Игнат Чумаков: из когорты прославленных корабелов

10:49

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Игнат Чумаков, завод, Океан, корабелы, Николаев

Каждая эпоха рождает своих героев. За последние годы мною были изданы книги о людях, которые оставили заметный след в жизни города Николаева – прославленных организаторах судостроительной отрасли: Н.И. Дмитриеве, А.Б. Ганькевиче, В.Н. Андрианове, Ю.И. Макарове. Герой настоящей публикации также входит в эту славную когорту. И, несмотря на то, что мы с ним были лично знакомы, до сих пор писать о нем не доводилось.

Игнат Романович Чумаков

Не раз в своих работах мне приходилось использовать выражение, что ничего случайного в жизни не бывает. Так произошло и сейчас, когда я решил написать о несправедливо забытом директоре завода «Океан» Игнате Романовиче Чумакове.

В сентябре 2021 года я обратился к директору Государственного архива Николаевской области Н.А. Колесник с просьбой подобрать документы, касающиеся Чумакова. И, как оказалось, в этом тоже было какое-то Божье провидение: именно в этом месяце исполнилось 70 лет судостроительному заводу «Океан». Ровно 70 лет назад на завод по временной ЛЭП впервые была подана электроэнергия. Заработали немногочисленные тогда еще станки, вспыхнули дуги электросварки. Сентябрь 1951 года и считают днем рождения завода.

И.Р. Чумаков проработал на заводе «Океан» 38 лет, из них 15 – директором (1959–1974).

Игнат Романович прожил 84 года. Его биография впитала в себя сложные, но интересные перипетии жизни, которые выпали на долю его поколения. Изучая внимательно документы того времени, удивляет, почему об этом человеке так мало известно. Даже небольшая информация, опубликованная Е.В. Гриневич в энциклопедическом словаре «Николаевцы» (1999, с. 354), к сожалению, имеет небольшую погрешность. Чтобы восполнить пробел, обратимся к архивным документам и воспоминаниям родственников.

Игнат Романович Чумаков родился в городе Николаеве 2 января 1914 года. Его отец Роман Николаевич Чумаков (1891–17.03.1963) всю жизнь работал пекарем. До революции – кустарем, затем, уже в советское время – в хлебопроизводственных артелях «Труд» и «Имени Шевченко». Мать Мария Петровна Чумакова занималась домашним хозяйством.

Когда в 1941 году началась война, родители И.Р. Чумакова остались в Николаеве и оказались на оккупированной территории. Им, как и тысячам других, пришлось испытать беды и лишения. А после освобождения города отец снова стал печь хлеб для николаевцев.

В семье Чумаковых было трое детей: Игнат, Андрей и Зинаида.

Старший, Игнат, после окончания семилетки в 1930 году поступил в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества) при заводе имени Андре Марти. Здесь он получил азы рабочей профессии и по окончании в 1932 году начал на этом же заводе работать разметчиком корпусного цеха. Уже через два года двадцатилетний Игнат Чумаков становится мастером корпусного цеха.

Одновременно с работой он совмещает учебу на вечернем рабфаке.

Руководство завода оценило стремление молодого специалиста достигать поставленных целей, умение организовывать коллектив, и его в 1937 году назначают начальником участка корпусного цеха.

В личной жизни Игната также наступают времена положительных перемен. Он познакомился с Лидой Мальковой, которая работала на заводе им. Андре Марти с 1932 по 1937 год. И в 1935 году молодые люди поженились. А 8 апреля 1937 года у них родилась дочь Лариса.

Война разрушила размеренный быт молодой семьи. В августе 1941 года Чумаковы вместе со специалистами завода эвакуируются в г. Сталинград. Здесь Игнат Романович налаживает производство в качестве начальника участка на заводе №264. А в 1943 году по направлению Совета Обороны СССР приступает к работе начальником участка танкового завода (№194) в г. Омске.

День Победы Чумаковы встречают вдали от родины. Здесь же, в Омске, 3 ноября 1945 года у них родился сын Евгений.

