а диджитализацию никто не отменял. Более того, в связи с самоизоляцией населения очень сильно в нужную сторону подвинулось развитие цифровых технологий. Поэтому труд нескольких тысяч парней и девушек, задействованных в IT-сфере, будет востребован и в дальнейшем.
С одной стороны, кризис – это беда. А с другой – это масса новых возможностей. Возможности же надо искать, надо учиться, заводить новые связи, новых клиентов, ориентируясь на персональные требования каждого. Только так можно выстоять и выкарабкаться из кризисной пучины.
Александр Сайковский.