Художник Юрий Гуменный. На языке живописи: библия, майдан, материнство

16:00

Откройте “Вечерний Николаев” в Google News и  Телеграм-канале

Эта весть для художника Юрия Гуменного стала полной неожиданностью. Накануне Дня Независимости Украины лучших представителей николаевской общины пригласили на праздничный вечер, где им вручили памятный знак «За заслуги перед Николаевщиной» – в числе награжденных был и Юрий.
Награда заслуженная, ибо художник является одним из самых плодотворно работающих живописцев, графиков нашего времени – много пишет, много выставляется. К примеру, в 2016 году он показал Украине 7 своих выставок – в Николаеве, Тернополе, Ровно, Луцке, Ужгороде, Ивано-Франковске, Острожской академии. 300 работ! А потом в 2018-м, после весеннего вернисажа, состоявшегося в нашем городе, две его персональные выставки увидели одесские любители художественного творчества: 60 рисунков – в литературном музее и 70 живописных полотен – в музее западного искусства. В июле 2019-го – новая выставка «по соседству», в галерее Херсонской организации НСХУ.
Каталоги работ Юрия Гуменного – это своеобразный отчет о воплощенных в живописи и графике творческих исканиях. Всего каталогов – пять, последний был издан в 2016 году: 90 рисунков и 90 картин.

Два года назад наша газета уже рассказывала об интересном проекте Юрия Гуменного – его графических сериях, получивших названия «Майдан», «Рождество», «Вечеря», «Материнство» и других. Работа над ними продолжается и сегодня.
115 больших листов графики размером 90 см на 120 см лежат в мастерской художника и ждут своего часа, чтобы быть представленными зрителю. 30 листов – это «Майдан». 40 листов – «Вечеря».
Мы с автором рассматриваем работы, созданные за последние два года. Расстрел на Майдане. Здесь cмешались людские судьбы, людские трагедии. Насыщенные образами, «концентрированные» сюжеты. В сюжетную канву вплетаются плач матери над телом погибшего сына, слезы родных по убиенным… Они падают, сплетаясь телами, – живые и мертвые, мужчины и женщины, дети. В скопление людских персонажей добавлены лошади – символ беззащитной жертвы… добавлены быки с налитыми кровью глазами – символ зла, символ «породы» людей, которые пришли к власти. Скорбное Рождество, печальный Пасхальный день – скорбь украинского народа по умершим.
Есть рисунки, где присутствует множество детских фигур, парящих в пространстве. Это детские души – за каждым убитым на войне молодым человеком тянется «шлейф» нерожденных детей. «Сколько молодых погибло в АТО! Это дети Украины. За каждым убитым – жены, подруги, матери», – говорит Юрий Гуменный.
На некоторых рисунках автор добавляет к основным персонажам – художника, сидящего в сторонке у мольберта и пишущего картину. «Художник у меня – как достоверное лицо, очевидец всех происходивших событий. Он видел это!» – комментирует Юрий. А иногда на рисунках мы наблюдаем художника… заснувшего у мольберта. И пока он спит, его персонажи сходят с холста, выбираются за пределы рамы, обретая свободу.
Особой силой пронизаны работы из серии «Тайная вечеря». Этой теме посвящены сотни картин разных художников разных эпох – но она манит живописцев XXI века с новой силой. Юрий Гуменный возвращался к ней не раз в своих графических поисках, создавая все новые и новые вариации.
Вот Христос, Иуда и один из апостолов – беседуют после вечери, остальные разошлись. Вот сюжет – зарождение предательства. Вот поцелуй Иуды. Вот жертвоприношение. Сюжеты, в центре которых – библейские герои, сопровождаются знаковыми деталями: деревянный крест, чаша, хлеб, предательские сребреники. И кое-где тоже присутствует художник – свидетель событий.
Материнство – еще одна до боли щемящая тема. Красота матери и дитя, украинская мадонна с сыном на руках – это вера в благословенное будущее.
Как долго работается над одним рисунком?
– Два-три дня. Настолько быстро выплескиваются мысли и эмоции на бумагу, что долго над сюжетом не задумываешься. Можно было бы сделать работу более законченной – прорисовать, к примеру, руки, – говорит Юрий Гуменный. – Я ведь рисунком занимаюсь профессионально – стараюсь тщательно прорабатывать детали – мимику лиц, руки, босые ноги, мышцы. Но время, отпущенное для работы, настолько сжато… Кроме того, хочется поэкспериментировать с цветом. Тонирую листы, подсвечиваю фрагменты рисунка красным, желтым, зеленоватым. Ведь рисунок – это только белая бумага и карандаш.
Скоро ли николаевский зритель увидит эти работы? Возможно, уже на Покрова. А планы у художника Гуменного такие – принять участие в конкурсе имени Андрея Антонюка, который состоится осенью нынешнего года в Николаеве. По условиям конкурса победитель (или победители) обязан сделать выставку, приуроченную ко дню рождения народного художника Украины А. Антонюка.
На рассмотрение конкурсного жюри Юрий Гуменный подал не только свои рисунки, но и живописные работы, в числе которых – картины из серии «Андрей». Эта серия включает 10 живописных полотен: философские портреты Антонюка, Андрей среди своих персонажей, «Андреевы Покрова», художник, несущий свой крест, и другие.
Не к портретному сходству стремился Гуменный, создавая цикл о великом Мастере. Его интересовал прежде всего образ творца. Художник стремился рассказать о своем друге художнике – языком живописи.
Наталья Христова.
Фото автора.