В 1946 году И.Р. Чумаков с семьей вернулся в Николаев, на свой родной завод. И благодаря знаниям и полученному опыту подтверждает свои профессиональные качества как старший мастер, начальник участка корпусного цеха. В 1951 году его назначают начальником цеха №11. В этой должности он проработал до 1956 года.

Имея за плечами значительный опыт производственной деятельности, Игнат понимает, что необходимо его дополнить новыми знаниями. Администрация завода идет навстречу работникам, стремящимся получить высшее образование, и в 1956 году командирует Чумакова на учебу в Николаевский кораблестроительный институт на ускоренный факультет. Через три года И.Р. Чумаков окончил полный курс института по специальности «Судостроение и судоремонт».

«Кадры решают все» – знаменитая фраза того периода, не утратившая актуальности по сей день. Как растили тогда свои кадры, как ценили своих работников на предприятиях! Выдвигая на руководящую должность, обязательно учитывали: есть ли у кандидата соответствующие качества. О некоторых чертах Чумакова-производственника говорят скупые строки документа – характеристики-рекомендации на руководящую должность: «требовательный, принципиальный» и тут же – «чуткий руководитель».

Поэтому вполне закономерно стало его следующее назначение – директором завода п/я №151 («Океан»). Постановление №36-к Совета народного хозяйства Херсонского экономическо-административного района от 29 мая 1959 года подписал бывший директор заводов им. 61 коммунара и ЧСЗ, председатель Совнархоза И.С.Прибыльский.

Сухой док на заводе “Океан”

К своим обязанностям новый директор приступил в период строительства принципиально нового для завода типа судов – рефрижераторов. В связи с выводом промыслов в океан стал вопрос о создании рыбоприемных рефрижераторных баз, а также транспортных судов, которые могли бы прямо в море принимать от траулеров выловленную и предварительно обработанную рыбу. Первым таким судном стал рефрижератор «Таврия», который был сдан государственной комиссии в предновогодний день 1959 года. При водоизмещении 5400 тонн грузоподъемность трюмов судна по мороженой рыбе составляла более 1500 тонн. Установленные на судне холодильные машины поддерживали в рефрижераторных трюмах температуру до минус 18 градусов, а автономность плавания позволяла принимать рыбу в любой части Мирового океана.

Коллектив завода напряженно работал над выполнением семилетнего плана. В этот период ярко раскрылся организаторский талант И.Р. Чумакова. За годы семилетки (1959–1965) уровень производства, запланированный на конец семилетия, был достигнут за 4 года, а объем семилетнего плана выполнен за 5 лет и 10 месяцев, сверх плана выпущено продукции более чем на 45 млн рублей, это при значительном росте производительности труда. В 1965 году предприятие достигло уровня производства, превысившего уровень производства 1959 года в 3,3 раза, увеличив фондоотдачу на 1 рубль капиталовложений в два раза. За годы семилетки на заводе достигнуто снижение себестоимости серийной постройки рефрижераторов на 20% при сокращении цикла постройки на 40%.

Всего за семилетие на заводе под руководством И.Р. Чумакова построено 62 судна для ВМФ, Минморфлота и Минрыбхоза. Построенные суда были на уровне лучших зарубежных образцов!

Начиная с 1965 года, производственно-транспортные рефрижераторы поставлялись на экспорт в Гану и Грецию. В последующие годы были взяты новые производственные вершины. Название завода, фамилии его представителей стали появляться на страницах газет и журналов страны. В 1970 году на заводе «Океан» была построена и сдана в эксплуатацию уникальная научно-исследовательская база «Изумруд». В 1972 году осуществлен вывод первенца отечественного крупнотоннажного судостроения – рудовоза «Зоя Космодемьянская» (63 тысячи тонн).

Чтобы читатель имел представление об этом судне, приведу всего несколько цифр, характеризующих его. Длина – 214 метров (это два футбольных поля), высота от киля до палубы равна 12-этажному дому. Судно вмещало в своих трюмах содержимое 1250 сорокатонных железнодорожных вагонов (угля, руды, зерна и т. п.).

