Художник Юрий Гуменный. На языке живописи: библия, майдан, материнство

16:00

Эта весть для художника Юрия Гуменного стала полной неожиданностью. Накануне Дня Независимости Украины лучших представителей николаевской общины пригласили на праздничный вечер, где им вручили памятный знак «За заслуги перед Николаевщиной» – в числе награжденных был и Юрий.
Награда заслуженная, ибо художник является одним из самых плодотворно работающих живописцев, графиков нашего времени – много пишет, много выставляется. К примеру, в 2016 году он показал Украине 7 своих выставок – в Николаеве, Тернополе, Ровно, Луцке, Ужгороде, Ивано-Франковске, Острожской академии. 300 работ! А потом в 2018-м, после весеннего вернисажа, состоявшегося в нашем городе, две его персональные выставки увидели одесские любители художественного творчества: 60 рисунков – в литературном музее и 70 живописных полотен – в музее западного искусства. В июле 2019-го – новая выставка «по соседству», в галерее Херсонской организации НСХУ.
Каталоги работ Юрия Гуменного – это своеобразный отчет о воплощенных в живописи и графике творческих исканиях. Всего каталогов – пять, последний был издан в 2016 году: 90 рисунков и 90 картин.

Два года назад наша газета уже рассказывала об интересном проекте Юрия Гуменного – его графических сериях, получивших названия «Майдан», «Рождество», «Вечеря», «Материнство» и других. Работа над ними продолжается и сегодня.
115 больших листов графики размером 90 см на 120 см лежат в мастерской художника и ждут своего часа, чтобы быть представленными зрителю. 30 листов – это «Майдан». 40 листов – «Вечеря».
Мы с автором рассматриваем работы, созданные за последние два года. Расстрел на Майдане. Здесь cмешались людские судьбы, людские трагедии. Насыщенные образами, «концентрированные» сюжеты. В сюжетную канву вплетаются плач матери над телом погибшего сына, слезы родных по убиенным… Они падают, сплетаясь телами, – живые и мертвые, мужчины и женщины, дети. В скопление людских персонажей добавлены лошади – символ беззащитной жертвы… добавлены быки с налитыми кровью глазами – символ зла, символ «породы» людей, которые пришли к власти. Скорбное Рождество, печальный Пасхальный день – скорбь украинского народа по умершим.
Есть рисунки, где присутствует множество детских фигур, парящих в пространстве. Это детские души – за каждым убитым на войне молодым человеком тянется «шлейф» нерожденных детей. «Сколько молодых погибло в АТО! Это дети Украины. За каждым убитым – жены, подруги, матери», – говорит Юрий Гуменный.
На некоторых рисунках автор добавляет к основным персонажам – художника, сидящего в сторонке у мольберта и пишущего картину. «Художник у меня – как достоверное лицо, очевидец всех происходивших событий. Он видел это!» – комментирует Юрий. А иногда на рисунках мы наблюдаем художника… заснувшего у мольберта. И пока он спит, его персонажи сходят с холста, выбираются за пределы рамы, обретая свободу.
Особой силой пронизаны работы из серии «Тайная вечеря». Этой теме посвящены сотни картин разных художников разных эпох – но она манит живописцев XXI века с новой силой. Юрий Гуменный возвращался к ней не раз в своих графических поисках, создавая все новые и новые вариации.
Вот Христос, Иуда и один из апостолов – беседуют после вечери, остальные разошлись. Вот сюжет – зарождение предательства. Вот поцелуй Иуды. Вот жертвоприношение. Сюжеты, в центре которых – библейские герои, сопровождаются знаковыми деталями: деревянный крест, чаша, хлеб, предательские сребреники. И кое-где тоже присутствует художник – свидетель событий.
Материнство – еще одна до боли щемящая тема. Красота матери и дитя, украинская мадонна с сыном на руках – это вера в благословенное будущее.
Как долго работается над одним рисунком?
– Два-три дня. Настолько быстро выплескиваются мысли и эмоции на бумагу, что долго над сюжетом не задумываешься. Можно было бы сделать работу более законченной – прорисовать, к примеру, руки, – говорит Юрий Гуменный. – Я ведь рисунком занимаюсь профессионально – стараюсь тщательно прорабатывать детали – мимику лиц, руки, босые ноги, мышцы. Но время, отпущенное для работы, настолько сжато… Кроме того, хочется поэкспериментировать с цветом. Тонирую листы, подсвечиваю фрагменты рисунка красным, желтым, зеленоватым. Ведь рисунок – это только белая бумага и карандаш.
Скоро ли николаевский зритель увидит эти работы? Возможно, уже на Покрова. А планы у художника Гуменного такие – принять участие в конкурсе имени Андрея Антонюка, который состоится осенью нынешнего года в Николаеве. По условиям конкурса победитель (или победители) обязан сделать выставку, приуроченную ко дню рождения народного художника Украины А. Антонюка.
На рассмотрение конкурсного жюри Юрий Гуменный подал не только свои рисунки, но и живописные работы, в числе которых – картины из серии «Андрей». Эта серия включает 10 живописных полотен: философские портреты Антонюка, Андрей среди своих персонажей, «Андреевы Покрова», художник, несущий свой крест, и другие.
Не к портретному сходству стремился Гуменный, создавая цикл о великом Мастере. Его интересовал прежде всего образ творца. Художник стремился рассказать о своем друге художнике – языком живописи.
Наталья Христова.
Фото автора.