«…Пройдут годы, на просторы океана выйдет еще пять мощных рудовозов: «Александр Матросов» (1974), «Парфентий Гречаный» (1975), «Изгутты Айтыков» (1975), «Ион Солтыс» (1976), «Унан Аветисян» (1976), одновременно со сдачей в эксплуатацию сложного гидротехнического сооружения – сухого дока», – писали местные газеты об успехах завода «Океан».

22 сентября 1971 года гидростроители и монтажники сдали первую очередь сухого дока. Несмотря на то, что первая очередь составляла лишь 40% от проекта, уже на этом этапе было уложено 70 тысяч кубометров бетона, вбито 2 тыс. свай, установлено 17 тыс. тонн арматуры и проложено 28 тыс. метров трубопроводов.

В день вывода из сухого дока рудовоза «Зоя Космодемьянская» праздновалась еще одна победа не только корабелов, но и коллектива СУ-431 – завершение строительства сухого дока. Об уникальности этого гидросооружения можно судить по сухим цифрам объема выполненных работ: строителям довелось вынуть 548 тыс. кубометров грунта, уложить и смонтировать 236 тыс. кубометров бетона и железобетона.

Со сдачей в эксплуатацию сухого дока завод получил второе дыхание. Док был как бы краеугольным камнем проекта реконструкции завода.

Для сборки, сварки и укрупнения секций блоков перед подачей их в док были предусмотрены преддоковая и боковая площадки общей площадью 71000 кв. метров, обеспеченные всеми видами энергетики. Крановое оборудование дока состояло из двух козловых кранов при спаренной работе – весом до 600 тонн. Были четыре портальных крана типа «Марабу» грузоподъемностью 80 тонн каждый. Док имел оригинальную конструкцию головного откидного затвора. Это позволяло быстро открывать и закрывать доковую камеру, а мощная насосная станция была способна осушить всю доковую камеру за 9 часов.

И в дальнейшем директор завода постоянно и настойчиво проводил грамотную производственную политику, проявляя заботу о росте технического процесса на предприятии. За период его работы внедрен целый ряд новшеств, главными из которых были: панельная система охлаждения трюмов на рефрижераторных судах, метод агрегатного монтажа механизмов и панельного изготовления трубопроводов и систем, доведены до лучших мировых образцов промышленные и морозильные устройства судов типа «Алтай» и многое другое.

Не случайно суда, построенные на заводе «Океан» в то время, демонстрировались на международных выставках «Инрыбпром-68» (1968, Ленинград, СССР), «ЭКСПО-70» (1970, Осака, Япония).

И.Р. Чумаков всегда был в поисках нового, передового опыта. Новинки технологии он подмечал и перенимал в ходе служебных командировок в Швейцарию (1962), Голландию (1965), Швецию (1965), Данию (1965), Японию (1970).

И.Р. Чумаков с коллегами 1 мая 1949. Угол Никольской и Фалеевской

Деятельность Игната Романовича не замыкалась только за заводской проходной, много внимания он уделял развитию Николаева, строительству жилья, культурно-бытовых учреждений для горожан и работников завода. Его гордостью была когорта воспитанных им руководящих работников завода, цехов, отделов. В первую очередь – Н.В. Чантурия, Ю.В. Старых, М.И. Сиказан, Б.Г. Бозий, Н.И. Кирпенко, Е.А. Ставничий, Н.П. Сазанов, С.М. Козлов, И.П. Лауферман, Ф.М. Шкляренко и много других. С некоторыми из них автор этих строк был знаком лично. Чумаков развивал, поощрял у молодых специалистов личную инициативу, организаторские способности.

Из плеяды молодых специалистов завода впоследствии вышли известные руководители судостроительной отрасли. Так, С.М. Козлов стал начальником ЦКБ «Черноморсудопроект», Н.П. Наумов – директором Астраханской судоверфи, В.В. Подлясский – директором Клайпедского судостроительного завода, А.И. Орехов, П.Б. Колядин – руководителями отделов министерства, Н.В. Чантурия в 1965 году становится главным инженером завода, а впоследствии – директором завода «Океан». И этот перечень можно продолжить.

И.Р. Чумаков принимал активное участие в политической и общественной жизни города Николаева. Он избирался членом и кандидатом в члены Николаевского обкома КПУ, членом бюро Жовтневого райкома КПУ, членом парткома завода, депутатом райсовета.

Более сотни судов различного назначения было построено во время его руководства на «Океане». Заслуженными были награды Игната Романовича Чумакова: ордена Ленина (1966), Октябрьской революции (1973), три ордена «Знак Почета» (1944, 1949, 1971), медаль «За оборону Сталинграда» (1943), «За трудовое отличие» (1959), «За трудовую доблесть» (1952) и другие.

Время неумолимо брало свое. 4 июля 1974 года приказом министра судостроительной промышленности СССР № 256-к И.Р. Чумаков, проработавший в судостроительной промышленности СССР 44 года, был освобожден от должности директора «в связи с переходом на пенсионное обеспечение».

Но не такой закалки был Игнат Романович, чтобы находиться в состоянии покоя. В день подписания приказа министром Игнат Романович вступил в должность главного диспетчера завода «Океан». На этой неспокойной должности он проработал почти два года. Затем, по личной просьбе, работал инженером-диспетчером по корпусному производству, инженером по научно-технической информации и на других инженерных должностях.

Но возраст и здоровье наложили свой отпечаток на привычный ритм жизни. По его личному заявлению с 1 июня 1993 года И.Р. Чумаков был уволен с завода.

Добрую память оставил заводчанам бывший директор. По его инициативе и при активном участии создается музей истории завода. Вспоминаю, как, работая первым секретарем Корабельного райкома ЛКСМУ (03.11.1979 – 23.10.1980), я неоднократно с гостями из Киева и Москвы посещал музей завода «Океан», где увлекательные экскурсии проводил лично Чумаков. Музей поражал количеством эксклюзивных и ценных экспонатов.

Останется на память многим поколениям и еще одно создание Игната Романовича. В 1991 году в одесском издательстве «Маяк» к 40-летию завода вышла книга «Океан». Слово о заводе». Написана она И.Р. Чумаковым и журналистом Андреем Константиновичем Яценко.

Среди книг, посвященных истории судостроительных заводов Николаева, это издание выделяется прекрасным изложением материала, изобилует точной хронологией событий, которые происходили на заводе. О скромности одного из авторов говорит тот факт, что в книге вы найдете всего одну фотографию Чумакова, а в тексте его фамилия упоминается только один-два раза.

К сожалению, человек не волен распоряжаться продолжительностью своего жизненного бытия. 31 января 1998 года Игнат Романович Чумаков скончался. Товарищи, близко знавшие его, откликнулись на его смерть некрологом, опубликованным в газете «Южная правда» (№ 21) за 3 февраля 1998 года.

«…И.Р. Чумаков был одним из самых авторитетных директоров Николаева. Любовь к заводу, его людям не прошла в связи с пенсионным возрастом. История завода, которую он знал прекрасно, стала его основным занятием в народном заводском музее», – говорилось в некрологе.

В этом же году 21 декабря не стало его жены Лидии Дмитриевны. Супруги Чумаковы похоронены на Мешковском кладбище в почетном секторе.

В 2015 году ушли из жизни их сын и дочь. Сегодня память хранят только родные и близкие семьи Чумаковых. Как-то несправедливо судьба распорядилась по отношению к памяти об Игнате Романовиче. Появились новые улицы, скверы и парки, но они названы именами людей, творивших, но в большинстве своем не создававших материальные ценности. Имя известного корабела, к сожалению, предано забвению. Ох уж эта конъюнктурная деменция!

Верю, что наступит время, когда одной из красивейших улиц будет дано имя Игната Чумакова, а по водной глади Южного Буга пройдет корабль, на борту которого будет выведено его имя. И, проходя мимо береговой линии завода «Океан», раздастся гудок-приветствие с его борта заводу, которому корабел отдал всю свою жизнь.

Евгений Горбуров,
депутат Николаевского областного совета.